Испания считается чуть ли не общеевропейским центром по презентации внедорожников всех мастей. С одной стороны, это цивилизованная страна с развитой инфраструктурой и прекрасными дорогами федерального значения. А с другой... Попробуй-ка найди во Франции, не говоря уж о Германии, Богом забытый уголок. Здесь же в полусотне километров от Мадрида сколько угодно и серпантинов, и разбитых проселков, на которых в октябре свои «стати» продемонстрировал Lexus RX 300.
Собственно, новинка это только для Европы, в США за 2 года продано около 140000 автомобилей, и, само собой, кое-что через «серых» дилеров попало в Россию. Теперь эта модель официально поставляется в Старый Свет, и мы получили возможность понять разницу между «серым» и «белым». Визуально обнаружить различия — особенно не зная, что искать — не просто. Пресловутых десяти отличий нет, всего лишь чуть-чуть изменилась фактура облицовки радиаторной решетки, в соответствии с европейскими правилами повторители поворотов переставлены с бампера на крылья, а оригинальные граненые задние фонари теперь закрыты бесцветными плафонами. Европейцы, переоформляя, например, Ford Mondeo в американский Contour, идут на большее, однако в данном случае полное сохранение стилистики совершенно оправдано, она не нуждается в корректировке в зависимости от рынка.
Судя по словам главного инженера проекта Цунео Ючимото (Tsuneo Uchimoto), с дизайном проблем вообще не возникало. А вот конструктивно сначала подумывали о схеме, аналогичной M-классу, но в конечном итоге остановились на несущем кузове, поскольку в идейном плане на первом месте явно стоял легковой автомобиль и только потом — внедорожник.
Однако очное знакомство с RX 300 началось как раз с его внедорожной ипостаси, причем проверка оказалась даже посерьезнее, чем устроенная летом для RAV4 второго поколения. Поскольку трансмиссии обеих машин практически идентичны — привод постоянный полный с межосевым дифференциалом, блокируемым вискомуфтой, КПП — 4-диапазонный автомат, никаких «открытий чудных» не последовало. Lexus уверенно форсировал брод полуметровой глубины, благодаря небольшим свесам и довольно приличному клиренсу без труда перебирался через неглубокие канавы и бугры, но мы отметили, что ему нужен надежный контакт шин с «подстилающей поверхностью». На сухом, изрядно перепаханном поле он не подведет, к водоемам же нужно подбираться с опаской. Норвежцы, вздумавшие полюбоваться поближе туманом над озером, «сели» намертво, вызволять их пришлось с помощью технички. (Мы бы их и сами выдернули, но при наличии хорошего комплекта инструментов и полноценной запаски троса в багажнике не оказалось.) Кроме того, очень уж «нежно» выглядят бамперы и пороги, а диагональное вывешивание наступает при высоте препятствия сантиметров в 30. В общем, на, так сказать, «щадящем» бездорожье Lexus RX 300 в своей стихии, но шастать на нем по медвежьим углам не рекомендуется.
Впрочем, сама философия автомобиля подразумевает, что его владелец отнюдь не грезит лаврами первопроходца. Элегантные напольные коврики и прекрасная кожа подразумевают в худшем случае кроссовки и джинсы, но никак не грязные сапоги. Да и багажник с подпружиненной шторкой явно не предназначен для громоздких грузов, хотя для чемоданов места достаточно, да и спинка заднего сиденья складывается по частям. Водительское сиденье сдвигается на 17 мм, что совсем нелишне, при росте в 180 см на нем тесновато.
Пока все так же, как в американском варианте? Да нет, различия проявляются сразу же, на передних сиденьях. Внешне все, как было, вплоть до вспыхивающих после поворота ключа зажигания шкал приборов — янки от таких штучек без ума. Но сами сиденья с удачно расположенными с их внешней стороны клавишами восьми серворегулировок получили боковую поддержку, как и принято в Европе. Кроме того, появилось и новое оформление — исполнение Sport с черным салоном и вставками на консоли под алюминий, а не под дерево. По-моему, раньше такой отделкой щеголяла только Toyota Harrier. (На внутренний рынок Lexus не поставляется, но каждая модель имеет двойника под «материнской» маркой. Тем не менее, «лексусы» в Японии встречаются, поскольку у тамошних «малиновых пиджаков» особым шиком считается машина с левым рулем.) Но это лирика, хотя и приятная, куда интереснее понять, чем европеизированный RX 300 отличается от «американца» на дороге. И, надо сказать, изменения оказались очень удачными.
Прежде всего, подвески (McPherson со стабилизаторами поперечной устойчивости спереди и сзади) стали ощутимо жестче. В результате досаждавшие раньше раскачки кузова при резком маневрировании стали заметно меньше, вернее, они не идут ни в какое сравнение с типичными «янки». Понятно, улучшилась и управляемость, а вместе с ней и обратная связь с дорогой, «бархатный» при парковке руль с ростом скорости «наливается соками». А на спидометр поглядывать не грех, благо он доминирует на щитке и с него исчезла оцифровка в милях, салон от «окружающей среды» и двигателя изолирован на совесть. Я, например, сообразил, что сработал ограничитель, когда стрелка указывала на 195 км/ч. Кстати, двигатель явно способен на большее, так что у тюнинговых фирм есть прекрасное поле для деятельности.
Все дисковые тормоза (передние, понятно, вентилируемые) и на «американце» претензий не вызывали, в отличие от «бесхарактерной» педали. Это был не дефект, а особенность рыночной спецификации — теперь связь с исполнительными механизмами куда информативнее. Вкупе с системой стабилизации курсовой устойчивости и системой электронного распределения тормозного усилия управлять RX 300 и просто, и приятно что на магистрали, что на узеньких улочках средневековой Сигуэнцы, что в почти по-арабски бестолковой толчее предместий Мадрида.
В целом представление о новинке европейского рынка сложилось на редкость позитивное. Да, это не внедорожник, но к RX 300 прекрасно подходит недавно изобретенный термин «вседорожник», а большего и не требуется. При том «трехсотый» — настоящий Lexus без каких-либо скидок, американцы за него уже проголосовали более чем активно. Поэтому, думается, и японцы, рассчитывающие продавать в год в Европе 6000-7000 машин, могут не волноваться.
© Автомобили
Декабрь 2000