Они появились как-то вдруг. Вроде недавно, но уже стали привычными. Теперь солидная фирма-производитель просто обязана иметь в своем модельном ряду люкс-внедорожник. Вот и у компании Volvo появился XC 90. А к нему в конкуренты из новинок очевидно напрашивается Lexus RX 300 второго поколения.
Появление кроссоверов, или больших паркетников, — один из ярчайших примеров смешения жанров. В данном случае внедорожник «скрещивается» со спортуниверсалом. Причем в результате образования новой породы достоинства первого и второго должны приумножаться, а недостатки исчезать. Можно сказать, люкс-внедорожник — результат перемирия после долгих военных действий армий дизайнеров, конструкторов, технологов, маркетологов и т.д. А в отечественных условиях, когда жизнь многих богатых и очень богатых людей связана с поездками на дачу, охоту, по объектам, трамвайным путям, московским сугробам, — кроссоверы — то, что нужно.
Выбрав американского «шведа» и японского «американца» (или, если хотите, наоборот, но их главный рынок — США), мы сознательно сузили выбор по критериям времени появления на рынке (недавнего) и объема двигателя (3-литрового). Хотя у Volvo 272 л.с. против лексусовских 204-х, динамические параметры моторов близки. У «Лексуса» — 200 км/ч и 9,9 с до «сотни» против 210 и 9,3. Volvo тяжелее и многоместнее (7 персон). Оба они — полноприводные, но RX 300 — постоянно, а вот XC 90 — с подключением задних колес через муфту Haldex. Оба без понижающей передачи.
ДИНАМИКА
Несмотря на сухие цифры в колонках техданных, Volvo заметно резче стартует с места и набирает скорость без резких изменений в тяге, интенсивно и уверенно — турбина не помеха. Мотор глуховато басит, но пластмассовая отделка в ответ не резонирует. При движении в потоке 6-цилиндровый рядный мотор легко крутануть с оперативной реакцией коробки и переключением «вниз». На трассе и подавно тяжелая и устойчивая машина сама несется вперед.
Единственным отмеченным неудобством показалось включение ручного режима «автомата». В него постоянно попадаешь, когда быстро переводишь рычаг из Р в D. Еще один шажок ближе к себе и чуть влево — селектор оказывается в секторе +/-. Этого не замечаешь, и, взревев «первой», обороты упираются в ограничитель. Спохватываясь, возвращаем рычаг в D.
Lexus — другой. Похож на «предка» — RX 300 первого поколения. Неторопливый и задумчивый — по ощущениям. Но это иллюзия: за плавностью и отсутствием скачков скрывается динамичный и уверенный разгон. Переключения здесь действительно длительнее, чем у конкурента, особенно вниз, при использовании kick-down.
Неоспоримым плюсом новинки от Lexus следует назвать идеальную акустику. На холостых двигателя не слышно вовсе, лишь по приборам видно — работает. А на скорости мотор если и поет, то негромко и мелодично. Зато ветер и вовсе не свистит — Сх = 0,33!
Все-таки по отзывчивости с этим V6 Lexus оптимален для зрелого водителя. Сама философия машины — ничего резкого и грубого при одновременном мягком уходе от перегрузок.
УПРАВЛЯЕМОСТЬ
Volvo, и Lexus по управляемости ведут себя совсем по-разному. Если ХС 90 — это быстроходный катер, предсказуемый, легкий, но чуть сдемпфированный окружающей средой, то RX 300 по характеру похож на традиционные компьютерные игры типа «гонялок». Продукт высоких технологий: абсолютно бесстрастен, даже холодно-равнодушен, предельно рационален.
Первое, что замечаешь при наборе скорости — как «наливается тяжестью», «ужесточается» руль Volvo, и после 100 км/ч уже кажется, что гидроусилителя на машине нет. И сбить ее с траектории случайным неловким движеньем руки совсем непросто. Но притормаживаем до 60-70, и усиление снова комфортное, городское.
Козырь «Лексуса» — пневматическая подвеска, которая устанавливается как опция. Удобно залезать в «присевший» экипаж, не задирая по-джиповски ноги. Это же низкое положение, если даже не вдаваться в подробности о соответствии возможных уровней посадки скоростным режимам, служит добрую службу и при быстром прохождении извилистой дороги. Устойчивости машине не занимать. А в максимально поднятом положении RX прекрасно огибает все неровности. Хотя у неподнимающегося Volvo свое преимущество — толстые и прочные дуги, защищающие пороги.
Современные дорогостоящие автомобили немыслимы без систем электронной стабилизации. Но японская VSC «душит песню» много раньше, чем хотелось бы. По крайней мере, мне. Опять-таки, все для американцев — «против дурака». Чтобы отдельные неграмотные янки, улетев по ошибке с трассы, не вчиняли судебных исков против производителя, Lexus, активно войдя в вираж, начинает «хрустеть» тормозами и будто «вязнет». Опять-таки, похоже на то, как на виртуальных гонках ведет себя слетевший с трассы на гравий «автомобиль». У Volvo аналогичные качества выражены не столь явно.
При движении по пересеченной местности мы заведомо не стали завышать оценочную планку выше «паркетного» уровня, ведь оба конкурента, обладая неплохой «геометрией» и немалой энерговооруженностью, не имеют никаких дополнительных джиповских функций по сравнению с обычными легковыми полноприводниками. Но субъективно Volvo, несмотря на то что задняя «ось» подключается лишь через Haldex — «по требованию», лучше прет по песку и грязи. Lexus нежнее, быстрее увязает и скисает, и... его жальче гробить! Какой-то он рафинированный, не сельский.
И сразу же отмечаешь на обеих машинах емкую, упругую работу подвесок «на сжатие» и резкий ударный ход «на отбой» при быстром прохождении мелких и средних неровностей. Комфорта это не увеличивает.
ЭРГОНОМИКА
По внутреннему объему Volvo и Lexus — два абсолютно непараллельных мира. И оба — яркие представители своего корпоративного стиля.
Попадая в вольвовский салон, ощущаешь себя так же, как и в привычных S60 и S80: толстые двери и массивные кресла, крупногабаритная панель приборов. Кнопок хоть и много, но по ним как-то сразу «попадаешь», без раздумья. Да и удобно: например, знаменитое «трио» обдува — вверх, вниз, в лицо. На «бороде» — кнопка фиксации задних дверей против детских шалостей. Аскетичной обстановку не назовешь, скорее — вполне самодостаточной, неперегруженной.
Lexus, в противовес, продукт чрезмерной роскоши, богатства. При включении зажигания волшебно вспыхивает оптитрон. Параллельно с этим рулевая колонка быстро и беззвучно подъезжает вниз и ближе: сначала она скромно пропускала своего господина на законное место. Столь же покорно «опускают очи долу» боковые зеркала при включении задней передачи АКП.
Рычаг коробки, кстати, «растет» из «бороды», а не из тоннеля — оперировать им удобнее. А вот разнобой кнопок — черных по черному и блестящих по блестящему — не порадовал: информативность невысока.
Обе машины, если вы не успели пристегнуться, заголосят докучливым зуммером. Но если Lexus звучит приемлемо, то Volvo начинает тихо, а потом врубает «пиликалку» на всю мощь. Оно, конечно, правильно, для общей пользы придумано, но уж больно бьет по нервам.
А вот широчайшие передние стойки XC 90, да еще увенчанные зеркалами в своей самой массивной, нижней, части, действительно создают определенные неудобства. Сидишь-то за рулем довольно низко, так что «мертвая зона», где легко скроется целый автобус, уж больно велика. Приходится выгибать шею, чтобы убедиться в отсутствии помехи.
ПРАКТИЧНОСТЬ
Сам тип автомобиля предполагает, что кроссовер — верх удобства и практичности. Что наш тест действительно и подтверждает.
Как, например, ловко в Volvo раскладывается третий ряд сидений, таящийся под плоским и низким полом багажника! Легко выезжают подушки, поднимаются спинки. Во все три ряда направлены сопла вентиляции, и даже есть регулировка. Еще порадовала традиционно шведская забота о малыше, которому отведено самое безопасное место посередине дивана второго ряда. Плотная подушечка с ремнем безопасности выезжает вверх, и сидеть маленькому пассажиру удобно и безопасно. А родителям — спокойно.
Козырь Lexus — сервопривод открытия и даже закрытия (!) крышки багажника. Пятая дверь управляется с пульта и избавляет хозяина от необходимости дергать тяжелую и иногда пыльную фрамугу самому.
У обеих машин под полом багажника имеются мелкие закрытые емкости для хранения мелочей, чтобы те не летали по салону. Как опция в шведской машине устанавливается тяжелая решетка из толстых прутьев позади второго ряда. Говорят, что для собаки, или чтобы груз вперед не сместило, но, по-моему, и матерому уголовнику ее не перепилить.
Сложно сравнивать топовые люксусные модели. Многое зависит и от придирчивости взгляда, и от личных пристрастий оценивающего. Lexus нам увиделся как некий идеальный рафинированный предмет, чей имидж не позволяет использовать неординарные решения. Volvo более харизматичен и скорее придется по сердцу любителям выделиться из толпы. Но за эту оригинальность придется выложить лишние $10 000.
© Автомобили
Июль 2003