Считается, что совмещение высоких скоростных характеристик, экономичности и экологичности в одном автомобиле невозможно. Выпустив Lexus RX400h, первый в мире гибридный «премиум-паркетник», Toyota доказала обратное.
С виду это привычный Lexus RX300, множество которых колесит по дорогам нашей планеты. Но на самом деле RX400h — автомобиль уникальный. Как никакой другой, он живет своей собственной, неведомой неискушенным жизнью. Тайна кроется в символе «h», означающем что Lexus RX400h — гибрид. Бр-р, звучит не очень. Что-то вроде «киборг». Между тем, это всего лишь свидетельство использования бензоэлектрической силовой установки.
Toyota «подсела» на гибридные технологии более семи лет назад и обкатала их на более чем 120 тысячах автомобилей. Самый наглядный пример — легковушка Prius. Теперь вот появился полноприводной Sport Utility Vehicle. Базируясь на популярном RX300, гибридная версия индексируется как «четырехсотая», чтобы отразить существенно большую мощность, чем у бензинового собрата. Так, отдача гибридного силового тандема (3,3-литровый V6 и два электродвигателя на передней и задней осях) составляет 270 л.с., что более чем на 70 «лошадей» превышает показатель «трехсотого». Помимо трех моторов компонентами высокоинтеллектуальной силовой установки являются генератор, планетарный механизм распределения мощности, электронный блок управления силовыми агрегатами и высоковольтная никель-металлогидридная батарея (к слову, рассчитанная на весь срок службы автомобиля).
После поворота ключа зажигания RX400h начинает свою тайную деятельность. При трогании с места и движении на малой (приблизительно 10 км/ч) скорости используются лишь электромоторы. Автомобиль бесшумно, словно призрак, снимается с якоря. Нажатие на педаль газа активизирует основной двигатель (автоматический запуск сопровождается только приглушенным урчанием), который в сочетании с обоими элетромоторами и, соответственно, в режиме полного привода обеспечивает плавный разгон. Неслабый, между прочим: 7,6 секунды до «сотни» — на 1,4 лучше, чем у более легкого RX300. Батарея при этом дополнительно снабжает электромоторы предварительно накопленной энергией, увеличивая потенциал бензинового мотора.
При равномерном движении, например по трассе, Lexus становится переднеприводным. Теперь работает основной двигатель, через генератор питающий передний электромотор. За счет избыточной мощности V6 также подзаряжается батарея. Разумеется, стационарной подзарядки она не требует. А система управления зорко следит за тем, чтобы ресурсы батареи не иссякли.
При торможении (задействован полный привод) электромоторы переходят в режим рекуперации, преобразуя кинетическую энергию в электрическую, которая аккумулируется в батарее. Стоит остановиться, и бензиновый двигатель автоматически выключается для экономии топлива. Если при этом остались включены, скажем, климатическая установка или фары, то V6 будет периодически сам запускаться для подзарядки.
Без учета гибридной специфики RX400h ездовыми ощущениями он мало отличается от бензинового собрата: та же отзывчивость руля, те же информативные тормоза, компромиссно-комфортабельная подвеска... Разве что дополнительная тяга гибридного сердца создает впечатление более мощного двигателя, чем есть на самом деле. «Электрический ускоритель» Lexus сродни турбонаддуву. Но если турбина зачастую грешит провалами, то в данном случае энергия передается молниеносно. Эффект усиливает бесступенчатая трансмиссия, распределяющая тяговое усилие к колесам на одном дыхании. Любопытно, что RX400h при среднем расходе топлива 8,1л/100 км на треть экономичнее RX300.
Внутри машина сродни тому же RX300. Малость переосмыслен дизайн панели приборов и трансмиссионного селектора. Семидюймовый информационный дисплей может среди прочих вспомогательных справок выдавать график энергозатрат с количеством произведенных машиной подзарядок или функциональную схему работы агрегатов в данный момент. Благодаря небольшим размерам и грамотной компоновке узлов (батарея, например, спрятана под задним сиденьем), габариты салона и багажника соответствуют цифрам «трехсотого».
Создатели машины также уверяют, что за счет модифицированной подвески и новой системы контроля за динамикой движения (VDIM), которая связывает воедино ABS, тракшн-контроль, систему курсовой устойчивости, электроусилитель руля, акселератор, трансмиссию и отличается чрезвычайным быстродействием, существенно улучшена управляемость автомобиля.
Кстати, как бы внешне RX400h ни напоминал бензинового собрата, его можно идентифицировать по оригинальной оптике, персональному дизайну облицовки радиатора и колесных дисков.
Несмотря на свою электрическую сущность гибрид не утратил превосходных внедорожных качеств: он уверенно карабкается по горным кручам и форсирует гиблые лужи. В общем, машина знатная. Дороговата, правда. Для России определена цена в $ 77 300 (на $ 11 000 дороже максимально упакованного RX300), но с учетом неординарных качеств и экономичности… К тому же тойотовские инженеры утверждают, что по надежности и работоспособности в суровых зимних условиях новый гибридный SUV не отличается от обычного.
Остается упомянуть о чистоте выхлопа, соответствующей строгим нормам «Евро-4», благодаря которой, кстати, автомобиль пользуется повышенным спросом у повернутых на экологичности американцев.
У нас, как ни удивительно, тоже уже сформирован солидный пакет предварительных заказов. Наверное, потому, что, хотя Lexus RX400h и живет своей жизнью, он способен в немалой степени улучшить жизнь своего владельца.
© 5Колесо
Июль 2005