Я отпустил педаль газа, и мне даже показалось, что я слышу шум прибоя. Бесшумный, как троллейбус, автомобиль катился вдоль Эгейского моря. "Все движется, ничто не стоит на месте", - говорил Гераклит. Греческий уже давно исключен из школьных программ. Теперь на очереди ревизия учебных пособий автошкол. Пройдет еще совсем немного времени, и дисциплина "Устройство автомобиля" будет выглядеть совсем иначе. На наглядных пособиях места поплавковых камер и прочих анахронизмов займут совсем другие детали. Такие, как у Lexus RX 400h.
Я повернул ключ зажигания, вспыхнула панель приборов, но двигатель не запустился. "Может, надо выжать тормоз?" - выдвинул версию коллега. "Или двигатель работает, но отличная звукоизоляция не позволяет его услышать?" Опять же тахометра нет - вместо него шкала, измеряющая киловатты. Японец, наблюдавший через открытое окно за нашими ушельческими попытками, был явно доволен: "Все уже работает, - заулыбался он, - можете ехать".
Если нажать педаль, которую язык теперь просто не поворачивается назвать "газом", то гибридный RX бесшумно тронется с места. Бензиновый двигатель молчит, работают только электромоторы. В таком режиме мы проехали километра полтора и даже разогнались до 50 км/ч. Бензиновый мотор мгновенно включился лишь тогда, когда столбики индикации заряда батареи на дисплее стали совсем маленькими. Теперь у нас работали и бензиновый двигатель, и передний электромотор - задняя ось "отдыхала", а батарея, судя по тому же дисплею, стала заряжаться.
Попробовали нажать "газ" посильнее. При интенсивном разгоне лошадиные силы и бензинового, и электрических агрегатов складываются, и водитель имеет возможность пользоваться всеми 272 л.с. На этом "Лексусе" стоит бесступенчатая трансмиссия - вариатор, поэтому ускорение протекает исключительно плавно, без рывков. Еще одна деталь: когда гибридный автомобиль разгоняется, усилие передается на все четыре колеса. Причем задняя ось приводится в движение исключительно электромотором, карданного вала в Lexux RX 400h попросту нет.
Стоит отпустить педаль "газа" - бензиновый двигатель тут же замолкает. Электромоторы же при этом работают как генераторы: изъясняясь более научно, преобразуют кинетическую энергию в электрическую, накапливающуюся в батарее. При этом экономному водителю будет очень приятно смотреть на расходомер. Если при интенсивном разгоне, когда педаль "газа" утоплена до упора, он иногда показывает расход в 65 л/100 км, то при отпущенной педали - 0 л/100 км. Ты можешь катиться и катиться, не загрязняя при этом окружающую среду и не облегчая собственный карман. Так сегодня экономят топливо крымские таксисты - после перевала выключают зажигание и дальше, под гору, едут накатом.
То же самое в пробке или на "долгом" светофоре, когда попусту жечь бензин вроде бы тоже не нужно. Глушить мотор? Некоторые у нас так и делают, заставляя потом стоящих сзади слушать, как крутит стартер, а двигатель не схватывает. Здесь же все просто: в положении покоя машина - словно неживая, но стоит нажать на педаль, и она поехала, сама соображая, нужен ей сейчас бензиновый двигатель или нет.
Продажи Lexus RX 400h в России уже начались. Стоит автомобиль $77 300. Напомним, что за RX 300 в максимальной комплектации с нас спрашивают $66100, поэтому есть резон обсудить, что мы получим, платя за электромеханическую "игрушку" лишних $11 200.
Вопросы защиты окружающей среды нас волнуют мало - мы бутылки и сигаретные пачки из окна автомобиля выбрасываем, поэтому, что нам лишние кубометры CO. Экономия топлива? Давайте посчитаем. RX 400h расходует на "сотню" на 4,1 л меньше, чем RX 300. Значит, если за год вы обычно проезжаете, например, 20 000 км, то экономия составит 820 л Аи-95, что приблизительно равно $475. Стало быть, потраченные средства "отобьются" за 23 года и 5 месяцев.
"Лексус" и не призывает считать эти копейки. Фирма позиционирует Lexus RX 400h как более динамичный автомобиль, адресованный тем прогрессивно мыслящим людям, которые спешат покупать новый мобильный телефон не потому, что ему так необходимы его новые функции, а потому, что это актуально и модно. Динамика у гибрида действительно впечатляющая - до "сотни" он стартует всего за 7,6 с, что на 1,4 с быстрее, чем RX 300. Что касается "модности", то позволим себе поспорить. Новый "мобильник" обязательно подчеркивает свою новизну дизайном корпуса, его трансформациями, подсветкой клавиш и прочей бижутерией. Поэтому вполне логично было бы ожидать, что и "Лексус" даст возможность покупателям гибридных версий как-то покрасоваться перед окружающими. Ну, там антенну на крыше стилизовать под троллейбусный пантограф или на борту нарисовать череп, молнию и написать: "288 V Don't touch!"
На самом деле гибрид внешне почти не отличается от бензиновой версии. У RX 400h немного другая конструкция задних фонарей и противотуманных фар, несколько иначе решен дизайн радиаторной решетки плюс специально разработанные для этой модели 18-дюймовые легкосплавные диски. Изменения интерьера, разумеется, будут скрыты от посторонних тонированными стеклами, и потому разглядеть их смогут только попутчики владельца. Это 7-дюймовый информационный дисплей, на который, помимо прочего, при включенной задней передаче будет проецироваться все, что "увидит" камера, вмонтированная в пятую дверь, новый дизайн приборов, немного измененный селектор переключения режимов трансмиссии, а также алюминиевые декоративные вставки - взамен бывших, "под дерево". Выглядят они более современно, но не вполне логично, ведь металл в отличие от пластмассы проводит электричество. А ну как "закоротит"?
Кстати, мы задавали вопрос о надежности и долговечности батареи ответственному японскому лицу. Ведь если продолжить аналогию с модным мобильным телефоном, то надо признать, что трубка способна служить значительно дольше, чем ее батарейка. Нам ответили, что никель-металлогидридная батарея способна держать заряд даже при минус сорока по Цельсию, а срок ее службы равен сроку службы всего автомобиля.
Маркетологи "Лексуса" уже успели составить "фотороботы" потенциальных покупателей своих гибридных SUV. 36 процентов - это 38-летние мужчины, которых больше всего в жизни интересуют "собственные статусность и спортивность". Еще столько же 42-летних, отличающихся "повышенными запросами к качеству жизни и интересом к новым технологиям". Остальным покупателям - больше 52 лет. По всей видимости, это и есть интеллектуальная элита человечества, первой примеряющая на себя все технические новинки.
© Автопилот
Июль 2005