Две тысячи пятый год прошел для Lexus под знаком стремительного взлета на вершину автомобильного Олимпа. Компания может смело записывать прошедшие месяцы себе в актив. Никогда еще новинки люкс-отделения Toyota не выглядели столь мощно, многообещающе и технологично. Три новых модели, две гибридных модификации, плюс - целый ворох электроники, который тщательно и четко контролирует процессы, происходящие внутри них. Концентрированное и мощное наступление японцев на дорогие сегменты рынка изменило имидж Lexus в глазах покупателей и ощутимо напрягло конкурентов. Lexus отныне - это не только высочайший уровень комфорта, но и самые современные технологии.
Подтверждение этих слов - сенсационный RX 400h и долгожданный GS430. Первый затмевает все вокруг гибридной силовой установкой, серийное появление которой в столь популярном и дорогом классе, как люксовые SUV, однозначно может считаться событием эпохальным. Второй является более приземленным образцом. Но только на первый взгляд. Если разобраться в тонкостях работы электронных систем темно-синего седана, станет очевидно, что "интерактивное" шасси, управляемое комплексной системой VDIM на данный момент времени, является наиболее передовым.
Игра на чувствах
Пойдем от простого к сложному - оценим сначала усилия японцев по созданию дорогого седана бизнес-класса. Конкуренты здесь подготовлены не просто хорошо, а великолепно. Чтобы не только противостоять шагающим впереди планеты всей немцам, но и потеснить их на прибыльном рынке, мало быть просто хорошим. Для этого нужно быть выдающимся. Таков ли Lexus GS430?
Эта модель - носитель новой концепции Lexus, получившей название L-finesse. Суть ее сводится к следующему. В процессе знакомства и общения с любым новым автомобилем человек задействует пять чувств - осязание, обоняние, зрение, слух и вкус. Поэтому задача машины - максимально расшевелить каждый ответственный рецептор, причем, исключительно на положительные эмоции. Тогда успех гарантирован.
Говоря простым языком, создавая новый GS, японцы стремились сделать по-своему идеальный автомобиль, который красив внешне, приятен на ощупь, хорошо пахнет внутри и предлагает исключительно ласкающее слух звучание всех процессов - будь-то звук захлопывающейся двери или отлично поставленный голос мотора. А что со вкусом? Не бойтесь, кусать и жевать новый GS не придется. Вкус здесь - понятие собирательное, которое стоит воспринимать скорее в метафорическом, нежели буквальном смысле.
Действительно, машина стремится показать себя идеальной практически в каждом элементе. Куда ни ткни - везде высочайший уровень: дизайн, качество сборки, обилие современных электронных систем: Это бросается в глаза. Но заметно и другое - вкус явно отдает Востоком. Определенно, GS430 - классное блюдо, в котором отчетливо чувствуется японская кулинарная школа.
Автомобиль красив, с этим спорить трудно. Необычный силуэт - приплюснутый, вытянутый, стремительный. Передняя часть тоже интересная. Фальшрадиаторная решетка находится ниже уровня "глаз" - специфическое выражение лица получилось. Но если вглядываться подольше, на ум приходят сравнения. Становятся заметны хорошо замаскированные заимствования - как показалось, у Maserati Quattroporte. Посмотрите на форму окон, на боковую линию, взлетающую от капота к заднему "бедру". Короткий высокий багажник, длинный низкий капот - классическая рецептура. Однако силуэт приправлен чужеземными специями. Возьмем фары. Неплохие по форме, они щедро обрамлены хромом. Броско, но не изящно. Или диски - тут явно японские мотивы. Кстати, точно такие же 18-дюймовые колеса можно поставить на старший по рангу LS430, грузный, как старый 140-й. И ничего, они отлично там смотрятся.
Подхожу ближе. Дверь отпирается сама (модная система бесключевого доступа), а поскольку на улице уже темно, меня встречает синеватая диодная иллюминация. Красиво и правильно с точки зрения качества освещения. "Точки" узкими пучками света освещают только нужные места, в отличие от обычных ламп, которые выставляют напоказ салон вместе с его обитателями.
Подобно внешности, интерьер интересен и не лишен особого колорита. Передняя панель перекликается в фальшрадиаторной решеткой - находка. В глубоких колодцах уже вспыхнули оптитронные шкалы приборов. Интенсивность свечения имеет семь уровней, которые меняются в автоматическом режиме по команде датчиков освещенности. В целом опция работает отлично, лишь в отдельных ситуациях немного притормаживает - если, например, заехать на скорости средь бела дня в темный тоннель.
Качество сборки салона? А как вы думаете, каким оно должно быть у дорогого седана уважаемой японской компании? Эталонным! Да, с качеством проблем нет. А вот стиль выдержан не до конца. Как объяснить, например, наличие атавизма, украшающего центральную консоль, - простеньких цифровых часиков? Неужели наша система ценностей устарела, и обогнавшие все человечество японцы уже записали архаичный предмет в разряд ретро? Ладно, зато внизу - большой сенсорный дисплей, ответ Lexus таким вещицам, как iDrive, MMI и COMAND. Достойный ответ. Вокруг монитора - клавиши, отвечающие за звук, климат и т. д. Нажатием кнопки выводится нужное меню, а дальше надо лишь водить пальцем по монитору. Удобно и наглядно. Но разрешение экрана низкое, шрифты и картинки грешат "пикселизацией".
Какие хорошие кресла! Электрические регулировки, кожа, отличный профиль. Рядом с левой коленкой - загадочная кнопка с надписью Push. Нажимаю, и чуть ниже из панели медленно выезжает небольшая площадка с клавишами управления некоторыми функциями (настройкой зеркал, например). Похоже на пульт ДУ от бытового аудио-видео. До такого могли додуматься только японцы. Главное, не забыть задвинуть его обратно - выходя из машины, его можно задеть ногой или сумкой.
Аудиосистема Mark Levinson обволакивает чистым звуком. Но даже если ее выключить, услышать, как работает 4,2-литровый V8 можно с большим трудом. На холостых мотора просто не существует, сообщает слух. На средних - тоже. А на высоких? Будете смеяться, но и на высоких он не обнаруживается. Лишь достигая пиковых нагрузок, двигатель напоминает, наконец, о своем присутствии сильно приглушенным благородным баритоном. Если включить музыку - полное ощущение, что едешь на электрической тяге. Lexus - это luxus!
Трехспицевый руль имеет деревянно-кожаную отделку и правильное сечение. Он обеспечивает прямую связь с электроусилителем EPS, неразлучным другом системы рулевого управления с изменяемым передаточным отношением VGRS. Связка работает безупречно. За все немаленькое время теста я ни разу не выявил недостаток обратной связи или недостаточную остроту руля. Кстати, насчет остроты. VGRS в принципе похожа на Active Steering от BMW, но ведет себя более сдержанно, умеренно варьируя передаточное число. Ее работа почти незаметна. Не заметна, но важна. Ибо возможностью подруливать за водителя автомобиль пользуется исключительно ради его же блага. Система интегрированного управления динамикой VDIM (Vehicle Dynamic Integrated Management) по собственной инициативе может дать команду довернуть или, наоборот, распустит руль. Без вмешательства водителя.
В своей деятельности VDIM опирается еще на несколько электронных систем. Это ABS, ECB (управление каждым тормозным механизмом по отдельности), EBD (распределение тормозного усилия), TRC (антипробуксовочная система), VCS (система курсовой устойчивости). Целая электронная корпорация! Ради чего все это? Чтобы посадить водителя в интерактивный автомобиль, который сделает жизнь за рулем необыкновенно легкой! Основное отличие VDIM от похожих систем конкурентов в том, что она действует превентивно, до того, как станет ясно, что дело - швах. Она не позволит развиться тревожной ситуации в критическую. Естественно, явные провоцирующие действия могут обезоружить любую современную электронику, но такие случаи мы в расчет не берем.
VDIM успешно борется с недостаточной поворачиваемостью, обращая ее в нейтральную. VDIM под силу превратить занос в уверенное прохождение виража на грани скольжения. VDIM отслеживает разницу в типе поверхности под разными колесами и не дает машине "уходить с рельс". По сути, GS430 везет владельца по лучшей траектории и с лучшей загрузкой всех колес. Надо отметить, что VDIM имеет очень высокочастотный и плавный алгоритм работы и действует весьма скрытно. Порой даже приходится спрашивать себя - кто только что идеально прошел этот быстрый поворот, я сам или GS430?
В отличие от многих конкурентов, GS430 нельзя пустить в занос, поскольку электронный ошейник здесь не съемный. Правильно. Для среднестатистического водителя и так достаточно динамичная езда получается. Ну а если хочется на трек, нужно присматривать себе другой автомобиль. Кстати, неотключаемые системы - это еще и большой вклад в копилку надежности машины. Отдельно от VDIM работает AVS, амортизаторы с изменяемой жесткостью. Они имеют два режима работы - Sport и Auto. В первом при прохождении поворотов жесткость автоматически меняется, в результате уменьшаются крены. Помимо этого VGRS уменьшает передаточное число, а электрический усилитель обеспечивает лучшую информативность.
Комфортабельность Lexus высокая, несмотря на то, что настройки подвески выполнены с прицелом на спортивность. Отличная энергоемкость и плавность хода. Обутый в отличную спортивную резину Yokohama AVS Sport, GS 430 показывает потрясающую устойчивость на прямой и в поворотах. Небольшие подруливания требуются только при торможении на плохом покрытии.
С разгонной динамикой все в порядке. У старой доброй "восьмерки" не слишком впечатляющий показатель мощности, но тут правит бал его величество момент. 6 сек в разгоне до 100 км/ч и 250 км/ч максимальной скорости - это, пусть и не лучшие, но очень достойные показатели.
Бережливый
RX 400h создан для того, чтобы экономить энергию. Точнее даже не экономить, а не упускать. Рекуперировать, то бишь, повторно использовать. Затея с запуском в производство машины, оснащенной гибридной силовой установкой, может показаться блефом и провокацией. Кажется, что стоимость затрат на ее разработку и внедрение в массовое производство несопоставима с реальной прибылью, которую может принести этот проект. Мы решили пролить свет на ситуацию. Данные продаж не обнародованы, но во время подготовки получена информация из первых рук, что в Москве официальными дилерами продано 102 автомобиля. За три с половиной месяца. Отличный результат! Мало того, за RX 400h уже выстроилась очередь - разместившие заказ сейчас, получат "гибрид" только в мае 2006 года.
Конечно, до статуса массового явления "гибридизации" пока далеко, к столь радикальному новшеству потребитель еще долго будет относиться настороженно. Однако уже сегодня многие готовы приобрести такую машину, привлеченные идеей "гибрида" как таковой. А также желая подчеркнуть не только свой статус, но и образ мышления. К слову, в Москве мелькают не только RX 400h, но и подержанные праворульные гибриды Toyota Prius. К тому же у мощного, хорошо управляемого Lexus нет видимых недостатков, а наблюдаются сплошные достоинства, за исключением возросшей на 200 кг по сравнению с донором (RX 300) снаряженной массы. Эксплуатация машины в городских условиях представляется решением не менее разумным, чем покупка дизельного внедорожника сопоставимой мощности.
Hybrid Synergy Drive (HSD) - так называется силовая установка RX 400h. В ее основе - бензиновый V6 объемом 3,3 л, мощностью 211 л.с. Традиционный пламенный мотор движет всю гибридную систему - без него ничего не получилось бы. Мощность передается на колеса через планетарную передачу, передаточное число меняется бесступенчато, как в вариаторе. Дополнительный электромотор, который делит с ДВС заботу о приводе передних колес, питается от батареи, где накапливается энергия, предоставляемая генератором, а тот в свою очередь приводится двигателем. Помогает и еще один, задний, электромотор, который при необходимости делает машину полноприводной. Никакого карданного вала. Зачем сверхсовременному автомобилю такой атавизм?
Когда RX 400h начинает тормозить, соответствующая энергия уходит в атмосферу через тормозные механизмы и протектор покрышек не полностью. Она рекуперируется, накапливается в батарее, которая располагается под задним рядом сидений. Кстати, из мощности этой батареи (45 кВт) и мотора складывается суммарная мощность автомобиля, которая составляет 272 л.с. У системы несколько режимов работы. Один из них - "удивительный", в смысле предназначения, специально для тех, кто сел в Lexus RX 400h впервые. Ключ в замке, поворот - и тишина. "Новобранцы" будут поворачивать его еще и еще, а затем попросят помощи. А ведь всего-то и надо было передвинуть селектор в Drive и отпустить педаль тормоза. Если выполнить эти несложные действия, экологически чистый Lexus тронется с места, тихо шурша покрышками. А владелец гордо прокомментирует - дескать, едем на электротяге, между прочим. Фантастическая картина! Когда скорость достигает примерно 40-50 км/ч (при неинтенсивном разгоне), автоматически заводится основной мотор. Без него машина на многое не способна. Далеко ли уедешь на 60-ти с хвостиком электрических силах?
RX 400h полноприводный далеко не всегда. По воле управляющей электроники задние колеса могут привод "потерять". Так чаще всего происходит на шоссе, при равномерном движении. Ну а если захочется резко ускориться, электроника сразу пустит в ход все три силовых установки, которые легко разгоняют двухтонный SUV. При условии, что батарея заряжено полностью. Разгон до 100 км/ч в этом случае занимает 7,6 секунды. Аналогичный результат показывает в этом упражнении Range Rover Sport Supercharged, под капотом которого 390 л.с., добытых тяжелым и неэкономичным трудом могучего V8 в паре с компрессором. Но сколько потребляет топлива RX 400h, а сколько - Range Rover? Расход бензина у Lexus в комбинированном цикле составляет 12-14 литров. Какой уж тут Range Rover, тут для сравнения надо брать четырехцилиндровые машины класса D!
Вообще, все лучшие качества гибридной системы проявляются в городских условиях, когда короткие разгоны постоянно сменяются торможениями. Чем чаще тормозишь, тем больше энергии сохраняется в батарее. И тем больше будет "зеленых" стартов. Но стоит выехать на шоссе - и машина начинает потреблять топливо, как стандартный SUV с похожими размером и мощностью. Чтобы ехать быстро, надо выкручивать мотор, как следует, отсюда и расход. Электродвигатели, притаившись, ждут своего часа, который наступит в городе.
Как видно, при использовании RX 400h в городе его владелец получает существенные экономические бонусы. Но ведь наверняка есть и подводные камни? Да, не без них:
Нервное поведение автомобиля на неидеальном покрытии при разгоне обусловлено тем, что большая часть крутящего момента передается на передние колеса. Не стоит забывать, что установленная на автомобиле версия HSD является развитием системы, установленной на переднеприводном гибриде Prius. А полный привод "приклеили" с помощью дополнительного электромотора позже. Поэтому, если как следует придавить педаль акселератора, на руле появляется лишнее усилие, сообщенное ведущими (и одновременно управляемыми) колесами, руль почти вырывается из рук! Ездить по пересеченной местности производитель и вовсе не рекомендует. Скорее всего - учитывая сложность компоновки автомобиля, а также риск повредить конструкцию вследствие попадания в узлы грязи и воды. Как вариант - недостаточная тяга на задних колесах может оказаться плохим подспорьем на тяжелой дороге, машина предательски окажется переднеприводной. То же случится при разрядке батареи, а она при длительном путешествии по бездорожью разрядится неминуемо. Открытым остается вопрос зимней эксплуатации. Впрочем, теоретически мощности заднего электромотора на скользких покрытиях должно хватить. И даже в 30-градусный мороз система будет работоспособной, гарантирует производитель.
Салон по сравнению со стандартной версией не изменился вовсе. Разве что появился измеритель мощности в киловаттах вместо тахометра, а в центре консоли - цветной дисплей. Такой же, как и в GS 430. На него, помимо прочего, выводится схема работы мудреной гибридной системы. Занятная штучка. А еще на RX 400h установлена описанная выше "корпорация" VDIM. Правда, без одного важного элемента - рулевой системы с изменяемым отношением:
Toyota полна решимости продвигать гибридные силовые установки на рынок. Во Франкфурте дебютировал Lexus GS 450h, который объединяет наработки, примененные в описанных нами машинах. Можно было бы обойтись один тестом...
Это шутка. А если серьезно, то, похоже, роковые минуты автомобильного мира - не за горами, мы явно на пороге крупных событий в автопроме, связанных с "гибридизацией" и, вообще, с развитием высоких технологий.
© Журнал «МОТОР»
Октябрь 2005