Нужен «спорт-хозяйственник» (SUV) «премиального» класса, соединяющий в одной упаковке всепогодные возможности, динамику, безопасность – и экономичность вместе с редкостным экологическим «дружелюбием»? Приятное заодно с полезным (и гражданственным). Что ж, вполне реально: на рынок выходит бесподобный RX450h с «гибридным» бензин-электрическим силовым агрегатом – во II издании.
Интересно сопоставить «гибридный» Lexus с его «собратом» по марке – обычным RX350, который представлен нынче уже III поколением. А также с другими достойными соперниками – вроде BMW X5 xDrive35d, Mercedes ML320 CDI и Volkswagen Touareg TDI. Полноприводные автомобили с мощными турбодизелями и гидромеханическими «автоматами». Тогда как у RX450h под капотом V-образная «шестерка» на бензине - в паре со своеобразной трансмиссией Lexus Hybrid Drive. Замечательная комбинация. И автомобиль необычный – другого такого нет. Присмотритесь к нему повнимательней.
Класс Lexus
Внешне новый RX следует в русле прежних поколений: вполне узнаваем, а вместе с тем смотрится свежо и довольно интересно. Автомобиль остался в прежнем размерном классе, - разве что чуть увеличена колесная база. Так что пятеро взрослых размещаются по местам (сзади втроем не особенно свободно), – и пространство для поклажи остается совсем не маленькое. Причем сиденья 2-го ряда перемещаются вперед-назад – или вовсе убираются из салона. Среднегабаритный «спорт-хозяйственник» с гибко вариабельным внутренним пространством – в «премиальном» классе.
Дизайн нового "паркетника" Lexus следует в русле прежних поколений, однако смотрится свежо.
У дилеров RX450h представлен в нескольких версиях – по уровню информационно-развлекательного и комфортного оснащения. Скажем, Premium, Luxury и President (на иных рынках предлагаются все 4 исполнения) – в порядке возрастания. И в самой «скромной» из них покупатель получает сервомеханизмы регулирования водительского сиденья по 8 направлениям, телекамеру заднего обзора, 2-зональный «климат-контроль» и стерео-систему Lexus Premium Audio на 9 динамиков. Тогда как в длинном списке опций числится hi-end «музыка» Mark Levinson Surround Sound (15 динамиков!). А также, например, Heads-Up Display: проектор текущей информации на лобовое стекло. Водитель всегда в курсе событий – и внимание от дороги не отвлекается.
Отделочные материалы безупречны во всех вариантах: класс Lexus. Так, уже Premium идет с кожаной обивкой сидений (не говоря уже о качественных пластиках). Ну а в исполнении President интерьер декорирован шпоном древесины ценных пород; «гибрид» замахивается на ранг Bentley и «роллс-ройса»…
Сдержанное оформление и первоклассная отделка интерьера.
Задние сиденья со складными (раздельно) спинками перемещаются вперед-назад.
Впечатляет «активная» и «пассивная» техника безопасности RX450h: в салоне все 10 «подушек» (в том числе коленные - как для водителя, так и для его соседа справа) и «занавесок». Причем «подушка» переднего пассажира составная (из 2-х половин) и в случае чего бережно придерживает его голову – подобно бейсбольной перчатке. «Активная» техника работает под контролем фирменной тойотовской VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management – интегральное управление динамикой). Здесь и ABS, и VSC (Vehicle Stability Control – контроль стабильности автомобиля).
А за доплату предлагается фирменная PCS (Pre-Collision System – система предотвращения столкновений и смягчения их последствий). Вроде мерседесовской PreSafe: миллиметровый радар распознает препятствия впереди, и если электроника считает силовой контакт неизбежным, то мобилизует все средства защиты водителя и пассажиров. Безопасность прежде всего.
Экономия и динамика
«Гибрид» RX450h из числа «полных», - то есть, «паркетник» способен тронуться с места и даже разгоняться на голой э-тяге. Помимо двигателя внутреннего сгорания, новый «лекс» может пробежать 2-2,5 км – на электроаккумуляторах (разумеется, если они заряжены). Иначе говоря, бензиновая «шестерка» (автоматически) запускается лишь по мере надобности и работает в режиме «старт-стоп». Lexus Hybrid Drive действует без задоринки, и пуск-глушение д.в.с. происходит исключительно гладко – почти незаметно для водителя и пассажиров. Хотя своеобразные манеры электромеханической LHD, которая действует подобно бесступенчатым CVT, не всем по душе.
У RX450h полный привод с отдельным тяговым э-мотором для задних колес. Никель-металлгидридная батарея размещена под сиденьями 2-го ряда.
Раз уж речь идет о «гибридной» легковушке, то в первую очередь ставится вопрос о ее экономичности по топливу. Что ж, показатели RX450h просто поражают: так, в городском режиме полноприводный «кроссовер» расходует (в номинале) лишь 6,6 л бензина на 100 км пробега! Прикольная черта характера «гибридов», превосходство которых особенно заметно в «рваном» ритме движения от светофора до светофора. По сведениям от Lexus, тогда как по жизни получается, естественно, не так здОрово. Но даже и 10,25 л горючего на «сотню» пробега - в среднем по испытаниям – разве плохо для автомобиля такого класса (и массы)? На 23,5% лучше, чем «родственный» RX350, который расходовал 13,35 л бензина (тоже в среднем по испытаниям). Мало того, «гибрид» оказался заметно бережливее именитых соперников по совместному тест-драйву – других марок. Даже в литрах бензина - против тяжелого топлива. Хотя тут вовсе не одно и то же - не только по затратам энергии, но и по экологическим обстоятельствам.
Однако же не экономией единой; «премиальной» легковушке положена также неслабая динамика. Что ж, «гибрид» не ударил лицом в грязь: по испытаниям, стандартную дистанцию в 1/4 мили (402 м) он прошел с места за 14,8 сек.; скорость в конце отрезка – без малого 152 км/ч. Лучше, чем RX350, – и быстрее любого из именитых соперников. Так, из «вседорожников» с турбодизелями интереснее всех выступил баварский X5, но и «биммер» проиграл RX450h. Немного – всего-то 0,3 сек.; другие отстали сильнее. Иначе говоря. у «гибрида» не только выдающаяся экономичность по топливу, но и прекрасная приемистость. Замечательное сочетание качеств.
На прямике, - а как RX ведет себя на криволинейных траекториях? Специалисты Lexus немало поработали ради улучшения держания дороги и управляемости своего «паркетника». Надо признать, его ходовые качества и в самом деле оставляли желать много лучшего: в «связке» виражей прежний RX прямо-таки терялся. И что характерно, обычный RX350 вел себя ничуть не краше «гибрида» – так же провально. С новой ходовой поведение «лекса» на дороге стало значительно лучше: заруливаешь в поворот, и передок идет именно туда, куда нужно. RX450h уверенно держит кривую и позволяет корректировать траекторию за счет игры «газом» - легко. «Баранка» теперь не столь «пустая», как прежде, и при интенсивном разгоне на руле не ощущаются неприятные подергивания. В общем рулевой механизм стал «прозрачней» и работает точнее, хотя впечатление некоей «искусственности» остается. Таковы современные легковушки, перенасыщенные вспомогательной электроникой, – в том числе изделия Toyota Motor.
Задняя подвеска с "активными" поперечными стабилизаторами.
Тест-машина ездила на опционных (всесезонных) покрышках Michelin Latitude Tour HP размером 235/55R, смонтированных на 19-дюймовых колесах. Причем обозреватели знакомились с «гибридом» в двух вариантах ходовой: в базовом – и с Active Stabiliser System («активные» поперечные стабилизаторы, управляемые электроникой бортовой VDIM). Разумеется, с «активными» стабилизаторами боковые крены заметно меньше, а поведение автомобиля в быстрых виражах намного лучше. Тем не менее, по держанию дороги и управляемости RX450h не выходит на уровень баварского X5, - что подтверждается также и результатами стандартных упражнений.
Так, на «круговой площадке» (skid pad) «гибрид» держал боковое ускорение до 0,77 g; посредственно даже для высоко посаженного «паркетника». Чуть слабее, чем обычный RX350 (0,78 g), – и намного хуже xDrive35d, который здесь же показал все 0,85 g! Видимо, «гибридный» силовой агрегат тут не при чем; в граничных условиях «спорт-хозяйственник» Lexus выказывает сильную недостаточную поворачиваемость, которая и ограничивает его возможности на skid pad.
Другое типовое испытание – «восьмерка MT», которую RX450h прошел за 28,7 сек. Невыразительное время: «гибридный» Lexus проиграл на дистанции 0,6 сек. фирменному «собрату» RX350 (разница в весе). И в общем показал себя слабее любого из соперников. Например, «спорт-хозяйственник» BMW выполнил упражнение быстрее (27,5 сек.) – даром, что на 150 кг тяжелее. Совсем другая «развесовка» по осям - и фирменные секреты настройки ходовой, пока еще не доступные создателям «паркетников» RX. Хотя надо сказать, в стандартных упражнениях «гибрид» выступал в базовой комплектации - без опционных «активных» стабилизаторов. А по субъективным впечатлениям, они заметно улучшали держание дороги и управляемость автомобиля. Судя по всему, Active Stabiliser System - не лишняя роскошь для «паркетника» с приподнятым центром тяжести; примите в расчет.
Водитель и пассажиры RX450h буквально купаются в обстановке комфорта; класс Lexus. Вместе с тем, подушки сидений коротковаты и мелковаты по профилю. Водителю (и переднему пассажиру) явно недостает боковой поддержки; досадная для «премиальной» легковушки недоработка. На шоссе с усовершенствованным покрытием у массивного «гибрида» превосходная плавность хода. А вот по дорогам второстепенного качества «паркетник» идет гораздо хуже - во всяком случае со стандартной подвеской на винтовых пружинах и на опционных 19-дюймовых колесах. Пневматические упругие элементы заметно улучшают поведение «лекса» на неровной ходовой поверхности, но еще удорожают и без того недешевый автомобиль. Вопрос правильного выбора.
И конечно же, никаких иллюзий насчет возможностей off-road: полноприводный RX450h вовсе не для бездорожья. Среди соперников по совместному тест-драйву бесспорный лидер на грунте – фольксвагеновский Touareg: бесподобный «проходимец». Так что, если кому нужен реальный «вседорожник», то речь заведомо не о «гибриде» от Lexus. У него другие достоинства.
Впечатления от знакомства с новым «гибридом» Lexus получают выражение в количественных оценках. Взгляните:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных). Новый «лекс» RX смотрится интересней и выразительней, чем прежняя модель. И хотя дизайн «паркетника» не назовешь выдающимся, его ненавязчивая стилистика вряд ли кого-то оттолкнет. «Хорошо».
Держание дороги и управляемость – 6. У Lexus не пожалели усилий для улучшения держания дороги и управляемости своего «паркетника». Поведение новой модели и в самом деле заметно лучше, чем прежнего поколения. И все же RX450h далеко не «биммер» X5; только «удовлетворительно».
Динамика – 8. RX450h показывает неслабую приемистость на прямых – и максимальная скорость у него ничего себе. Не разочарует даже на немецких автобанах; «хорошо».
Комфорт и оснащение – 7. У нового «паркетника» RX приличная плавность хода на шоссе с усовершенствованным покрытием, однако по дорогам похуже RX идет уже не так ровно. Богатое информационно-развлекательное оснащение соседствует с удобных сидений; «удовлетворительно».
Безопасность и защита – 9. Lexus RX в испытаниях Euro NCAP «на удар» до сих пор не участвовал, тогда как седаны серий GS и IS показали блестящие результаты. «Активная» и «пассивная» техника безопасности на высоком уровне; «хорошо».
Качество и надежность – 10. Здесь у моделей Lexus практически нет равных: неоспоримая репутация. И впечатления от знакомства с RX450h вполне подтверждают сложившееся мнение; «отлично».
Эксплуатационные расходы – 9. Приобретение RX450h – совсем не дешевое удовольствие, зато «гибрид» отличается замечательной экономичностью по топливу. И экологичностью, - а поэтому соответствующие налоги (в Северной Америке, Европе и Японии) невысоки. Неясно, как с затратами на обслуживание и ремонт сложной техники, но все же «отлично».
В плюсе:
- реальная топливная экономичность (и экологичность);
- неслабая динамика;
- класс исполнения и сборки.
В минусе:
- непомерно высокая цена;
- далеко не «драйверский» характер автомобиля;
- ограниченное пространство во 2-м ряду.
Общая оценка – 8 баллов (из 10 возможных). Многоцелевой «гибридный» Lexus II поколения превосходит прежнюю модель и неслабо смотрится в реальных условиях эксплуатации. К сожалению, заплатить за него придется немало.
Вердикт: рекомендуется. Значительно усовершенствованный «гибридный» RX отличается замечательной экономичностью по топливу (и экологической «дружественностью»). Однако на дороге BMW X5 ведет себя лучше.
Справка-объективка. Как и прежде, новые RX предлагаются и в переднеприводном исполнении, и с трансмиссией 4WD. Архитектура полноприводного RX450h в общем и целом та же, что у прежней «гибрид»-модели RX400h: поперечно под капотом смонтирована V-образная бензиновая «шестерка». Через 2-поточную электромеханическую трансмиссию тяга передается на переднюю ось, тогда как задние колеса приводятся отдельным тяговым э-мотором – без длинного трансмиссионного вала. Здесь сразу же проступает разница с RX350, у которого двигатель работает с обычным 6-скоростным гидромеханическим «автоматом». Причем задняя ось подключается лишь эпизодически - по условиям движения. Автоматически - посредством электронноуправляемой многодисковой муфты (Active Torque Control).
Совсем не одинаковые решения, тогда как д.в.с. у RX350 и RX450h теперь в своей основе унифицирован. Цельноалюминиевый 24-клапанник 2GR FXE, который применяется для целого ряда моделей Toyota Motor и Lexus (а также монтируется на шасси 2-местного спорт-купе Lotus Evora). При диаметре цилиндров и ходе поршней 94 х 83 мм его рабочий объем равен 3456 миллилитрам – в обоих случаях. Однако настройка разная: так, у RX450h д.в.с. работает по своеобразному «5-тактному» циклу Atkinson'а. То есть, с обратным вытеснением (на такте сжатия) части топливовоздушной смеси во впускные каналы. Благодаря применению цикла Эткинсона, степень сжатия у 2GR FXE необычно высока – аж 12,5 (без детонации на 87-октановом бензине), и термический к.п.д., по сведениям пресс-релизов, удалось увеличить на 8%. При всем при том «шестерка» настроена для RX450h на 249 л.с. максимальной мощности при 6 тыс. оборотов, наибольший крутящий момент – 317 Нм.
В "5-тактном" цикле Эткинсона степень расширения рабочих газов значительно выше степени сжатия. Выигрыш в термическом к.п.д.
Не особенно высокая для литражного двигателя отдача – плата за своеобразный цикл Эткинсона и повышенный термический к.п.д. Тогда как на шасси RX350 та же «шестерка» обходится без экзотических ухищрений и со степенью сжатия 10,8 выдает почти 280 сил (SAE «нетто») при 6200 мин-1, наибольший крутящий момент – 347 Нм. Разница вроде как в пользу RX350, однако в составе «гибридного» силового агрегата «шестерка» 2GR FXE работает в паре с 2-я тяговыми э-моторами. Передний развивает до 123 кВт электрической мощности, задний – до 50 кВт. Так что они с верхом компенсируют потерю мощности и крутящего момента, хотя суммарная отдача под 485 сил все равно не вытанцовывается. По сведениям пресс-релизов, общая мощность «гибридного» силового агрегата достигает (при заряженной тяговой э-батарее) 299 л.с.; немало даже для довольно массивного «переходника».
Электромеханическая КПП Lexus Hybrid Drive (она же HSD - Hybrid Synergy Drive) работает как бесступенчатый вариатор, хотя в ее составе нет ни клиновых шкивов, ни тороидных пар трения. Для нового RX450h неординарная конструкция2 значительно усовершенствована: LHD стала компактней и легче, повышен ее эксплуатационный к.п.д. И между прочим, предусмотрен режим AI-SHIFT, который позволяет водителю фиксировать один из нескольких диапазонов передаточных чисел – подобно современным механическим CVT. Продвинутая никель-металлгидридная батарея поддерживает напряжение в 288 В, тогда как рабочее напряжение в тяговой сети повышено до 650 В. Тут уже кроме шуток: не влезай (без калош) – убьет!
Как утверждается в пресс-релизах, несущая структура «переходников» RX создана заново: ее жесткость увеличена, что способствует улучшению управляемости и уменьшению шума в салоне. Кроме того, повышена «пассивная» безопасность автомобиля при столкновении: испытания Euro NCAP «на удар» покажут. По ходовой новый RX450h существенно отличается от прежнего поколения: если спереди все та же конструкция McPherson, то сзади ее заменила кинематически совершенная подвеска на двойных поперечных рычагах («пространственная» схема). Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы; за доплату подвеска идет с пневматическими упругими элементами – либо с Active Stabiliser System («активные» стабилизаторы). Именно так: или – или. Получить одновременно «пневматику» и «активные» поперечные стабилизаторы не выйдет.
В стандартном оснащении резина 235/60R монтируется на 18-дюймовые легкосплавные колеса, дорожный просвет – 175 мм. Тогда как за доплату идут 19-дюймовые диски с покрышками размером 235/55R. Реечный рулевой механизм оснащен электросервоусилителем, «баранка» делает 2,8 оборота от упора до упора. Тормоза «по кругу» с вентилируемыми дисками: спереди диаметром 328 мм, сзади – 309-миллиметровые. В «штатном» пакете серво-«бустер», ABS и VSC (Vehicle Stability Control – контроль стабильности автомобиля), работу которых координирует фирменная VDIM. Далеко продвинутая техника.
Длина 5-дверного 5-местного RX450h – 4770 мм, ширина – 1885, высота – 1685; колесная база – 2740 мм (плюс 2,5 см против прежней модели), колея - 1630/1620. Вместимость багажника (VDA) при полной посадке по местам – 495 л, а (раздельно) складные спинки задних сидений позволяют, при необходимости, значительно увеличить грузовое отделение. Снаряженный вес полноприводного RX450h – от 2185 кг («развесовка» по осям - 56/44%); то есть, «гибрид» на добрые 130 кг тяжелее обычного RX350. Не так уж много для столь технически сложной конструкции.
У нового «лекса» неплохая аэродинамика: коэффициент сопротивления воздуха – 0,32. Способствует сбережению горючего: средний расход бензина (EU) – лишь 6,3 л на 100 км пути. Причем без всякого ущерба для динамики: по сведениям пресс-релизов, RX450h способен разогнаться с места до 100 км/ч за какие-то 7,8 сек., объявленная максимальная скорость - 200 км/ч. Номинальные показатели вполне подтверждаются по испытаниям: «гибрид» прекрасно выступает на прямике (хотя и не особенно силен в скоростном маневрировании). Трудно преуспеть во всех отношениях разом.
В США за «гибридный» Lexus 4х4 запрашивают от 43 тыс. долл. (еще без налоговых льгот) – лишние 4 «штуки» сверх обычного RX350. Тогда как тест-машина RX450h обошлась в 50,5 тыс. – дешевле, между прочим, чем любой из конкурентов по испытаниям. Так что разговоры о дороговизне «гибридных» легковушек – расхожие предрассудки. Вопрос в том, с чем сравнивать.
Особое мнение. Своеобразный расклад: в прямом сопоставлении RX450h проиграл достойным соперникам и на skid pad, и на «восьмерке MT». То есть, уступил в держании дороги и управляемости – как раз там, где от силового агрегата мало что зависит. С другой стороны, «гибрид» выступил сильнее конкурентов в динамике на прямой. При том, что оказался заметно экономичнее их – с турбодизелями-то - по топливу! Иначе говоря, RX450h выиграл именно там, где многое (если не все) решают возможности силового агрегата. И уступил в тех испытаниях, в которых главное – совершенство ходовой. Ну не тянет «лекс» против «биммера» в скоростном маневрировании… Или кто сомневался?
Новые «спорт-хозяйственники» Lexus заведомо не предназначены для бездорожья, их стихия – дороги с усовершенствованным (и не очень) покрытием. Так что на роль «вседорожника» RX – даже полноприводный - вряд ли подходит. А вот в городских условиях RX450h вполне уместен. Само собой, лучше в исполнении 4WD. Классная многоцелевая легковушка, как нарочно задуманная для российского мегаполиса, – и летом, и зимой. И если вам на роду написано торчать в московских «пробках», то ничего лучше, чем «гибридный» Lexus, не найти. Судьба.
На взгляд с "кормы" массивный "спорт-хозяйственник" вовсе не выглядит тяжеловесным.
Фото Lexus.
1Дело в том, что теплотворная способность литра дизтоплива на 8-11% выше, чем литра бензина. Поэтому даже если расход (в литрах) по двум видам горючего одинаков, автомобиль с бензиновым двигателем фактически заметно экономичней – по затратам энергии. Ну а когда RX450h потребляет горючего в номинале почти на 4,5% меньше, чем X5 xDrive35d, то реальная разница между ними совсем не мала. В пользу «гибрида», разумеется.
2См., например,
«Вверх и вниз» III (Трансмиссии легковых автомобилей) в рубрике «Наши обзоры».
© CarExpert.ru
26.05.2009