В какой-то мере это похоже на тюнинг, пусть и заводской, когда производитель при помощи широко известных приёмов выжимает максимум из конструкции, изначально сделанной с запасом. И всё же это больше, чем тюнинг.
Модель Mercedes-AMG GT R, представленная в конце июня текущего года на трассе Бруклендс в Великобритании, является продуктом развития автомобиля AMG GT S. Задача при этом стояла весьма сложная – требовалось создать, по сути, трековый спорткар, хотя и допущенный к эксплуатации на дорогах общего пользования. Поэтому не удивительно, что в разработке AMG GT R участвовали конструкторы и дорожных, и гоночных машин Mercedes-AMG, а ориентиром для них служил болид AMG GT3, успешно выступающий в состязаниях на выносливость. К тому же после компьютерных расчётов и испытаний в аэродинамической трубе новые решения, как правило, проверялись и доводились до ума на «Северной петле» Нюрбургринга.
Работа по превращению Mercedes-AMG GT S в AMG GT R, как принято в подобных случаях, велась по следующим четырём направлениям: повышение отдачи двигателя, при одновременном повышении эффективности охлаждения силового привода; модернизация шасси; тотальное снижение массы плюс улучшение аэродинамических качеств автомобиля.
|
|
Двигатель автомобиля Mercedes-AMG GT R развивает 585 л.с. и 700 Нм |
Восьмицилиндровый V-образный мотор M 178 объёмом 3.982 куб. см с двумя турбо-нагнетателями, непосредственным впрыском топлива и сухим картером, который на модели Mercedes-AMG GT S развивает мощность 375 кВт (510 л.с.) и крутящий момент 650 Нм, был изрядно форсирован. Двигатель получил новые турбины с увеличенным (с 1.2 до 1.35 бара) давлением наддува и двухмассовый маховик, который на 0.7 кг легче стандартного. Помимо этого инженеры изменили выпускные каналы, оптимизировали процессы сжатия и сгорания, а также перепрошили управляющую электронику. В результате мощность мотора выросла до 430 кВт (585 л.с.), при 6.250 об/мин, а крутящий момент – до 700 Нм, в диапазоне от 1.900 до 5.500 об/мин. Вдобавок, как утверждает производитель, не смотря на наличие наддува, данная версия двигателя имеет линейную характеристику мощности.
Подверглась изменениям и семиступенчатая коробка передач AMG Speedshift DCT с двойным сцеплением. АКПП получила изменённую программу управления, а также другие передаточные – первая ступень здесь стала длиннее, седьмая же, наоборот – короче (как и главная передача).
Трансмиссия Mercedes-AMG GT R выполнена по схеме Transaxle
Разумеется, как и на двух иных версиях Mercedes-AMG GT, на «эрке» используется компоновка с передне-средним расположением двигателя, задними ведущими колёсами и трансмиссией, выполненной по схеме Transaxle, когда коробка передач объединяется в общий блок с главной передачей. Это приводит к оптимальному распределению массы, при котором 47.3% веса приходится на переднюю ось автомобиля, а 52.7% - на задние колёса. В сочетании с очень низким расположением центра тяжести автомобиля указанная развесовка обеспечивает ему высокую скорость прохождения поворотов плюс отличную манёвренность.
Кстати, если на моделях AMG GT и AMG GT S хребет, который соединяет двигатель с коробкой передач (внутри него вращается карбоновый карданный вал) сделан из алюминия, то у AMG GT R эта труба также изготовлена из углеродного волокна. Таким образом, данная деталь весит 13.9 кг – то есть на 40% легче своего алюминиевого аналога.
Как и на AMG GT S, на AMG GT R применяется дифференциал повышенного трения с электронным управлением, ну а силовой привод подвешен на индивидуально регулируемых динамических опорах.
|
|
У Mercedes-AMG GT R туннель карданного вала и сам вал сделаны из углеродного волокна |
В подвеске нового спорткара (она здесь на двойных поперечных рычагах) тоже есть решения, которые направлены на снижение веса: треугольные рычаги и поворотные кулаки сделаны из кованого алюминия. А все остальные изменения предназначены для получения требуемых характеристик подвески, в частности, для увеличения её жёсткости. Речь идёт о более толстом, полом, заднем стабилизаторе поперечной устойчивости плюс о шарнирных подшипниках в нижних рычагах задней подвески, заменивших привычные сайлентблоки.
Передняя подвеска
| Задняя подвеска
|
Упомянутые подшипники Uniball были перенесены в конструкцию AMG GT R прямо из автоспорта. Там же создатели «эрки» позаимствовали и блоки амортизатор-пружина типа Coil-over, настраиваемые вручную под конкретную трассу и в соответствии с собственными предпочтениями водителя, что позволяет ему влиять на крены и клевки, а также на уровень тягового усилия. При этом сохранилось и электронное управление амортизаторами с тремя алгоритмами работы: «Комфорт», «Спорт» и «Спорт плюс».
Вручную на Mercedes-AMG GT R настраивается и заднее антикрыло. Как и винтовая подвеска, такое крыло прямо указывает на гоночное назначение новинки от AMG, поскольку играться с этими настройками будут только те водители, которые свои выходные проводят на треке.
Заднее крыло спорткара Mercedes-AMG GT R регулируется вручную по конкретную трассу
Из кованого алюминия у спорткара из Аффальтербаха сделаны не только рычаги подвески, но и 10-спицевые диски колёс – 19-дюймовые, спереди, и 20-дюймовые – сзади. Диски обуты в профессиональные гоночные шины Michelin Pilot Sport Cup 2, 275/35 ZR 19 и 325/30 ZR 20, спереди и сзади соответственно.
Диаметр базовых тормозных дисков (вентилируемых и перфорированных) равен 390 мм – передних и 360 мм – задних. В качестве опции предлагаются углеродно-керамические тормоза, с дисками диаметром 402 мм и 360 мм, которые не только более эффективные, но также дают выигрыш по весу в 17 кг.
Однако гораздо интереснее то, что все колёса у Mercedes-AMG GT R – управляемые. На скоростях превышающих 100 км/ч задние колёса поворачиваются в ту же сторону, что и передние, а до 100 км/ч – в противоположную. В первом случае повышается устойчивость движения, а во втором – уменьшается радиус поворота. Нужно заметить, что задние колёса способны отклоняться на угол не более 1.5 градусов. Управление ими осуществляется по проводам при помощи сервоприводов, представляющих собой сочетание электромотора с ходовым винтом.
|
|
Задняя подвеска с механизмом поворота колеса и сервопривод механизма управления задними колёсами |
Из-за больших колёс не могли не увеличиться как колея спорткара, так и ширина его кузова. В передней части Mercedes-AMG GT R стал шире на 46 мм, а в задней – на 57 мм. Кстати, передние крылья (как и крыша) теперь сделаны из карбона, в то время как задние остались алюминиевыми. Напомню, что несущий каркас у всех моделей Mercedes-AMG GT также алюминиевый.
Решётка радиатора – главный элемент стиля в облике Mercedes-AMG GT R
Характерно, что в дизайне Mercedes-AMG GT R имеется лишь единственная деталь, которая появилась ради имиджа и стиля. Речь идёт об облицовке радиатора с пятнадцатью вертикальными хромированными рёбрами, которая была практически скопирована с AMG GT3 (впрочем, гораздо раньше такой дизайн появился на модели Mercedes-Benz 300 SL, выигравшей в Мексике шоссейную гонку Panamericana в 1952 г.). Остальные изменения во внешности Mercedes-AMG GT R являются следствием сугубо функциональных решений. В то же время специалисты по аэродинамике старались помочь коллегам-дизайнерам сделать новый спорткар красивым. «Форма следует за функцией, а функция поддерживает форму», - поясняют создатели спорткара суть своего подхода.
Если смотреть на автомобиль сбоку, то плоская передняя часть кузова и наклонённая вперёд решётка радиатора не только формируют акулий нос, визуально прижимая машину к земле, но и опускают точку скоростного напора воздуха. Это улучшает охлаждение и общую аэродинамику автомобиля.
Передний бампер, выполненный в стиле Jet-Wing (развитие фирменного дизайна A-Wing) не только усиливает эффект ширины автомобиля, но и предоставляет необходимую площадь для воздухозаборников. Отверстия по бокам бампера полностью лишены решёток, а оснащены лишь парами поперечных плавников – пройдя через боковые радиаторы, воздух покидает пределы кузова через жабры в крыльях. Помимо этого по краям бампера имеются дополнительные воздушные экраны, призванные успокаивать воздушный поток, уменьшая тем самым силу аэродинамического сопротивления.
У Mercedes-AMG GT R коэффициент аэродинамического сопротивления меньше, чем у AMG GT S
Наверное, наиболее интересным аэродинамическим элементом в передней части AMG GT R, является совершенно новый профиль, который в деактивированном состоянии прячется непосредственно за бампером, под днищем кузова. Данный элемент изготовлен из карбона и весит менее 2 кг. При достижении скорости 80 км/ч и при выбранном режиме «Гонка» в контроллере Dynamic Select (в силовом приводе AMG GT R предусмотрен такой алгоритм) передняя часть описываемого аэродинамического элемента опускается на 40 мм. Это приводит к возникновению «эффекта Вентури», за счёт которого передняя часть авто присасывается к земле – на скорости 250 км/ч подъёмная сила, действующая на переднюю ось, уменьшается примерно на 40 кг.
|
|
Специальный аэродинамический профиль в пассивном и активном состояниях |
Кроме того, открывается отвод воздуха от расположенного в передней части кузова радиатора двигателя, который направляется к заднему двойному диффузору. Вследствие этого повышается устойчивость задней оси автомобиля, а также снижается температура горячих участков в области задней части кузова. Одновременно улучшается охлаждение тормозных механизмов.
К активным элементам, управляющим потоками воздуха, относятся и вертикальные планки, перекрывающие узкий воздухозаборник, расположенный в нижней части переднего бампера. Ламели открывают дорогу воздуху в том случае, когда температура того или иного узла достигает порогового значения.
Не менее любопытные конструктивные решения можно обнаружить и в задней части нового спорткара из Аффальтербаха. Так, обращают на себя внимание воздуховыпускные вертикальные отверстия, которые расположены по краям бампера, и центральная щелевая прорезь между задними фонарями. Указанное узкое отверстие предназначено для отвода тепла от глушителя. Кстати, выпускная система нового спорткара изготовлена из титана и нержавеющей стали, что даёт экономию веса приблизительно в 6 кг по сравнению с AMG GT S. Система оборудована двумя регулируемыми заслонками, положение которых влияет на тембр и громкость её голоса.
Все изменения в дизайне задней части Mercedes-AMG GT R продиктованы функциональными решениями
Ниже имеется двойной диффузор, посередине которого хорошо виден центральный патрубок выпускной системы. Ещё два выпускных патрубка спрятаны внутри диффузора, по его краям. Как и у гоночных автомобилей, у AMG GT R патрубки обёрнуты в карбон, чтобы защитить диффузор от воздействия горячих отработавших газов.
|
|
Выпускная система спорткара изготовлена из титана и нержавеющей стали |
Выше, над багажником, парит антикрыло, которое я уже упоминал. Вместе с другими аэродинамическими элементами оно способствует увеличению суммарной прижимной силы, действующей на автомобиль, до 150 кг при его максимальной скорости.
Максимальная скорость спорткара Mercedes-AMG GT R составляет 318 км/ч. Это на 8 км/ч больше, чем у модели AMG GT S. До сотни новый спорткар разгоняется за 3,6 секунды, опережая, таким образом, своего младшего собрата на две десятых секунды. Улучшением динамических показателей новинка обязана росту потенциала двигателя, многочисленным изменениям в конструкции автомобиля, а также некоторому снижению веса. Впрочем, вес AMG GT R уменьшился совсем ненамного – всего на 15 кг (до 1575 кг по стандарту DIN, т. е. без водителя и багажа) – почти вся набранная по крупицам экономия веса была потрачена на новые узлы.
Я, кстати, забыл ещё три решения, не только внёсшие свой вклад, в снижение массы автомобиля, но и способствовавшие увеличение жёсткости его кузова. Речь идёт о стойках удержания колеса, туннельной крестовине, а также диагональных распорках в подкапотном пространстве. Все перечисленные детали изготовлены из углеродного волокна. Крестовина заменяет целых три детали из алюминия, используемые в автомобиле Mercedes-AMG GT S. Она монтируется под системой выпуска отработавших газов и карданной трубой. Возросшая жёсткость помогает кузову сопротивляться торсионным нагрузкам, которые возникают во время гонок.
Помогает на треке и 9-ступенчатая и система AMG Traction Control, позаимствованная у болида Mercedes-AMG GT3. Она даёт возможность регулировки проскальзывания ведущих колёс при отключённой системе стабилизации. Первая ступень предназначена для мокрой дороги, а девятая рассчитана на максимальную пробуксовку колёс.
А чтобы окончательно убедить потенциальных покупателей спорткара в его гоночных способностях, разработчики покрасили демонстрационный образец Mercedes-AMG GT R в эксклюзивный цвет AMG Green Hell magno, который призван установить визуальную связь с «Зелёным адом» (или «Северной петлёй» Нюрбургринга).
Кстати, заказы на этот автомобиль начнут принимать довольно скоро – уже в ноябре месяце, а первые поставки планируются на март следующего года. Количество экземпляров будет, по всей видимости, ограничено, поэтому с решением медлить не стоит.