"Младшее" купе Mercedes с момента своего появления производило весьма странное впечатление. Преемник довольно кургузого C-Class Sport Coupe, получивший наименование CLC-Class, выглядит не менее странно, но на сей раз немцы хоть разъяснили, что к чему.
Любая компания грезит о том, чтобы люди покупали именно ее продукцию с младых ногтей и до самой старости. В лженауке под названием "маркетинг" это, кажется, называется лояльностью. Автопроизводители в этом смысле ничем не отличаются от производителей зубной пасты или пресловутых прокладок. И Mercedes здесь преуспел, пожалуй, больше других: в модельном ряду "трехлучевой звезды" есть все от "детского" A-Class до лимузина S-Class Pullman. Особое место в "мерседесовской" иерархии всегда занимали купе – эдакий признак зажиточной жизни и воплощение эгоистичной роскоши. Но в 2001 году немцы дали всем страждущим возможность сесть за руль двухдверки Mercedes за весьма скромные деньги, сделав C-Class Sport Coupe.
Обладающий не самой гармоничной и изысканной внешностью хэтчбек, выдаваемый за купе, смотрелся слишком несерьезно для "мерса", но это не помешало компании продать 320 тысяч таких машин. При этом для 70% владельцев C-Class Sport Coupe был их первый Mercedes, а 30% впоследствии пересели на более дорогие модели марки. Видимо, в Штутгарте посчитали эти цифры показателем успеха машины и решили особо не мудрить с ее преемницей.
Поэтому Mercedes даже не скрывает, что новое купе имеет в своей основе старую модель. На первый взгляд, немцы лишь привели дизайн передней и задней частей кузова в соответствие со стилистикой нового C-Class, да поменяли название: теперь автомобиль вынесен в отдельный CLC-Class. Даже салон не позаимствован у нового C-Class, что было бы вполне логично, а взят от старого купе и разбавлен незначительными новшествами вроде нового руля или иного расположения кнопок на центральной консоли. Разумеется, произошли и другие изменения, которых, как утверждается, набралось больше тысячи. Что же это за изменения?
Из двигателей обновился лишь один: компрессорная "четверка" версии CLC 200 теперь, как и на C-Class, выдает 184 л.с. Остальные модификации (это CLC 180, шестицилиндровые CLC 230 и CLC 350, а также дизельные CLC 200 CDI и CLC 230 CDI) сохранили прежние показатели – от 122 до 272 л.с. Шестиступенчатая механическая коробка передач в базовой комплектации позволила чисто символически сократить время разгона до 100 км/ч: у версий с моторами V6 выигрыш составил 0,1 секунды (теперь это 8,4 и 6,3 секунды, соответственно, у CLC 230 и CLC 350), CLC 180 набирает "сотню" за те же 9,7 секунды и лишь CLC 200 "выстреливает" аж на полсекунды быстрее, чем прежде – за 8,6 секунды. Для четырехцилиндровых моделей в качестве опции предлагается пятиступенчатый "автомат", а версии с "шестерками" теперь можно оборудовать более современной трансмиссией 7G-TRONIC с подрулевыми переключателями.
Пожалуй, самая любопытная новинка – это "прямое" рулевое управление (direct-steer system). Инженеры Mercedes объединили усилитель, помощь которого зависит от скорости движения, и рулевую рейку с изменяемым в зависимости от угла поворота передаточным числом. Эта, в общем-то, не новая технология должна наделить купе более острой управляемостью и сделать реакции на руль более прозрачными. В общем, самое оно для автомобиля с претензией на спортивность. "Усугубить" последнюю можно посредством спортпакета, в состав которого помимо упомянутого "прямого" руля входят заниженная спортивная подвеска, 18-дюймовые легкосплавные колеса и ряд чисто дизайнерских нюансов – от "тонировки" фар до отделки салона черненым алюминием и красных стрелок на панели приборов. А вот активной подвески Agility Control, как у нового C-Class, для CLC не предлагается – поскольку, как уже говорилось, шасси в целом позаимствовано у предыдущей модели.
Но стоит ли упрекать новый CLC-Class в том, что он недостаточно нов? Конечно, досадно, что этот автомобиль обделили дизайнерским вдохновением, которым отмечены многие последние новинки Mercedes. Ведь у немцев была реальная возможность сделать по-настоящему самобытную модель, о чем свидетельствуют обнародованные самой компанией эскизы CLC-Class, отвергнутые руководством. Особенно броско смотрится вариация на тему SLR. Это был бы достойный ответ таким конкурентам, как Audi TT или купе BMW 1-й серии, но... для этого у Mercedes уже есть великолепный SLK.
В том, что CLC получился таким, каким он получился, "виноват" не только "мерседесовский" консерватизм. Дело в том, что эту модель будут выпускать на заводе Mercedes в Бразилии, где делали старый C-Class Sport Coupe, а перевооружать далекое производство для выпуска принципиально новой модели было бы слишком накладно.
Если вдуматься, то в этом и заключается суть CLC – в ненакладности как для производителя, так и для покупателя. Для последнего это своего рода вступительный взнос в клуб владельцев купе с "трехлучевой звездой": настоящие удовольствия еще впереди, но попробовать на вкус двухдверный Mercedes можно уже сейчас, по цене обычного C-Class. Тем более что ехать CLC должен, судя по проделанной немцами работе над технической начинкой машины, весьма недурно. И не важно, что на самом деле CLC – это никакое не купе, а по-прежнему откровенный трехдверный хэтчбек. В конце концов, ни у кого из конкурентов Mercedes такого странного автомобиля нет, а странность в нашем мире может оказаться очень неплохим маркетинговым инструментом.
© Журнал «МОТОР»
Март 2008