"Приехать к морю в несезон, помимо матерьяльных выгод, имеет тот еще резон, что это - временный, но выход за скобки года"... Эти строки Иосифа Бродского крутились у меня в голове, пока наш самолет, снижаясь, прицеливался к посадочной полосе на острове Майорка. В марте сюда слетелись журналисты со всего мира для того, чтобы, выйдя на пару дней за скобки редакционной рутины, покатать родстер-купе Mercedes-Benz SLK второго поколения.
Несезон - он и в Средиземноморье несезон. Майорка встретила мелким противным дождичком и холодным порывистым ветерком, и первый день тест-драйва прошел не по родстерному, а по купейному сценарию - опустить крыши у машин мало кто отважился. Но на второй день в небесной канцелярии сжалились над приунывшими было драйверами - дождь там выключили, а солнце включили. Вот только ветер не убавили - ну так, чтоб жизнь медом не казалась. А может, для того, чтобы новый SLK мог продемонстрировать свою способность даже без крыши защищать водителя и пассажира от злых холодных ветров...
И все получилось наилучшим образом. Удалось проверить родстер в самых разных условиях - по воде и посуху, под дождем и под солнцем, на горных серпантинах и скоростных автобанах. С крышей и без.
Новый Mercedes-Benz SLK ждали давно. Предыдущая модель стояла на конвейере восемь лет - ее представили публике в апреле 1996 года на мотор-шоу в Турине. С тех пор ей разок подтянули лицо (в 2000-м) и пару раз развили мускулатуру (в 2000-м добавили мотор 3,2 V6, в 2001-м выпустили заряженную версию 32 AMG). Некардинально обновлять машину больше не имело смысла; восемь лет на рынке - это срок, за который морально устаревает любая модель. Мавр сделал свое дело - старый SLK разошелся по миру в количестве более 308 тыс. машин, что для немассового класса вполне прилично - мавр может уйти.
Новое поколение считается вторым - формально так оно и есть. Однако на многих "семейных" фото модельного ряда SLK присутствуют не две, а три машины - старый SLK, новый SLK и знаменитый родстер 190 SL выпуска 1953 года (и это несмотря на то, что индекс SL напрямую унаследовала совсем другая современная модель). Дескать, родословная-то во-он какая огромная. Большой натяжки тут нет. Немцы называют древний 190 SL "в определенном смысле прародителем" SLK. Ну и ладненько. Имеют право. Может, они вообще считают 190 SL эдаким общеродстерным Адамом...
О стилистике нового SLK говорить пространно не имеет смысла - вот она, стилистика, вся на фото. Отметим лишь, что теперь, очевидно, все спортивные (а может, и не только спортивные) модели Mercedes-Benz будут чертами лица похожи на топ-спортивную SLR McLaren. Наверное, это неплохо. Новый единый стиль.
Что касается интерьера, то здесь можно обратить внимание на полную переработку дизайн-концепции - новый SLK выполнен в очень мягком техностиле, не лишенном, впрочем, некой "уютной" приятности. Особо выделить стоит два элемента интерьера - во-первых, панель приборов с двумя глубокими колодцами, на дне которых размещены спидометр (и с ним - часики) и тахометр (и с ним - указатель расхода топлива), во-вторых, внутренние дверные ручки своеобразной формы. Оба этих элемента смотрятся здесь стилистически неожиданно, но... Но чертовски стильно, согласитесь.
Родстер-купе SLK второго поколения чуть крупнее своего модельного предшественника: длина машины выросла на 72 мм, ширина - на 65 мм, колесная база - на 30 мм. Изменения небольшие, и на глазок они незаметны. Чего не скажешь об изменениях в организации багажного пространства - тут новизну не заметить невозможно. Взглянем хотя бы на цифры. Объем багажника при сложенной крыше у старого SLK составляет 145 л, а у нового - аж 208 л. Выигрыш в 63 л - это просто великолепно, все б так росли от поколения к поколению. Помимо прочего этот выигрыш обеспечили применением продвинутой, кинематически очень сложной (с "переворотом" заднего стекла) системы складывания крыши - ее общую идею взяли у модели SL. Но вот что интересно - при поднятой крыше новый SLK... проигрывает старому 50 л. Сейчас общий объем багажника составляет 300 л, тогда как раньше был 350 л.
Впрочем, грузовместимость - это, наверное, последнее, на что обращает внимание пользователь родстеров (если вообще обращает). А что не последнее?
Да все остальное. Кому дизайн важен, кому комфортные штучки, кому движок... Лично я обратил особое внимание на ту систему, за которую разработчики называют новый SLK "всепогодным родстером". Нет, не на крышу - при ней-то любая машина - всепогодная. А вот попробуйте без нее покататься на холодном ветру и не простудиться...
Я попробовал. И не простудился. Спасибо "воздушному шарфу". Не будь его, как минимум насморк бы подцепил - в несезон на Майорке ой как ветрено...
Идея системы Airscarf ("воздушный шарф"), как говорится, лежала на поверхности - странно, что реализовали ее только сейчас и пока только на новом SLK. Все производители открытых машин озабочены "верхним" обогревом седоков, но Mercedes ближе всех подошел к решению проблемы. Причем "ближе" тут можно понимать и буквально: дефлекторы вмонтированы... в подголовники сидений - то есть максимально близко к обдуваемым "объектам".
В спинке каждого сиденья оборудована собственная "печка", состоящая из нагревателя, вентиляторов и воздуховодов. Нажимаешь нужную кнопочку (числом нажатий выбираешь один из трех режимов, от слабого до сильного) - и теплый воздух из подголовника обдувает голову, шею и плечи. Причем система настолько эффективна, что в режиме максимального обдува позволяет даже в сильный ветер ездить без боковых стекол - прическу в этом случае вам, конечно, растреплет, но не простудитесь, это точно.
Правда, если вы любите высокую посадку в машине, то на макушку теплого обдува не хватит. Надо либо кепочку надеть, либо усесться полулежа - как, впрочем, обычно и сидят в спортивных машинах.
Насколько эффективной будет система Airscarf в российский несезон, мы проверим позже, в России. Но в несезон средиземноморский она просто чертовски хороша. В любом случае ясно, что сезон пользования машиной в родстерном, то есть открытом, варианте этот "шарфик" расширяет очень существенно.
Ну а купейный, закрытый, вариант делается за 22 секунды (и снова открытый - за то же время). Процесс складывания/раскладывания довольно красив - по крайней мере, майоркская публика глазела на него с большим интересом. Хотя вообще-то Майорку трудно удивить автомобильными чудесами - элитный курорт все-таки...
На тест нам предоставили две версии - SLK 350 и SLK 200 Kompressor. Времени для рулежки было предостаточно, и это позволило выявить некоторые особенности, которые можно заметить лишь при длительной езде. Лично мне не шибко понравились кресла. Они вроде и "заточены" под человека, и регулировок положений у них масса - но чего-то не хватает. Может, поясничную поддержку надо было бы им развить получше, может, еще что... Если поездка на часок-другой - дискомфорта нет. А вот если "на подольше" - довольно сильно устаешь. Начинаешь ворочаться, часто менять позу - а регулировочные клавиши тут не на дверях (это было бы удобно), а на боках подушек сидений, и чтобы до них добраться, надо совать руку в узкую щель; а на руке-то часы, и ими чиркаешь по двери... В общем, что-то тут слегка недодумано.
Но справедливости ради отмечу, что это единственный замеченный минус. И на нем тему недостатков можно смело закрыть. Все остальное - моторы, трансмиссии, подвеска, рулевое управление и т.д. - на высочайшем, истинно мерседесовском уровне. За это, как говорится, можно все простить (так и быть, спишем "кресельную" усталость на собственный застарелый радикулит). Драйв, в том числе и драйв агрессивный, на новом SLK - наслаждение.
Великолепный руль. Если можно так выразиться - "весомый". При неспешной езде его можно легко вращать одним пальцем, но с ростом скорости пропорционально растет и реактивное усилие - руль как бы наливается приятной тяжестью. Никакой "ваты" нет и в помине. Если помните, раньше (правда, уже довольно давно) швабы гордились откровенной "ватностью" своих рулей, преподнося ее как показатель высшей степени комфорта. Теперь концепция другая. На моделях последних лет рулевое управление достаточно "острое" и информативное (при любых маневрах водитель всегда чувствует, "где" у машины передние колеса) и вместе с тем весьма и весьма комфортное. Нашли-таки золотую середину.
Очень достойная подвеска. Тоже, можно сказать, "золото-серединная". Она достаточно неплохо поджата - по-родстерному, как полагается, - но вместе с тем обеспечивает прекрасную плавность хода. Типичные дорожные гадости типа выщербленных участков асфальта, небольших ухабов и т.п. подвеска отрабатывает без проблем. В общем, отношение "спорт/комфорт" выверено весьма тщательно.
За кузов (от которого, понятно, зависит очень многое) - отдельное спасибо. И на старом SLK он был отнюдь не слабым, а теперь его жесткость стала выше аж в полтора раза - хороший прогресс. Кстати, кузов нового SLK - самый жесткий в своем классе...
На майоркском тест-драйве удалось неплохо прочувствовать работу системы курсовой стабилизации ESP нового SLK. Надо сказать, работы ей было - хоть отбавляй. И не только потому, что SLK, как и любая другая заднеприводная машина, при активном драйве норовит сорваться в занос. А еще и потому, что "заносчивости" очень способствовали дорожные условия. Во-первых, извилистые горные дороги Майорки как таковые. Во-вторых, мокрое, местами очень скользкое покрытие.
SLK достойно справился с трудностями. И ESP здесь сыграла одну из главных ролей. Понравилось не столько то, что система бдительно отслеживает малейшее "не то" в курсовом поведении машины (это делает любая ESP), сколько то, КАК она осуществляет коррекцию. Исключительно мягко, ненавязчиво, интеллигентно. Грамотно дозируя свои усилия по "осаживанию" машины в зависимости от ситуации. Лишнего не позволит не только водителю (в его стремлении покуражиться), но и самой себе (в своем стремлении навязать помощь). В строгую "узду" она превращается лишь тогда, когда ситуация действительно становится близкой к критической.
И это явный прогресс. Я слышал много упреков в адрес мерседесовских систем стабилизации - дескать, душат машину, жестоко обуздывают, даже когда не надо... Теперь, думаю, таких упреков не будет.
Естественно, моторно-трансмиссионные версии SLK сильно различаются ездовыми повадками. Первой мне досталась SLK 350 с семиступенчатой автоматической трансмиссией 7G-TRONIC. Это очень серьезный, недетский аппарат. Под капотом у него V-образная "шестерка" мощностью 272 л.с. Максимальный крутящий момент - 350 Нм, причем мотор выходит на этот максимум уже при 2400 об./мин. и держит "планку" до 5000 об./мин. Тяга прекрасная, запас возможностей в любых режимах езды очень солидный, драйв мощный...
Реализовать потенциал мотора здорово помогает новейший "автомат" о семи ступенях - да так здорово, что время разгона до сотни с ним меньше, чем с шестиступенчатой "механикой" (5,5 сек. против 5,6 сек.). Во как! И это еще не все. Разгон от 60 до 120 км/ч с "автоматом" занимает 5,1 сек., тогда как с шестиступенчатой "механикой" - 8,7 сек. Во как!
Управлять "автоматом" можно и вручную - либо рычагом вправо-влево, либо подрулевыми клавишами - но большой надобности вмешиваться в его работу нет. Этот "автомат" и сам прекрасно знает, что и как ему делать, и когда. Такой оценочный термин, как "задумчивость" - это не про 7G-TRONIC...
В общем, SLK 350 - это сила, это драйв, это для взрослых. А ведь есть еще круче версия - SLK 55 AMG. У той под капотом - V8 (впервые в этом классе) и 7G-TRONIC. Она развивает 360 "лошадей" мощности, 510 Нм крутящего момента, сотню берет за 4,9 сек., а с 60 до 120 км/ч разгоняется за 3,8 сек. Увы, на тест-драйв нам 55 AMG не предоставили - эта машина присутствовала лишь в качестве демонстрационной. Жаль. Но ничего, обещали, что очень скоро, при первой же возможности...
C SLK 350 я пересел на SLK 200 Kompressor с шестиступенчатой "механикой". Честно говоря, боялся, что после мощной версии эта, по определению намного более спокойная, покажется рохлей. А вот не показалась! Конечно, драйв не столь спортивный, но... Но тоже драйв. Прогулочный. Но отнюдь не степенный.
Великолепная механическая коробка. Управлять ею одно удовольствие - переключения четкие, ходы рычага короткие. И тут прогресс! Раньше управление "механикой" у Mercedes было довольно-таки "рыхлым" именно из-за длинных ходов...
Очень хороший двигатель 1,8 л с механическим нагнетателем и уникальной системой Twinpulse, координирующей работу всех моторных элементов. Чуткий, гибкий на "низах", приемистый. Мощность 163 л.с., крутящий момент 240 Нм в диапазоне 3000v4000 об./мин. До сотни машина с "механикой" разгоняется за 7,9 сек. (с альтернативным пятиступенчатым "автоматом" за 8,3 сек.). В диапазоне 60v120 км/ч динамика с "механикой", прав-
да, кажется слабоватой - 12,2 сек. (а "автомат" обеспечивает те же 8,3 сек., что и от нуля до сотни), но это только в сравнении с мощными версиями.
А, собственно, стоит ли их сравнивать? Ну разве что из любви к чистому искусству. А вообще-то у разных версий совершенно разные задачи. Каждая имеет право на существование как нечто самоценное, без привязки друг к дружке. Версии SLK 350 и SLK 55 AMG выводят модель в сектор весьма серьезных спортсменов. Версия SLK 200 Kom-
pressor работает в привычном для модели амплуа "дамского родстера". И, в конце концов, должен же быть у родстера "бюджетный" вариант - если, конечно, это слово применимо к Mercedes...
Кстати, о бюджетах. За чумовой SLK 55 AMG приготовьтесь отдать 81,9 тыс. За просто мощный SLK 350 - 56,4 тыс. А за "бюджетный" SLK 200 Kompressor - 42,9 тыс. Не рублей, конечно. И даже не долларов. А полновесных европейских денег.
Эх, как бы так спланировать бюджет…
© Журнал «МОТОР»
Май 2004