В нем и, правда, воздушное, прозрачное ощущение. Но это не минивэн, не автобус и не джип. Но в любом случае – «Мерседес». И даже вполне солидный, представительный. Эдакий S-класс, но несколько приподнятый над дорогой и с кузовом универсал. Короче, кроссовер, микс – «сборная солянка».
Кто ездил на «Мерседесе», больше на другие марки не пересаживается. Вопрос только – что на что меняем? «Е» на «S»? «SLK» на «CLS»? Ну а если вам надоели типовые лимузины, классы А и В смущают своим статусом, а Viano хоть и хорош, но уже автобус? Неужели остаются только джипы – ML и G?
Весть об «Эрке» возникла настолько внезапно, что многих потребителей трехлучевых машин застала просто врасплох. Изначальная идея: не экономя на внешних габаритах, создать автомобиль достаточно просторный для экипажа, а вдобавок с набором легковых характеристик на уровне лимузинов представительского класса. Что мы имеем в итоге? Нормальное, легковое расположение водителя и пассажиров. Салон на привычном уровне – ноги на порог задирать не придется. Более высокие, чем в легковых машинах, двери и потолок – при посадке не требуется пригибаться, а в салоне – испытывать неприятный контакт макушки с потолком. Никто не назовет компоновку «вагонной» – от носа водителя до кромки переднего бампера ничуть не меньше, чем, скажем, в Е-классе. Но капот заметно более пологий, и его с водительского места не видно – иначе, при заданной высоте, не добиться обтекаемости. Пошли дальше – увеличенная высота означает ухудшение устойчивости? Ничего подобного – раздвигаем машину вширь! Это неплохо и для ездоков, и для пассивной безопасности при боковых столкновениях. Но никак не для маневрирования в тесном пространстве! Хотя R-класс, как и подобает «Мерседесу», удивительно вертляв благодаря существенным максимальным углам поворота передних колес.
Каковы издержки? Совершенно очевидно – существенное увеличение массы: больше базового S на 300 килограммов и даже на центнер выше, чем у внедорожника ML! Следствие – рост цены, расхода топлива и снижение динамики. Все это, безусловно, присутствует. Но в незначительной степени – смотрите техданные.
Визуально-тактильные ощущения от расположения за рулем я бы без преувеличения назвал царско-тронными. Дверь, потолок и сосед – все находится на расстоянии вытянутой руки. Много воздуха и прекрасная панорама переднего обзора. Массивные кресла, так же, как и дорогая мягкая мебель дома или в офисе, принимают в себя с одинаковым комфортом тела совершенно разных габаритов. Визуальная легкость и традиционная Т-образность передней панели позволяют в хорошем смысле не обращать на нее внимания. Здесь R – хороший пример для «родственников». И для Е, у которого избыток кнопок, и для S, который в дань моде поторопились украсить управляющим кругляшом команд-системы. А вот традиционный и поразительно наглядный джойстик сервопривода сидений здесь, увы, на торце кресла, в слепой зоне, а не «по-мерседесовски» на обивке дверей.
Здорово все-таки, что управление коробкой 7G-TRONIC на последних моделях фирмы перенесено на правый подрулевой рычажок. Однократное качание вниз – и мы трогаемся. Удивительно, как столь массивному экипажу хватает двигателя «всего» 3,5 литра (есть и 5 л/306 л. с.), но неукротимая «электровозная» тяга в сочетании с акустической защищенностью придают поездке поистине аттракционное удовольствие. А когда вы вылетаете на неровности, можно говорить уже о восторге – для R-класса ям просто нет! Даже по сравнению с эталонным S. Что это – чудо природы? Да нет – закон физики. Во-первых, длиннобазный автомобиль трясет меньше. Во-вторых, как вы помните, «Эрка» весьма тяжела, а значит, кузов остается более стабильным при отработке подвеской дорожного рельефа. Ну и, в-третьих, конкретно на этом экземпляре стоит опционная пневматическая система AIRMATIC. Она же позволяет поддерживать стабильный уровень кузова при заходе в поворот, что в сочетании с изрядной шириной колеи и невысоким центром тяжести, делает маневр удивительно легким и прогнозируемым. Постоянный полный привод не лишает R некоторой избыточной поворачиваемости, характерной для «Мерседеса».
Каковы перспективы новой модели? На мой взгляд – блестящие... в Европе и Америке. А у нас люди, тратящие на автомобиль круглую сумму, боятся отступления от канонов – а вдруг их как-то «не так поймут» или «перестанут уважать». Но наш, журналистский, долг – помочь им с выбором.
© Автомобили
Май 2006