В былые времена для того чтобы насладиться истинным блеском трехлучевой звезды, надо было покупать "S"-класс и только "S"-класс. Без вариантов. Но пару лет назад появился нынешний Е-класс, и пропуск в обитель роскоши подешевел, сравнявшись с ценой крутой комплектации Avantgarde. Лучшие материалы, ультрасовременный дизайн салона, всяческие "приятности", вроде сдвижной панели на центральной консоли… Быть демократичными штутгартцам понравилось. Еще им понравилось много продавать. А то, что можно продавать действительно много, доказал "С"-класс, просто замечательно расходившийся в последние годы по всему миру.
Оставалось распахнуть двери шире. Что и было сделано минувшей весной презентацией модернизированного семейства 203. Причем DaimlerChrysler наложил табу на термин "фэйслифтинг", громогласно заявив о премьере не иначе как "нового поколения" компактных машин. Не знаю, как насчет совсем уж "нового", но принципиальный идеологический сдвиг налицо. Снаружи его не заметишь, однако достаточно оказаться внутри, как все становится ясным раз и навсегда. Если прежний "С"-класс покупали за брэнд, понимая, что скромная цена гарантирует сдержанность - по сравнению с большими Мерседесами - во всем остальном, то теперь сдержанность решительно отметена. Раньше в салоне "цешки" без труда читалось желание сэкономить, а то и нарочно принизить статус модели, что в известной мере делало ее неполноценным представителем марки. Сейчас же создается впечатление, что доработчикам машины дали полный "карт бланш". Мол, делайте как умеете, творите на всю катушку. Не щадя сил, времени и денег. И сделали. И получилось супер.
Интерьер автомобиля завораживает. Здесь нет надрывного стремления ослепить богатством, доказать что-то кому-то, а то и всем сразу. Но доказано все, всем и сразу. Беспрецедентное качество дизайна позволяет вести разговор о выходе на новый уровень - если не в глобальном смысле, то в рамках данного сегмента рынка. Столь эффектное и гармоничное сочетание неоклассики и техно нужно еще поискать. Цветовая гамма сдержанна и поэтому изысканна: тотальный черный с прожилками хрома и уместные вставки из дерева и под дерево. Руль, выполненный из мягкого пластика, на ощупь не отличается от кожаных рулей менее дорогих машин. Изящные циферблаты в металлических окантовках и загадочно-темные дисплеи с их голубоватой Hi-End-графикой не только отлично уживаются, но и оттеняют привлекательность друг друга. Да, немного мрачновато - особенно в сочетании с черным цветом кузова, но исключительно респектабельно. Со временем ловишь себя на мысли, что каждый элемент интерьера - будь то блок климат-контроля или рычаг коробки передач - настолько красив, лаконичен и завершен, что не поддается совершенствованию. Именно этим обновленный "С"-класс и околдовывает своих гостей.
Обратите внимание: тестируемая машина была в комплектации Classic, считающейся базовой! Для сравнения я сел за руль стоявшего в шоу-руме E 240 Classic. Проще, "пластиковее"! Удивительно, что и отрыв флагмана отнюдь не велик: в неоспоримом активе "S"-класса лишь оптитронная приборная панель, которая, впрочем, уже перестала быть чудом техники. Ближе всего по стилю к "С"-классу оказался ML с похожим черно-хромированным интерьером.
Находиться в "цешке" не только приятно, но и удобно. При этом сохранены все знакомые мерседесовские "фишки": напольная педаль газа, ножной привод "ручника", многофункциональный подрулевой переключатель. Кресла отлично распределяют нагрузки, органы управления эргономичны, символика кнопок понятна. Регулировки сидений и рулевой колонки устроят людей самой разной комплекции. В широком переднем подлокотнике предусмотрены несколько отсеков для всевозможной мелочевки. Задним пассажирам менее вольготно: в ногах места маловато, но и тесной посадку не назовешь.
Четыре года назад "С"-класс удивил всех спортивностью повадок, немного потеряв в плавности хода. После модернизации машина стала мягче, но острота реакций осталась при ней. Конечно, говоря об "остроте", я не имею в виду ошеломляющую резкость полугоночных "японцев". Mercedes быстро, очень точно и собранно выполняет команды водителя, однако чувство собственного достоинства ему по-прежнему присуще. Шокирующих внезапностью и перегрузками курсовых маневров он себе не позволяет. Поворачиваемость машины нейтральна, при превышении скорости возникает легкий снос передней оси, за которым может последовать занос, мгновенно пресекаемый незримой властью ESP. Отключение ESP ничего не дает: электроника остается на страже, при малейшей угрозе деликатно, но неотвратимо вмешиваясь в управление автомобилем. Не менее действенную поддержку в поворотах оказывает достоверная обратная связь на руле. Правда, на небольших скоростях руль излишне "тяжелеет" - такова особенность "компрессорных" машин.
Однако лихачить на такой машине стоит только в экстренных ситуациях "C"-класс как истинный Mercedes доставляет особое наслаждение неспешной ездой.
Автомобиль катится непостижимо легко и бесшумно, однако он вовсе не парит над полотном, а мягкой и уверенной хваткой кошачьей лапы держится за дорогу. Причем эту надежность и уверенность ощущают не только водитель, но и пассажиры. А великолепная плавность хода опять-таки удивительным образом сочетается с отсутствием всякой раскачки. Шумоизоляция подчеркивает классное звучание штатной аудиосистемы - "теплое", но с хорошей детализацией на верхах и достаточно "плотными" басами.
Если ездить на "С"-классе в подобающем стиле, возможностей 1.8-литрового компрессорного двигателя хватает с лихвой. Мотор вполне отзывчив, а после 3 500 об/мин его тяга порадует даже азартного владельца. И "автомат" ему не помеха, а как раз наоборот, помощник. Коробка передач переключается оперативно и едва заметно. Кроме кофмортного режима, у "автомата" есть спортивный и секвентальный, которые максимально мобилизуют возможности автомобиля, не нарушая, впрочем, цельности его характера. А характер, порода прослеживаются даже в деталях. Так, привод акселератора настроен по-мерседесовски, с "пружинистой", но от этого не менее "прозрачной" и логичной связью между педалью газа и мотором. То же самое касается и тормозов: под педалью всегда есть некоторый "запас", которой можно реализовать в чрезвычайных обстоятельствах.
Теперь, когда образ машины сложился, я готов утверждать, что "С"-класс образца 2004 года - первый Mercedes-Benz, который реально стоит своих денег. За "базовую" машину просят чуть более миллиона рублей, но ни одного из этих рублей не будет жалко. Впечатляющий интерьер открывает новую эпоху в жизни немецкой марки, когда размер не просто стал иметь значение, но когда значение стал иметь только размер. Это не может не радовать владельцев "цешек" и не может не настораживать покупателей "эсок". Сколько продлится период демократических настроений в руководстве DaimlerChrysler? Станут ли они традицией или все закончится в следующем году, с премьерой нового "S"-класса?
Ждать осталось недолго.
© Колеса
Август 2004