С октября по июнь самый высокий перевал восточных альп, находящийся на высоте 2509 метров, закрыт для движения легкового автотранспорта. Автобусам, грузовикам и автомобилям с прицепами езда по этому участку дороги Timmelsjoch запрещена и летом — уж слишком круты здесь подъемы и спуски, да и видимость из-за облаков бывает нулевая. Но для нового полноприводного C-Klasse сделали исключение. Представьте картину: декабрь, снег, ратраки... и серенькие, снующие туда-сюда по альпийским склонам, «мерины».
Маленькая австрийская деревенька — вот что такое Хохгурль, если верить сайтам российских турагентств. В действительности деревенькой здесь даже не пахнет. Четыре немаленьких отеля лесенкой друг над другом, одна улица, проложенная буквой «зю», гигантская канатка со стеклянными вагончиками, которая стартует прямо из центра курорта, и ни одного сельского домика, хотя бы издали напоминающего тирольский — вот что увидите вы, въехав по серпантинам 186-й дороги на высоту порядка 2000 метров. Вдали, на горизонте — заповедный высокогорный реликтовый сосновый лес Zirbenwald. Вверху — вершины с заснеженными причесанными склонами. Вниз уходит дорога в Обергурль — в такой же, в принципе, курорт, но с единственным отличием: пять улиц дают ему право считаться развлекательным центром. Если хотите найти что-то действительно местное, то придется подняться почти на трехкилометровую высоту к ресторанчику Kirchenkarhutte, где стоит бревенчатая избушка с открытым очагом в центре. В ней подают мясо и десерты, приготовленные в лучших тирольских традициях, и, разумеется, крепкий обстлер — местный шнапс, от которого горы почему-то начинают казаться равнинами.
Впрочем, есть еще одно средство, способное слегка изменять сознание. Оно называется Mercedes C350 4Matic. Уверен, все, кто уже заказал эту машину в России, даже не подозревают о скрытых в ней возможностях. Ведь на обычных асфальтовых дорогах поведение этого автомобиля мало чем отличается от обычного. Да, мощнее своих родственников по С-Klasse, но не настолько, чтобы записывать это в очевидные и неоспоримые плюсы. Ну, полный привод есть — на скользкой дороге разгонится быстрее. Все остальное — уровень комфорта, оснащение, отделка — сравнимо. И с какой стати для C350 4Matic Mercedes решил устроить отдельное представление? — недоумевали мы по дороге из Инсбрука в Хохгурль.
Презентация была камерной — человек десять. Половина — финнов, половина — русских. Нам рассказали про замечательную коробку 7G-Tronic с совмещенным дифференциалом и раздаткой. Затем про то, что дало это решение — дескать, значительно снижен вес трансмиссии, сократились потери на трение, улучшена топливная экономичность. В заключение сказали, что отныне крутящий момент в «фир-матике» распределяется между передком и задней осью в пропорции 45/55% и что этот нюанс тоже является важным отличием системы постоянного полного привода Mercedes четвертого поколения от всех предыдущих 4Matic.
Следующим утром они выдали ключи от машин (наши парни расселись по бензиновым седанам, финнам дали дизели и универсалы) и махнули рукой — дуйте, мол, туда, наверх, где кончается очищенный от снега асфальт. А вот это уже интересно. Еще вчера в указанном месте путь был перекрыт ограждением и висел знак «Движение запрещено».
Оказалось, это та самая Timmelsjoch — дорога, которая выводит к самому высокому в Восточных Альпах перевалу. Миновав его, из Австрии попадаешь в Италию. Летом, говорят, здесь ничего особенного. Двухполосная 11-километровая асфальтовая лента сначала огибает гору, проходя над пропастью, затем уходит в каменистую равнину, где кучкуются облака, затем следует связка серпантинов, крутой подъем и все. Однако зимой Timmelsjoch — уже не дорога. Это один протяженный сугроб, с которым бесполезно бороться, поскольку в отдельных местах снега наваливает четыре-пять метров.
И вот в этой толще им не лень было прогрызть дорогу. Не представляю, какой техникой такое можно сделать. Не понятно как они вообще отыскивали ее зигзаги и шпильки в белом поле. Но факт остается фактом — когда приближаешься к серпантинам, Timmelsjoch превращается в глубокий снежный тоннель, в котором нет разве что потолка (его успешно заменяет ползущее над головой облако).
На сам перевал наша белая траншея не поднимается — упирается в расчищенный для разворота пятачок. Ждем последнюю машину и едем обратно. Со стороны наши покатушки, наверно, напоминают ралли. Дают отмашку первой машине. Через тридцать секунд дают отмашку второй. И так далее. Под колесами снег и лед. Пути, как такового, не видно вообще, ведь куда ни глянь — «молоко». Вверх интереснее — полноприводный «Мерседес» повиливает кормой, как заднеприводный, но делает это без драматических последствий, так, для азарта. Вниз спускаться страшнее, потому что полпути проезжаешь под непрерывный стрекот АБС. И вот так — несколько раз. Сначала туда-сюда для разведки. Затем — на время. В заключение еще разок с отключенной стабилизацией...
— Слушай, а ты поглядывал на спидометр там, в горах? — спрашиваю коллегу, когда уже возвращаемся в Инсбрук.
— Ну, 140-150 бывало.
— Ты серьезно? По льду? А я думаю, почему мы едем разрешенные 90, а все кажется таким ме-е-едленным.
© Автопилот
Январь 2008