Не смотря на то, что официальное обозначение “C-Class” было введено лишь в 1993 году, компания Mercedes-Benz отсчитывает его историю с более раннего времени. В 1982-м на заводе Бремене стартовало производство седана Mercedes-Benz 190 (W 201), который и считается фактическим родоначальником C-Класса. Таким образом, сегодняшнее поколение среднеразмерных автомобилей марки Mercedes-Benz, получившее заводской индекс W 205, является уже пятым по счёту. Поскольку серии 201 и 205 разделяют свыше тридцати лет, они существенно отличаются друг от друга. Тем не менее, можно обнаружить и ряд похожих моментов.
Возьмём, к примеру, условия, при которых родились вышеупомянутые модели. «190-й Мерседес» появился на свет под влиянием двух очень важных обстоятельств. Во-первых, в те времена экономика Европы всё ещё переживала последствия нефтяного кризиса 1973 года, а во-вторых, в Штутгарте обратили внимание на рыночный успех BMW третьей серии. В итоге там решили выпустить свой относительно недорогой и экономичный автомобиль.
Не ошибусь, если отмечу, что новейший Mercedes-Benz серии 205 выходит на рынок в весьма близкой, но ещё более тяжёлой ситуации. По сравнению с теперешней тотальной борьбой правительств и общества с выбросами CO2 трудности восьмидесятых, наверняка, кажутся производителям автомобилей мелкими неприятностями. Параллельно возросла и конкуренция между ними. Помимо BMW в премиальном сегменте значительно усилились позиции бренда Audi, а некогда безоговорочный лидер Mercedes-Benz по общему объёму продаж опустился на неприятное для него третье место.
Сложные внешние условия нередко способствуют техническому прогрессу. Mercedes-Benz 190 получился не только стильным и элегантным (разработкой его дизайна руководил знаменитый итальянец Бруно Сакко), но и весьма совершенным с инженерной точки зрения. Благодаря лёгким сплавам и компактным размерам масса «190-го» уменьшилась на 160 кг по сравнению с седаном W 123, а обтекаемая форма кузова и инновации в его конструкции позволили понизить коэффициент аэродинамического сопротивления до рекордной на тот момент величины – 0,33. Вдобавок именно на седане с индексом W 201 впервые появилась задняя независимая пятирычажная подвеска. Эта схема используется в конструкции ряда моделей с трёхлучевой звездой и в настоящее время.
Поначалу Mercedes-Benz 190 предлагался покупателям лишь с двумя бензиновыми моторами – карбюраторным (модель 190) и с впрыском топлива (модель 190 E). Спустя год с момента начала производства «190-го» появились и дизельные двигатели, а также более мощная бензиновая модель 190 E 2.3. И затем при участии британской компании Cosworth был разработан двигатель 190 E 2.3-16 с четырьмя клапанами на цилиндр. Благодаря 185-сильному (136 кВт) агрегату седан Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 в августе 1983 года на треке Нардо, в Италии, установил 3 мировых плюс 9 международных рекордов. В частности, «190-й» проехал 50 000 км со средней скоростью 247,939 км/ч. При этом Mercedes показал себя не только быстрым, но и очень надёжным автомобилем – ни на одной из трёх практически серийных машин, которые участвовали в заезде, не произошло ни единой поломки.
Ещё одно интересное событие, связанное с автомобилем 190 E 2.3-16, произошло 15 мая 1984 года. В день открытия трассы Нюрбургринг в новой конфигурации было проведено уникальное состязание: двадцать гонщиков, пилотирующие одинаковые Mercedes-Benz 190 E 2.3-16, выяснили, кто есть кто в международном автоспорте. Достаточно вспомнить имена призёров этой необычной гонки: Карлос Ройтман, Ники Лауда и победитель Айртон Сенна!
Ну а сам немецкий седан именно таким вот оригинальным образом начал спортивную карьеру. Тем не менее, уже в 1985 году Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 гонялся во французском кузовном чемпионате, а с 1986 года – в немецком первенстве, со временем получившем имя DTM (Deutsche Tourenwagen Masters). В 1989 году автомобиль 190 E 2.3-16 «превратился» в болид 190 E 2.5-16 Evolution (впоследствии – Evo l), который в следующем сезоне заменили ещё более мощной версией – Evolution II.
Разумеется, при создании нового поколения C-Класса во главу угла также ставились эффективность и высокая производительность. По словам проф. д-ра Томаса Вебера, члена Совета директоров концерна Daimler AG, отвечающего за научные исследования и опытно-конструкторские разработки в подразделении Mercedes-Benz Cars, именно данные качества лежат в основе высокого стандарта удовольствия от вождения, принятого для автомобилей W 205.
То есть рецепты использовались прежние, а вот технологии – самые современные. В конструкции кузова седана W 205 много алюминия – 48% от общей площади. Из него здесь изготовлены не только крылья, двери, капот, крышка багажника, но и крыша, а также целый ряд деталей несущего каркаса. Немецкие инженеры давно поняли, что комбинация стали и алюминия, позволяет создавать более эффективные конструкции как по сравнению с чисто стальными кузовами (в данном случае выигрыш по массе составил 70 кг), так и с полностью алюминиевыми. Новый кузов отличается высокой жёсткостью (цифры пока не сообщались) и безопасностью плюс улучшенными антикоррозионными свойствами. Общее уменьшение массы автомобиля (на 100 кг по отношению к модели W 204) позволило приблизительно на 20% сократить потребление топлива. Кроме того, понизилось расположение центра тяжести, что положительным образом отразилось на ходовых качествах.
Улучшению управляемости (и не только её) C-Класса пятой генерации способствует и новая передняя подвеска, тоже, кстати, изготовленная из алюминия. Она в этом автомобиле – классическая, двухрычажная. Правда, из-за составной конструкции нижнего треугольника конструкторы Mercedes-Benz называет её четырёхрычажной. Задняя подвеска представляет собой модернизированный пятирычажный узел от автомобиля W 204. И опять же дотошные немецкие парни предпочитают называть такую конструкцию «многорычажной, выполненной по пятирычажной схеме».
Двухрычажная передняя и пятирычажная задняя подвески, а также рулевое управление автомобиля Mercedes-Benz C-Класса 2014 модельного года.
| Из-за составной конструкции нижнего треугольника конструкторы Mercedes-Benz называют переднюю подвеску четырёхрычажной.
|
Еже ли говорить об упругих и демпфирующих элементах, то покупая C-Класс, можно выбирать из четырёх нижеперечисленных типов шасси: стандартной пружинной подвески с пассивными амортизаторами, пружинной подвески с демпферами с изменяемой жёсткостью, шасси линии AMG, у которого дорожный просвет занижен на 15 мм, и, наконец, фирменной подвески Airmatic, впервые предлагаемой Mercedes-Benz в данном классе. Наверное, стоит добавить, что в Россию в базовом исполнении поставляются автомобили с увеличенным на 15 мм клиренсом.
Пневматическая подвеска Airmatic не только обладает возможностью регулирования дорожного просвета на обеих осях, но и предлагает четыре алгоритма работы: Comfort (по умолчанию), Eco, Sport и Sport +. Кроме того, выбрав в меню настройку Individual, водитель получает возможность самостоятельно конфигурировать параметры работы автомобиля. Такие же алгоритмы предусмотрены для силового привода (двигателя и АКПП) и рулевого управления. Радует также то, что названные системы можно настраивать независимо друг от друга.
С другой стороны, если учитывать качество отечественных дорог плюс особенности менталитета наших водителей, можно предположить, что алгоритм Comport для подвески и руля, но Sport+ - для силового агрегата многие выберут чуть ли ни раз и навсегда. Впрочем, почему бы и нет? Даже стандартная пружинная подвеска нового C-Класса оставляет самые хорошие впечатления. Он приятен в управлении – демонстрирует великолепное сочетание плавности хода и управляемости. Шасси сбалансировано отменно – обладает нейтральной поворачиваемостью.
Передняя и задняя подвески седана C-Класса 2014 модельного года с пневматическими стойками Airmatic и рулевое управление.
Если перейти к моторам, то уже сегодня Mercedes-Benz предлагает на европейском (читай, немецком) рынке шесть вариантов – по три бензиновых и дизельных. Все названные двигатели рядные, четырёхцилиндровые. Они оснащены турбо-наддувом и соответствуют требованиям стандарта Euro 6.
Наиболее скромный бензиновый агрегат предназначен для модели C 180. Двигатель имеет рабочий объём 1.595 куб. см., развивает мощность 115 кВт (156 л.с.) при 5.300 об/мин и крутящий момент 250 Нм в диапазоне от 1.200 до 4.000 об/мин. Мотор агрегатируется как с 6-ступенчатой механической КПП, так и c автоматической коробкой 7G-TRONIC PLUS.
Характеристики бензинового двигателя модели C 180.
| Характеристики бензинового двигателя модели C 200.
|
В первом случае седан Mercedes-Benz C 180 W 205 способен разогнаться от 0 до 100 км/ч за 8,2 с и развивает скорость до 225 км/ч, во втором цифры чуть хуже – 8,5 с и 223 км/ч, соответственно. Естественно, отличаются и показатели экономичности. С «механикой» C 180 потребляет в городе 6,4 л/100 км, на шоссе – 4,2 л, при комбинированном цикле – 5,0 л/100 км. Соответствующие показатели автомобиля C 180 с автоматической трансмиссией составляют 6,8; 4,6 и 5,4 л/100 км.
Седан C 180 поставляется в Россию. Нужно добавить, что комплектацией «Особая серия» механическая коробка передач не предусмотрена.
Далее в линейке следует модель C 200. Её двигатель рабочим объёмом 1.991 куб. см развивает мощность 135 кВт (184 л.с.) при 5.500 об/мин, а также крутящий момент 300 Нм в интервале от 1.200 до 4.000 об/мин. Значения скорости и динамики разгона равны 237 км/ч и 7,5 с – для «механики», а также 235 км/ч и 7,3 с для АКПП. Показатели расхода топлива, по данным немецкого сайта, у седанов C 200 с разными типами трансмиссий не отличаются и составляют 6,8; 4,4 и 5,3 л – соответственно в городе, на шоссе и при смешанном цикле.
Mercedes-Benz C-Class W 205, C 250, AMG Line.
Mercedes-Benz C 250 – вторая модель, которую уже сейчас можно пробрести в нашей стране. Тот же, что и в предыдущем случае, двигатель благодаря другим настройкам выдаёт большую мощность плюс лучший крутящий момент: 155 кВт (211 л.с.) и 350 Нм. Это, в свою очередь, приводит к определённому увеличению скорости и динамики, зато не сказывается на потреблении топлива. Седан C 250, оснащённый данным мотором и коробкой передач 7G-TRONIC PLUS, развивает скорость до 250 км/ч (электронное ограничение) и разгоняется до «сотни» за 6,6 с.
Mercedes-Benz C 250 AMG Line.
Дизельные же двигатели являются ещё более эффективными. Правда, по сути, речь пока идёт об одном и том же моторе объёмом 2.143 куб. см, но с разными характеристиками. На седан C 220 BlueTEC устанавливается дизель, который развивает мощность 125 кВт (170 л.с.) в интервале от 3.000 до 4.200 об/мин и крутящий момент 400 Нм в диапазоне от 1.400 до 2.800 об/мин. Такой мотор может быть укомплектован как 6-ступенчатой ручной коробкой передач, так и автоматом 7G-TRONIC PLUS. Первый вариант имеет худшую динамику (7,7 с vs 7,4 с), но чуть большую скорость (234 vs 233 км/ч), а также более экономичен – 4,0 vs 4,3 л/100 км, при комбинированном цикле.
Характеристики дизельного двигателя модели C 220 BlueTEC.
А вот модификация C 220 BlueTEC ECO, кажется, отличается лишь тем, что на ней с АКПП удаётся добиться тех показателей (в первую очередь, топливной экономичности), что и на предыдущей версии с «механикой». Этому способствуют уменьшенная масса модели, шины с пониженным сопротивлением качению, а также рекордно низкое аэродинамическое сопротивление. Если на других моделях C-Класса W 205 коэффициент аэродинамического сопротивления не опускается ниже 0,26, то у версии C 220 BlueTEC ECO он равен 0,24.
Mercedes-Benz C-Class W 205, C 250 BlueTEC, Avantgarde.
Впрочем, на нашем рынке будет доступен лишь единственный C-Класс с дизелем, да и то только с осени (не считая «гибрида», о котором чуть дальше). Речь идёт об автомобиле Mercedes-Benz C 250 BlueTEC, двигатель которого развивает мощность 150 кВт (204 л.с.) и крутящий момент 500 Нм. Эта модель способна разогнаться до 247 км/ч, а 100 км/ч C 250 BlueTEC набирает за 6,6 с. Потребление топлива – на уровне C 220 BlueTEC. Правда, здесь приводятся характеристики заднеприводной модификации, в то время как в России, судя по предварительной информации, возможно, будут продавать версию с трансмиссией 4MATIC. В любом случае дизель 250 BlueTEC очень хорош, и на него стоит обратить внимание.
Шасси и силовая установка седана Mercedes-Benz C 300 BlueTEC HYBRID
Не зря такой же дизельный двигатель стал основой гибридной силовой установки седана Mercedes-Benz C 300 BlueTEC HYBRID. Тут ему помогает электромотор мощностью 20 кВт (27 л.с.) и крутящим моментом 260 Нм. Достоинство этого варианта – расход топлива, который в комбинированном варианте составляет 3,9 л дизельного топлива на 100 км, плюс ситуационные преимущества, которые даёт возможность передвигаться на электрической тяге. Ну а гибридная модель с технологией Plug-in, которая появится в продаже позже (она разрабатывается на той же базе), ещё в большей степени расширит возможности в тактике зарядки/заправки автомобиля (в частности, использование разнообразных мест и тарифов), его эксплуатации, в планировании затрат на неё.
Кроме того, в Европе немцы возлагают большие надежды на дизельный мотор OM 626 объёмом 1.598 куб. см. В зависимости от настроек этот двигатель развивает 85 или 100 кВт мощности (115 или 136 л.с.) и выдаёт 280 или 320 Нм крутящего момента. Этот мотор предназначен для модификаций C 180 BlueTEC и C 200 BlueTEC. Ну а в США уже сейчас Mercedes-Benz продвигает седан C 400 4MATIC с V-образным 6-цилиндровым бензиновым мотором рабочим объёмом 2.996 куб. см. Этот двигатель развивает мощность 245 кВт (333 л.с.) и крутящий момент 480 Нм. Как и в прежних седанах с приводом 4 х 4, момент между передней и задней осями в новом C-Классе распределяется в соотношении 45:55. Тем не менее, если раньше полный привод добавлял к массе машины 120 кг, в новой конструкции удалось уложиться в 70 кг.
Наконец, кроме трёх ранее упомянутых мотористы обещают ещё два 4-цилиндровых бензиновых двигателя, более мощный из которых будет выдавать 175 кВт (238 л.с.). На этом планы по моторам и силовым установкам для нового C-Класса на текущий момент, кажется, заканчиваются. По крайней мере, те, которые уже были обнародованы, а также не касаются продукции Mercedes-AMG.
И всё-таки техника, её разнообразие и совершенство – не единственное, что важно в пятом поколении C-Класса. Огромное значение имеет само позиционирование автомобиля, поскольку оно весьма существенно отличается от того, которое использовалось до сих пор.
С момента начала производства и продаж седана Mercedes-Benz 190, получившего от автомобилистов ласковое прозвище Baby Benz, и в течение последующих трёх десятков лет C-Класс оставался наиболее компактным и доступным автомобилем производителя из Штутгарта. Кроме того, все компании, входящие в немецкую большую тройку, создали свои чёткие иерархические модельные лестницы, в одной из которых C-Класс играл роль первой ступеньки. Назначение же лестницы всегда одно – подъём. Вы делаете первый шаг только для того, чтобы поняться на вершину. Во всяком случае, именно таким образом положение дел представляли специалисты по маркетингу, что прямо влияло на концепцию C-Класса, его характеристики и цену.
Mercedes-Benz C-Class W 205, C 250 BlueTEC, Avantgarde
С появлением хэтчбека A-Класса С-Класс утратил свой статус «первого Мерседеса». А переднеприводный седан Mercedes-Benz CLA разрушил представление о том, что более просторный Mercedes должен быть и более дорогим, так как превзошёл автомобиль серии W 204 по размерам при меньшей стоимости.
Некоторые эксперты ещё в прошлом году считали ситуацию с C-Классом настолько сложной, что предсказывали его гибель. С другой стороны, на протяжении всей своей жизни компактный седан классической компоновки являлся наиболее продаваемым автомобилем марки Mercedes-Benz, поэтому отказываться от выпуска подобной модели было бы просто очень глупо.
|
|
Внешние размеры автомобиля C-Класса 2014 модельного года |
Решение было найдено не только в небольшом (чтобы не «упереться» в соседний E-Класс) увеличении габаритных размеров, но и в значительном повышении эффективности, оснащённости, а также в создании по-настоящему роскошного интерьера.
Колёсная база нового C-Класса получила прибавку в 80 мм (до 2.840 мм) в сравнении с седаном предыдущего поколения. Его длина увеличилась на 95 мм (до 4.686 мм). До 1.810 мм (на 40 мм) выросла и ширина. Всё это положительным образом отразилось на комфорте пассажиров задних сидений, хотя и не настолько существенно, как, возможно, хотелось бы.
|
|
Внешние размеры автомобиля C-Класса 2014 модельного года |
Гораздо больше созданию ощущения высочайшего уюта у водителя и пассажиров W 205 способствуют тщательно подобранные материалы интерьера, оборудование салона, а также очень стильный дизайн.
|
|
Внутренние размеры автомобиля C-Класса 2014 модельного года |
Основой нового стиля в интерьере является широкая цельная центральная консоль, которая плавно и элегантно переходит от дефлекторов системы вентиляции к подлокотнику. Консоль покрыта шпоном из дерева, мягкая текстура которого отлично сочетается с нежной кожей, обтягивающей «торпедо», но контрастирует с «прохладным металлом» упомянутых выше дефлекторов. Кнопки и переключатели имеют выверенную форму, а их расположение тщательно продуманно. На мой взгляд, интерьер седана Mercedes-Benz W 205, хотя и менее роскошен, чем у нового S-Класса, в целом является более цельным и сбалансированным.
Рисунок интерьера нового C-Класса, разработанного в студии дизайна Mercedes-Benz, расположенной на озере Комо, в Италии
Этот дизайн, кстати, был разработан не в Германии, а в студии, которая расположена на озере Комо. Компания Mercedes-Benz открыла новое подразделение в 1998 году, видимо, не желая потерять нити, которые связывали её с Италией после ухода на пенсию директора по дизайну Бруно Сакко. Интерьер автомобиля W 205 – первая самостоятельная разработка итальянской студии.
Основой нового стиля в интерьере C-Класса является широкая центральная консоль
Внимание в салоне C-Класса сразу привлекает центральный монитор, установленный поверх центральной панели. Диагональ дисплея составляет 7 дюймов, а при заказе системы COMAND Online – 8,4 дюйма. Подобное расположение некоторые критикуют. Тем не менее, оно имеет свои резоны. Во-первых, в такое место удобнее и быстрее переводить взгляд от дороги. А во-вторых, компьютерные технологии очень быстро развиваются, в то время как C-Класс W 205 должен оставаться в производстве до 2021 года – при таком же размещении экрана его проще заменить новым устройством.
Интерьер автомобиля Mercedes-Benz C 300 BlueTEC HYBRID, Exclusive Line
| Сенсорная панель (тачпад) и контроллер информационно-развлекательной системы
|
С центральным дисплеем взаимодействует ещё одно новое устройство – сенсорная панель, напоминающая способами ввода информации тачпад ноутбука. Почему дизайнеры Mercedes-Benz снова отказались от сенсорного монитора? Мне кажется, причина банальна – им не нравятся экраны, покрытые отпечатками пальцев. Ну а для консерваторов управление всеми информационно-развлекательными функциями, включая систему CarPlay компании Apple, продублировано на уже знакомый контроллер.
Следующая инновация в новейшей «цешке» - проекционный дисплей. Он отображает информацию о скорости движения, её ограничении, подсказки навигационной системы плюс указания активного круиз-контроля DISTRONIC PLUS. Поначалу всё это выглядит несколько непривычно. Однако к хорошему привыкаешь быстро.
Проекционный дисплей
А установка климат-контроля седана Mercedes-Benz W 205 использует данные c карт системы навигации и информацию от GPS для перехода в режим рециркуляции воздуха при въезде в туннель. Помимо того, покупая C-Класс, можно заказать ионизатор и ароматизатор воздуха – совершенно такие же, как и на флагманском S-Классе.
Дефлектор системы вентиляции (слева) и акустический динамик аудиосистемы Burmester, расположенный в передней двери
Аудиосистема в новом седане из Бремена точно такая же, как и в S-Классе. Точнее, её производит та же фирма Burmester, хотя количество динамиков два раза меньше. Зато здесь так же используется акустическая технология Frontbass, которая прежде применялась только на моделях Mercedes-Benz высшего класса.
Так что не зря коллеги успели присвоить седану W 205 новое прозвище Baby S-Class, утверждая, что он – примерно то же самое, только на два размера меньше. А если серьёзно, то и менеджеры из Штутгарта считают, что их новейший C-Класс может оказаться настолько хорошим, что у многих автовладельцев отпадёт необходимость подниматься по упомянутой ранее автомобильной лестнице. Маркетологи Mercedes-Benz говорят, что модель 2014 года – это то, что в компании понимают под современной автомобильной роскошью.
Близость седана W 205 к S-Классу, как и его новая роль, нашли отражение в дизайне экстерьера нового автомобиля. В нём много весьма схожих деталей и линий. Тем не менее, C-Класс производит совершенно иное, самодостаточное, впечатление – если не спортивное, то достаточно энергичное. Радуют правильные классические пропорции и силуэт – длинный капот и короткий багажник, большая колёсная база, минимальные передний и задний свесы.
Mercedes-Benz C 250 BlueTEC, Avantgarde. Обратите внимание на пропорции и силуэт: длинный капот, короткий багажник, большая колёсная база, минимальные передний и задний свесы
И я даже не знаю, с какой решёткой радиатора этот автомобиль выглядит лучше – с классической, когда трёхлучевая звезда размещена на капоте (линия исполнения Exclusive), или в спортивном варианте, с расположенной посередине большой звездой? Кстати, кроме базовой и уже упомянутой версии Exclusive в исполнении экстерьера существуют ещё две – Avantgarde и AMG. Предусмотрены аналогичные варианты и в оформлении интерьера.
Mercedes-Benz C-Class C 300 BlueTEC HYBRID, Exclusive Line
| Mercedes-Benz C 250 BlueTEC, Avantgarde
|
Расширена география производства автомобилей C-Класса пятого поколения. Теперь помимо Бремена их будут выпускать ещё на трёх заводах: в Ист-Лондоне (Южная Африка), в Пекине и в Таскалусе (США, Алабама). А старейшее немецкое предприятие, где собирают автомобили на протяжении 75 лет (Mercedes-Benz – уже в течение 35 лет), получило статус центра компетенции – здесь разрабатывают технологии, а также готовят персонал.
Разумеется, на всех четырёх заводах, которые расположены на четырёх континентах, будут придерживаться общих стандартов качества Mercedes-Benz. И на всех перечисленных предприятиях автомобили C-Класса пятого поколения будут оснащать комплексом Intelligent Drive – пакетом цифровых технологий, которые способствуют существенному повышению и степени безопасности, и уровня комфорта. Правда, нужно заметить, что конкретный набор систем будет зависеть от выбранной каждым покупателем комплектации автомобиля. Но в числе наиболее интересных стоит назвать следующие технологии: уже упоминаемый мною адаптивный круиз-контроль Distronic Plus и систему контроля степени усталости водителя Attention Assist. Так же можно добавить систему помощи при парковке плюс камеру с углом обзора 360 градусов, способную отображать автомобиль и окружающее его пространство с самых различных ракурсов, включая виртуальный режим отображения с высоты птичьего полёта.
Тем не менее, мне в голову пришла совсем другая идея. Полагаю, что весьма скоро появится новое поколение автомобиля Mercedes-Benz C 63 AMG (созданное на базе седана W 205), которое можно считать историческим преемником модели Mercedes-Benz 190 E 2.3-16, причём, не менее инновационным и интересным. Так вот, почему бы на таких машинах не провести Гонку Звёзд (или Гонку Чемпионов) похожую на ту, которая прошла в мае 1984 года? Разве не любопытно будет вновь посмотреть на знаменитых пилотов, соревнующихся на совершенно одинаковых машинах? Мне кажется, что модификация Mercedes-Benz C 63 AMG 4MATIC S (считаю, такая обязательно будет) для такого состязания отлично подойдёт. Да и с точки зрения рекламы подобное событие может оказаться полезным.