Боевой раскрас у него, как у настоящего дьяволенка. Сам - красный, колесные арки и крыша - черные, и еще - две черные полоски на капоте. Он рычит и упирается в асфальт всеми своими колесами. Только поддай ему газа - он как выпрыгнет, как выскочит, полетят клочки по закоулочкам. Коренные жители Майорки пугливо прижимались к обочинам, видя в зеркале заднего вида бодро несущийся на них гоночный снаряд.
Они будто инстинктивно чувствовали, что их преследовал не обычный MINI. Потому что бывает MINI One мощностью 95 л.с. Бывает MINI Cooper мощностью 120 л.с. Бывает MINI Cooper S мощностью 175 л.с. А теперь появился еще и MINI John Cooper Works, самая мощная - 211 л.с. - версия этого малыша. Ровно столько же "лошадей" бьется под капотом гоночного MINI John Cooper Works CHALLENGE, который был создан специально для серии MINI CHALLENGE (проходит в Германии, Австралии и Новой Зеландии). Это настоящий гоночный автомобиль, с каркасом безопасности, регулируемым задним крылом и ковшеобразным сиденьем Recaro, при желании его даже можно купить, цена в Германии - €49 900. Но CHALLENGE все же создан для гонок по трассам, а не по дорогам общего пользования.
MINI John Cooper Works вполне можно считать его "гражданской" версией. Ведь при разработке этой самой версии активно использовались технологии именно из автоспорта. В первую очередь стоит упомянуть о двигателе, судьба разработки которого слегка запутанная. Это - двигатель MINI Cooper S объемом 1598 куб. см, который был сильно доработан для гоночного MINI John Cooper Works CHALLENGE, и теперь снова вернулся на "гражданский" автомобиль. Шестиступенчатую механическую коробку передач адаптировали к высокому крутящему моменту, который в режиме Overboost достигает 280 Нм уже при 1950 об/мин. Рулевое управление имеет электромеханический усилитель EPAS (Electrical Power Assisted Steering), благодаря чему управляемость стала максимально точной. При нажатии кнопки Sport (входит в базовую комплектацию), расположенной на центральной консоли возле рычага переключения передач, руль становится еще более чутким и отзывчивым, так же как и педаль акселератора.
Ходовая часть MINI John Cooper Works может быть трех видов. В базе идет ходовая часть со спортивной настройкой. Вместо нее можно заказать спортивную с еще более жесткой характеристикой амортизаторов и усиленными стабилизаторами передней и задней подвески. Есть и другая альтернатива - ходовая часть John Cooper Works Fahrwerk, которая включает в себя понижение кузова на 10 мм и еще более жесткие амортизаторы и стабилизаторы.
Иными словами, если ваши гоночные MINI-амбиции были раньше недостаточно удовлетворены, теперь есть максимально полная возможность исправить это досадное недоразумение. Во внешнем исполнении автомобиль поддается такой же степени индивидуализации, как и любая другая модель MINI. К этому только стоит прибавить обширный список аксессуаров и компонентов John Cooper Works. Нашему спортивному пижону очень придутся к лицу аэродинамический пакет и спортивная ходовая часть (та самая, о которой шла речь выше) с красными пружинами и перфорированными тормозными дисками. Очень спортивно смотрятся крышки зеркал из карбона, и особенно стильно - обрамление боковых указателей поворота, имеющее решетчатую структуру. Салон так же можно заказать с отделкой карбоном. И уже в базовой комплектации спидометр "разлиновали" под 260 км/ч, а не под привычные для прочих MINI 240 км/ч. Видно, чтобы его не зашкаливало от максимальной скорости MINI John Cooper Works, которая составляет 238 км/ч.
Победы без поражений
Обратите внимание, слово Cooper присутствует в названии всех моделей MINI, кроме одной, самой маломощной. И это не спроста, потому что самый первый и слабенький Mini сконструировал небезызвестный Алек Иссигонис, но следующие модели не появились бы на свет, не заинтересуйся новинкой Джон Купер. В 1946 году вместе с Чарльзом Купером, своим отцом, Джон основал Cooper Car Company, ателье по производству гоночных автомобилей. И в 1955-м предложенная Куперами концепция среднемоторного спортивного автомобиля буквально сразила гоночный мир. В 1959 и 1960 годах болиды Куперов были на первых местах в "Формуле-1", как в Кубке конструкторов, так и в личном зачете легендарного пилота Джека Бребхема. Постепенно все команды начали использовать идею Куперов себе во благо.
Джону Куперу Mini сразу пришелся по вкусу. Он предложил сделать на его базе версию GT, но получил отказ Иссигониса, своего, к тому времени, приятеля. "Эти машины не для гонок, а для людей!" Тогда Джон отправился к шефу компании British Motor Corporation, выпускавшей Mini, Джорджу Хэрриману, который дал согласие на спортивную версию. Mini Cooper увидел свет в 1961 году. Джон увеличил ход поршня при уменьшенном диаметре цилиндров, также увеличил впускные клапаны, диаметр выпускных отверстий и усиленный блок цилиндров, плюс двойной карбюратор. Автомобиль развивал мощность 55 л.с. при 6000 об/мин (против 28 л.с. классического Mini 1959 года), максимальная скорость - 130 км/ч. В построенном вслед за этим Mini Cooper S мощность увеличилась до 70 л.с. при 6200 об/мин.
Но Купер не просто строил более мощные Mini, он строил их для спортивных побед. Mini Cooper и Mini Cooper S имеют внушительный список первых мест в разного рода соревнованиях, самые известные из которых - Ралли тысячи озер и Ралли Монте-Карло. В последнем автомобиль трижды, в 1964, 1965 и 1967 годах, занимал первое место не то, что в своем классе, а в общем зачете, опережая заведомо более мощных конкурентов. Побед могло быть и на одну больше. В 1966 году пилоты Тимо Мякинен, Рауно Аалтонен и Пэдди Хопкирк сделали невероятное: на первом, втором и третьем местах завершили гонку, но позже были дисквалифицированы, так как комиссары решили, что четыре дополнительных фары не полностью соответствовали нормам допуска.
Старик и MINI
Пробравшись по извилистому побережью Майорки на гоночный трек, красно-черный MINI John Cooper Works повстречался с двумя настоящими гоночными автомобилями. Один из них - Morris Mini Cooper S, победитель финского Ралли тысячи озер 1966 года (пилотом был Тимо Мякинен), такой на вид маленький и щупленький. Современный гоночный MINI John Cooper Works CHALLENGE, выглядит рядом более уверенным и мощным автомобилем, что неудивительно, ведь он длиннее на 66 см, шире - на 27 см и выше - на 6 см. Между ними - 40 лет и 120 лошадиных сил разницы. И оценить эту разницу по настоящему могут разве что герои, блиставшие на гонках за рулем Mini те самые сорок лет назад.
Рауно Аалтонен, ясное дело, теперь уже дедушка. Но этот дедушка даст прикурить многим, если не всем сразу, водителям MINI, которые так ценят в этой машине ее особенную управляемость, динамику и тот не на что не похожий фан, который получаешь за ее рулем. И вот она, я, один из тех самых водителей. Пройдя щедро отпущенные мне десять кругов по трассе, а потом прихватив еще три-четыре круга, подаренные мне не менее щедрыми коллегами по тест-драйву, я поняла, что сколько не оттачивай мастерство в поворотах, хочется этому мастерству сначала поучиться. Даром что легенда пьет кофе в паддоке.
Под конец дня все же подошла и моя очередь пожать Аалтонену руку. Он добродушно улыбнулся и, наверно, разу по сороковому за сегодня стал объяснять мне, как держать руль, как не надо сильно вертеть его во все стороны, как доворачивать его в повороте не двумя, а только одной рукой и так далее. В показательных заездах с гонщиками, какими бы краткими эти заезды ни были, ты всегда успеваешь сначала испугаться, потом ощутить восторг, а вслед за тем - необратимое желание, чтобы эта бешеная гонка наконец-то уже завершилась. Но финский дедушка сказал - хочешь понять, что к чему, смотри на то, как я работаю педалями. Как прилежная ученица, весь круг по треку я старательно изучала, как он виртуозно работал теми самыми педалями, при этом всегда почему-то нажимая на педаль сцепления дважды. Это было похоже на игру на фортепьяно какого-нибудь виртуоза вроде Дэвида Хельфготта, которого сыграл Джеффри Раш в фильме "Блеск".
Считается, что люди вроде Аалтонена, великие, в общем-то, гонщики давно ушедших дней, должны испытывать непреодолимую ностальгию по прошлому, по тем машинам, без ABS, EBD, CBC и DSC, таким, кажется, живым и настоящим. И мне казалось, ответ на вопрос: "Какая MINI нравится вам больше, та прежняя, британская, или эта, новая, в чем-то немецкая?" слишком предсказуем. "Да они обе хороши, - отозвался финн. - Их сравнивать не стоит, они, знаете, как мама и дочка. В каждой есть свое очарование. У меня в семье у всех автомобили - у жены, у сына. Когда мне нужно, я беру машину у кого-нибудь из них. Но была бы необходимость, я б купил себе MINI. В нем есть одно редкое сочетание: он одинаково хорош и в городе, и на гоночном треке. Я бы правда купил себе не этот, хэтчбек, а MINI Clubmen John Cooper Works, он все же попрактичнее будет". Окинув меня взглядом, и оценив красный цвет юбки и черный - футболки, он добавил: "Вам MINI John Cooper Works тоже подойдет. Как минимум, по колеру".
© Автопилот
Сентябрь 2008