Если бы в мире не было извилистых дорог, их пришлось бы проложить ради Mini Cooper S.
Эту фразу придумал не я. Этими словами доктор Хейнрих Петра, руководитель проектной группы Mini, открыл презентацию Mini Cooper S в Португалии. На мероприятии много говорили о возрождении легендарной марки, о втором пришествии культового автомобиля, от которого Европа "фанатеет" аж с 1959 года. Но то Европа. У нас же Mini ассоциируется почти исключительно с мистером Бином, чуваком в исполнении актера Рона Аткинсона (сам он, кстати, ездит на BMW-MacLaren F1). А то, что к одному из основателей марки, Алеку Иссигонису, обращались исключительно "сэр!", то есть он имел рыцарский титул, у нас не известно. Как и то, что Cooper - фамилия второго "отца" марки Mini, Джона Купера.
MINI BMW
Мистера Бина на его старом Mini обижают все - от продавца хот-догов на двухколесной тележке-плите до злобных сержантов армии Ее Королевского Величества на танке. Обидеть владельца нового Mini Cooper S сложно - сначала его надо догнать. Так как под капотом у него не просто 4-цилиндровый двигатель объемом 1,6 л, как на обычном Mini One (90 л.с.) или Mini Cooper (116 л.с.). На модификации S благодаря турбине-нагнетателю и промежуточному охладителю воздуха мощность мотора - 163 "лошади", а на пик своего крутящего момента он выходит на 4000 об./мин.! Но настоящая "рабочая" частота вращения коленвала - 6000-6500 об./мин. Тяга "на верхах" у двигателя просто изумительная, и в этих режимах Mini демонстрирует все, на что способен.
Над концепцией работала интернациональная группа, в которую входили конструкторы из Германии, Англии и Бразилии. По характеру получился все-таки "немец" BMW: его отличают мгновенный отклик на работу педалью газа и "длинная" трансмиссия. На второй передаче Cooper S разгоняется до 120 км/ч, на третьей - аж до 160! На автостраде мы "сцепились" - ни много ни мало - с Porsche и выступили в этом соревновании достойно, несмотря на явную разницу в весовых и ценовых категориях.
КАРТИНГ НА ТРАССЕ.
Инженеры, работавшие над Mini, отлично справились с задачей обеспечения идеального сцепления колес с дорогой. При этом они не "изобретали велосипед", а творчески переработали идею 60-х: поперечно расположенный двигатель с коробкой передач под ним. Аккумулятор убрали в багажник, что позволило распределить нагрузку между передними и задними колесами в соотношении 63:47. Другим фактором, гарантирующим прямо-таки потрясающую устойчивость, стал очень низкий центр тяжести - увы, это сказалось на клиренсе, который не очень приспособлен для наших дорог. И наконец, добавим в актив подвеску Sport Plus, которую отличают усиленные стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, более жесткую настройку амортизаторов и пружин, а также многорычажную конструкцию заднего моста, не характерную для автомобилей такого класса.
В результате Mini Cooper S "рулится" по извилистой дороге почти как карт - даже в довольно рискованные повороты он входит "под тягой", как по рельсам. Благодаря геометрии заднего моста колеса постоянно находятся под нужным углом к поверхности и обеспечивают наилучший контакт шин с дорогой.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ.
Mini Cooper S - это вершина модельного ряда Mini. От своих младших собратьев, One и "просто" Cooper, он отличается целым рядом деталей, подчеркивающих "спортивность". Если прогуляться вокруг автомобиля, то в глаза бросаются воздухозаборник на крышке капота, более массивные бамперы, окрашенные в цвет кузова, 16-дюймовые литые диски, небольшой стильный спойлер на крыше и сдвоенная выхлопная труба. Кроме того, на боковой решетке и заднем шильдике - гордая буква "S". Хотя в свое время отцы-основатели так и не договорились, что же она означает - "sport" или "special".
Дизайнеры, похоже, напрочь отказались от использования броских деталей. Единственный штрих - крыша белого цвета. Но это, скорее, дань традициям британского автомобилестроения, как и цвета, в которые окрашивают "настоящий" Mini: желтый, синий, красный.
НЕ ВСЕ ЗОЛОТО...
Поместить прежнего Бина в салон Cooper S невозможно. Растяпа-неудачник в потертом дешевом пиджачке и коротких брюках противопоказан новому имиджу марки. Изысканный и своеобразный интерьер Mini разрушает все представления о том, как должен выглядеть малолитражный автомобиль - дизайнеры подняли планку на недосягаемую высоту.
Первое, что бросается в глаза, - отсутствие углов. Все панели, детали отделки и приборы сглажены и имеют форму круга или эллипса. Даже комбинированная обивка сидений прострочена не прямыми, а овальными линиями. Во-вторых, поражает высокое качество всех без исключения отделочных материалов и продуманность их сочетаний как по цвету, так и по фактуре. Самые мелкие или незначительные детали явно несут на себе отпечаток руки дизайнера-художника.
Очень просто и оригинально выполнена центральная консоль Mini. Ее как таковой нет - огромный тахометр как бы поддерживают две стойки овальной формы. Между ними закреплены магнитола, блок управления климат-контролем и блок вспомогательных переключателей. В том же стиле оформлены и двери - роль ручек исполняют две овальные трубки, которые выполнены из полированного металла; вертикальная снабжена небольшим кожаным подлокотником.
ПОЛЕТ ВСЛЕПУЮ.
Огромный спидометр, расположенный в центре передней консоли, - дань традициям Mini. В начале 60-х такое решение предложил сам Купер. Современные конструкторы только дополнили его актуальной индикацией: указателями уровня топлива и охлаждающей жидкости, давления воздуха в шинах и сроков технического обслуживания, датчиками работы круиз-контроля и системы ASC и пр. Там же "врезан" электронный счетчик пройденного пути.
Перед глазами водителя - только тахометр, который закреплен на рулевой колонке и двигается вверх-вниз в момент регулировки "бублика" под рост водителя. Смотрится это удивительно стильно, но стрелка тахометра "исчезает" из поля зрения водителя на скорости более 80 км/ч и находится в "мертвой зоне" до 160 км/ч. После этого ее колебания может наблюдать только передний пассажир. Традиции традициями, но я бы поменял тахометр и спидометр местами.
Достаточно оригинально исполнены клавиши стеклоподъемников, противотуманных фар, блокировки дверей и отключения системы ASC. Это не просто функциональный блок - это элемент дизайна. Он сделан по мотивам переключателей, которые устанавливают в самолеты, и представляет собой шесть тумблеров, разделенных небольшими перегородками. Для того чтобы научиться щелкать ими вслепую, не отрывая глаз от дороги, нужна определенная сноровка.
ФОРМУЛА УСПЕХА.
В результате всех трудов получился очень современный автомобиль. Но не самый дешевый, так как даже стандартная комплектация Mini Cooper S - слишком богатая для своего класса. В нее входят такие дорогостоящие "помощники", как электронная система распределения тормозного усилия EBD, система контроля за курсовой устойчивостью ASC+T и даже индикатор давления воздуха в шинах. Новый Mini Cooper S - это уже совсем другой сценарий для истории мистера Бина. И если ему будет угодно и дальше ездить на Mini, то придется срочно менять имидж. На образ молодого и весьма амбициозного человека, который уже многого достиг в этой жизни, но останавливаться на этом не собирается.
В Европе на Mini пишутся в очередь. И самая большая проблема для фирмы - увеличение производства. В Оксфорде уже работают в две смены, выпуская по 500 машин в день. Такими темпами к концу года по миру будут бегать как минимум 200 тыс. Mini. Возможно, и в России этот автомобиль также станет популярным. И не только благодаря обаянию Рона Аткинсона.
© Автопилот
Май 2002