Вы любите прохватить на прокатном карте, а сев после этих упражнений за руль своей машины, осознаете, что ваш «скакун благородных кровей» не более чем валкая «баржа»? Лекарство от таких разочарований существует, и его название — Mini Cooper S.
«Господи, что здесь может столько стоить? Педали тугие, багажника, почитай, нет, до ремня приходится тянуться. Маленький, как коробчонка, а бензина жрет — 11 литров по трассе. И трясет-то как!» — сетовал один из участников автопробега Москва — Петербург, проводившегося на пяти Mini. Критикан оказался за рулем на первой трети дистанции. Мне же выпало вести машину в заключительной части маршрута, поэтому знакомство с Mini начиналось на заднем диванчике машины.
Первая мысль: несколько часов в позе эмбриона мне обеспечены. Однако места оказалось предостаточно. Даже колени не упираются в спинку. Блеск. Впрочем, когда в телефонном разговоре о ходе пробега я сказал, что путешествую в багажнике, соврал не сильно: практически все внутреннее пространство, в том числе его кормовая часть, отдано пассажирам. А крохотное отделение за спинкой дивана, способное вместить лишь сплющенную спортивную сумку, багажником назвать сложно.
В день пробега ударил мороз, выпало много снега. Результат: обледеневшие «рабочие» полосы плюс каша на реверсивной. Признаюсь, было страшновато, когда не самый умелый водитель в ответ на небольшие возмущения в режиме движения ничтоже сумняшеся бросал педаль газа. Достаточно мощную (163 л.с.) машинку, конечно, моментально «выставляло» боком, и она направлялась в сторону ближайшей фуры. А отсюда они кажутся еще больше…
Наконец пришла пора подгонять под себя водительское место. Все вручную. Зато набор регулировок достаточен, чтобы устроиться так, как нравится. В дальней дороге пригодится и изменяемый поясничный подпор спинки с развитой боковой поддержкой.
Напольная педаль газа и подвесные педали сцепления и тормоза напоминают об участии BMW в судьбе этой машины. Набалдашник рычага 6-ступенчатой МКП легко ложится в руку. А какова четкость работы! Впрочем, смаковать «вкусные» переключения не получается. Само собой разумеющимся кажется работать рычагом и педалями как в гоночной машине: мгновенный выжим сцепления под незаметный сброс газа, и следующая передача вгоняется, как шар в лузу при сильном и точном ударе на русском бильярде. На все про все — доли секунды. Особое удовольствие при этом доставляет звуковое сопровождение настроенного выхлопа, когда двигатель коротко «отстреливает» на переключениях.
Нам пришлось догонять ушедший вперед автопробег, и тут Cooper раскрылся с неожиданной стороны. Кто бы мог подумать, что на покрытой голым льдом не слишком ровной дороге небольшая машина продемонстрирует потрясающую курсовую устойчивость и позволит без всякого риска идти на 150 км/ч!..
Следующий день — тестовый. В нашем полном распоряжении Mini Cooper S, прошедший доработку в John Cooper Works, и обычный Mini Cooper — для сравнения. «Заряженная» в «придворном» ателье машина располагает мотором в 200 л.с. (против 163 у заводской «эски» и 115 у простого Cooper). Увеличение мощности достигнуто за счет установки тюнингового комплекта (3010 фунтов плюс 564 за работу).
Внешне, помимо шильдиков S и Cooper Works на задней двери, более мощную модификацию можно отличить по сдвоенной выхлопной трубе, выведенной посередине (в отличие от бокового размещения у Cooper), и воздухозаборнику на капоте (модификации S «наддуты» механическим нагнетателем). Есть различия и в салоне. Если базовый вариант исполнения сидений абсолютно неспортивный, да и удобством не отличается, то Cooper S встречает гостей глубокими кожаными «ковшами» с большим количеством регулировок.
Наш выбор вариантов трансмиссии неслучаен: хотелось оценить возможности не только тех машин, что созданы для автогурманов, но и тех, которые адресованы покупателям, привлеченным в большей степени имиджем машинки, чем ее ходовыми свойствами. Обычный Cooper у нас с «автоматом». Что от него можно ждать, становится ясно, стоит посмотреть на общий для BMW селектор выбора режимов.
Приборная панель как таковая отсутствует. Есть здоровенный тахометр, в который неизбежно упирается взгляд, отведенный от дороги. Спидометр, огромный, как блюдце, — в центре снизу, то есть там, куда, как говорится «без бутылки» смотреть на ходу не станешь. Будем считать, что этот прибор служит благородной цели устрашения чрезмерно любопытных пассажиров, благо его показания частенько не соответствуют скромным размерам и забавной внешности автомобильчика.
Несмотря на все ухищрения стилистов, изначально хорошую эргономику испортить не удалось. За рулем удобно. Одно замечание: на дверях не нашлось места для опоры локтя.
Дизайн — это прекрасно, но стоит тронуться с места, как об оформлении машины забываешь. «Базовый» Cooper отлично держится на прямой, разгоняется и тормозит. Управляемость? При энергичных покачиваниях руля возникает чувство, что ты рукой великана взял машинку за крышу и качаешь ее из стороны в сторону, заставляя маленьких человечков летать по салону. «Цепкость» короткоходной подвески производит сильное впечатление, учитывая, что автомобиль обут в зимние шины, а под колесами холодный мокрый асфальт. Машина беспрекословно повторяет все движения рулевым колесом, допуская ничтожные задержки при развитии небольших кренов кузова. Что-то будет в топ-версии!
У Mini Cooper S, как можно было догадаться, незаурядные характеристики управляемости обычной версии развиты до абсолюта. Или до полного «спорта». Подобные впечатления испытываешь, передвигаясь по городу на гоночной машине, обутой в слики и с жесткими суставами ШС в подвеске. Только здесь грохот не давит на уши, можно включить музыку и кондиционер, и в салоне тебя не окружает голый металл кузова.
А еще поведение машины напоминает повадки карта: нулевые крены и задержки, молниеносные и точные реакции на все управляющие действия. Здесь уже не так важны характеристики поворачиваемости и баланса: машина управляется легко, однозначно и в широчайших пределах, позволяя делать с собой все что угодно. Довернуть — пожалуйста. На выбор — сброс газа или легкое прикосновение левой ногой к тормозу. Переборщили? Не беда, крутящего момента двигателя практически в любом случае хватит для коррекции. Если, конечно, вы успели вовремя: к реакции водителя автомобиль предъявляет высокие требования.
Говоря о настоящем «спорте», а не об имиджевых деталях, мы оказались очень близки к истине. Кубковые машины John Cooper Challenge не так уж сильно отличаются от дорожных собратьев: гоночные тормозные колодки, слегка измененная подвеска, иные сцепление и выпуск — вот и все доработки.
Дорогие игрушки? Несомненно. Но до чего хорошие и какие разные! Умеренный вариант отлично справится с ролью модного аксессуара, а Cooper S станет великолепной «отдушиной» для тех, кто рожден пилотом.
При этом машина неплохо приспособлена для дальних поездок: путешествие из Москвы в Петербург в тяжелейших дорожных условиях гололеда, снегопада и сильного ветра утомило не больше, чем поездка на любом среднеразмерном автомобиле. Разница в том, что из Mini не хотелось выходить: дорога кончилась слишком быстро.
Стоят автомобили недешево: Cooper — от 25200 евро, Cooper S — от 30800. Много это или нет? Трудно сказать, ибо аналог для сравнения подобрать невозможно.
© 5Колесо
Февраль 2004