Современный автомобиль должен быть красивым. Мало того, желательно, чтобы современный автомобиль был эффектным. Судить по внешности, так утилитарных классов больше не существует. Краеугольным камнем в практически каждой новой разработке становится дизайн. Всего несколько лет назад появление серийного японского мини-вэна, подобного Grandis, стало бы сенсацией. Сегодня это норма жизни.
Вместимость, пригодность для дальних путешествий, универсальность, практичность... Скучно. Педантично проверяя мини-вэны на соответствие этим будничным качествам, будущий владелец делает выбор в пользу той или иной модели. В случае с Grandis привычный алгоритм рискует рассыпаться, ведь в эту машину легко можно влюбиться. Она красива и эффектна.
Дизайн новинки от Mitsubishi в настоящий момент представляется одним из наиболее удачных в данном сегменте. Grandis создавался, когда Оливье Булэ еще трудился в Mitsubishi. Стиль, который француз прививал и, похоже, успешно привил марке, достиг в новом мини-вэне самого яркого воплощения. Автомобиль получился невероятно динамичным, пропорциональным и- роскошным. Как говорится, выглядит на все деньги. Мини-вэн-head-turner! Вы привлекаете такое внимание окружающих, словно разъезжаете на красном спортивном купе, а не на вместительном грузопассажирском микроавтобусе, пусть и новой модели. Уверен, с предшественником Grandis - Space Wagon - такой номер не прошел бы.
Ничего удивительного. В середине 90-х, когда создавался Space Wagon, главное внимание создатели уделили технической начинке. В частности, экономичному и экологичному мотору GDI с непосредственным впрыском. Дизайн тогда остался на втором плане. С Grandis - все наоборот.
В каком ракурсе ни взгляни, какое освещение ни включи - Grandis неординарен и убедителен. Эта ухмыляющаяся аниме-физиономия робота-трансформера, эти пластичные изящные боковины... А задние фонари? Только Cadillac SRX может что-то противопоставить Grandis в этой номинации. Важная деталь - 17-дюймовые колеса с резиной размерности 215/55. Удачный профиль для наших усталых дорог.
После такого начала хочется соответствующего продолжения внутри. Осторожно открываю водительскую дверь. Интерьер неплохо гармонирует с внешностью, но здесь автомобиль уже не тянет на "отлично" по всем без исключения параметрам. Салон вполне стильный и интересный. Центральная консоль имеет округлые формы, маленький селектор АКПП расположен в приливе, а не на полу. Удобство такой компоновки, впрочем, лишь одно - не надо тянуть руку. А вот перемещаться с кресла на кресло, вопреки ожиданиям, не так просто. Ноги застревают между основанием передней панели и консолью, и на светло-серой обшивке остаются следы от обуви. За что боролись?
Пора потрогать пластиковое царство руками. Смотрится-то все дорого, а на ощупь? На ощупь - ни одной мягкой фактуры, если не считать обшитых кожей руля, селектора коробки передач, ручек и сидений. Везде твердо и гулко, если постучать. Впрочем, зачем стучать-то? Для офисной или разъездной машины достаточно и soft-look. А вот вставки под дерево - это явный прокол. Зачем имитировать фанеру? Но в целом - красивый салон, и выглядит добротно. Да, сэкономили кое в чем, но сильно от этого никто страдать не будет. К тому же все помнят о финансовых проблемах, которые преследовали в последнее время Mitsubishi.
В топ-комплектации, с которой мы и знакомились, автомобиль оснащен двумя люками. Роскошно! Но и здесь нашлось место для экономии. Тот, что над водителем, имеет механический привод - "нажал на кнопку, толкнул вверх", примерно так. В качестве компенсации - аэродинамические шумы на высоких скоростях и "функция автоматического закрытия". На скорости 135 км/ч люк самостоятельно и без предупреждений захлопнулся. Хватит, мол.
Интерьерная изюминка обнаружилась, когда я повернул ключ зажигания. Подсветка приборов - еще один привет от автомобильной элиты. Или, наоборот, привет им от Grandis. Сначала загораются красные стрелки, потом, в два этапа, серо-синяя подсветка. Класс! Lexus, говорите, Mercedes-Benz? Mitsubishi! Глаза не напрягаются совершенно, вся информация отлично считывается в любое время суток.
Пробую устроить удобно в водительском кресле свои 190 см роста. Приходится использовать все предложенные регулировки. В Grandis - стандартный их набор (спинка, вперед-назад, высота положения кресла), и его, к сожалению, не хватает. В частности, маленьким показался диапазон по высоте - кресло осталось выше, чем хотелось. Пришлось это компенсировать, выставляя руль. А тут еще и колени в полукруг консоли уперлись. Хорошо, что коробка - автомат- Педальный узел, к слову, удобный, площадка в углу позволяет ноге нормально отдыхать. Второй ряд сидений в данной комплектации - это два отдельных кресла, почти как впереди (в базовой комплектации предлагается стандартный трехместный диван). Можно регулировать положение спинки и подушки. Теоретически должно быть удобно в дальних поездках. Проверим! Помимо электрического люка есть и другие элементы роскоши. Например, столики с газовыми подпорами. Очень надежные, но размер, увы, маловат. Для десятка роллов и пары суши хватит, а вот традиционному российскому угощению будет тесновато. Если водитель окажется в хорошем расположении духа, то наверняка включит для задних пассажиров вентиляцию. Воздух идет из дефлекторов в потолке. Причем подводится даже на третий ряд.
Кстати, о галерке. С виду - обычный грузовой отсек мини-вэна. Но достаточно потянуть за две веревочки, и за считанные секунды ровная поверхность превращается в два кресла, образующие вместе небольшой уютный диванчик. Сразу же обнаруживаются подлокотники и подстаканники, на которые до этого просто сложно было обратить внимание. Третьего люка, понятное дело, нет, но вентиляция выручает. Багажник, правда, при разложенных задних сиденьях отсутствует напрочь. Зато получилось усесться вдвоем при росте в 190 см (не на двоих). И, вы знаете, вполне! Голова, правда, в крышу упирается, но ведь не все такие высокие.
Можно поупражняться с трансформацией и дальше. Например, сделать из заднего ряда сиденье для рыбака. Диван переворачивается назад, пока спинка не станет подушкой, и наоборот. Сдаем задом к водоему и, свесив ноги, рыбачим. От дождя защитит поднятая задняя дверь.
Посадка на третий ряд несложная - почти как назад в трехдверном хэтчбэке гольф-класса. Единственное отличие - забираться надо выше. Много ли груза можно увезти? Не праздный вопрос, даже учитывая дизайн этого мини-вэна. Достаточно! Средний ряд сидений, как ни странно, не убирается из автомобиля совсем, а складывается, но места при этом высвобождается прилично.
Под капотом у Grandis вполне боеспособный мотор объемом 2,4 л, оснащенный системой MIVEC. Это единственный мотор, предлагаемый для автомобиля - ни GDI, ни дизельный не предусмотрены. Двигатель и моментный, и крутильный, выдает 165 л.с. на 6000 оборотов и 217 Нм на 4000 оборотов. Коробка-автомат четырехступенчатая, с возможностью ручного переключения передач. Будучи адаптивной, она охотно подстраивается под вашу манеру вождения и после недолгого привыкания демонстрирует логичную работу. Например, если надо взять быстрый старт, педаль газа необходимо нажать до упора, и тогда АКПП будет позволять стрелке тахометра подходить вплотную к красной зоне, переключаясь в самый последний момент. Вы можете заставить коробку переключиться вверх раньше, слегка отпустив педаль газа. Кикдаун работает также вполне прогнозируемо. Переход на пониженную передачу происходит лишь после небольшой задержки для раскрутки двигателя. Автомат можно назвать несколько задумчивым, но в целом его работа в союзе с мотором понравилась. Машина достаточно динамична в городском потоке, а на трассе быстро выходит на крейсерские 180 км/ч. Правда, двигатель шумноват. Надрывные нотки в его голосе при достижении пиковых оборотов немного не вяжутся с образом Grandis.
Мы вдоволь накрутились по городу в пятницу и субботу, и воскресенье решили потратить на изучение возможностей Grandis по части путешествий. Совершили вояж по Московской области - село Петровское Нарофоминского района, далее маршрут завел нас в Можайск, потом - Бородино, Руза, и возвращение в столицу по удивительно незагруженному для сентябрьского воскресного вечера Новорижскому шоссе. В общей сложности пройдено около 500 км, поэтому кое-какие выводы вполне можно делать.
В салоне находились четыре взрослых человека. Наиболее комфортно чувствовал себя передний пассажир. Те, что сидели сзади, не имели претензий к посадке и эргономике, но сетовали на укачивание при прохождении на большой скорости пологих дорожных волн. Как водитель могу сказать, что за время, проведенное за рулем (с небольшими остановками на отдых), немного устала спина. Наверное, сказалась неоптимальная посадка.
Понравилась настройка шасси. Подвеска Grandis достаточно энергоемкая, упругая. Автомобиль цепко и надежно держит прямую траекторию, не рыская и не требуя подруливаний. Судя по ощущениям, энергичный облик машины сопровожден хорошими аэродинамическими показателями (упомянутый шумящий люк - не в счет). С ростом скорости автомобиль прижимается к дорожному полотну и ведет себя настолько предсказуемо, что теряется реальное ощущение скорости. Вроде, по спидометру едем сто восемьдесят, а по ощущениям - не больше ста сорока. Grandis довольно уверенно прописывает длинные скоростные виражи, руль наливается отчетливой обратной связью. А вот в городе, где повороты круче и скорости пониже, баранка машины кажется пустоватой. Впрочем, среднестатистический покупатель, на которого и рассчитана новинка, наверняка не найдет, к чему придраться в плане управляемости. Тормоза порадовали и эффективностью, и удобством управления замедлением. Здесь все в полном порядке. А вот парковаться придется "по ощущениям". Машина немаленькая, подголовников - частокол. Странно, что "парктроник" не фигурирует даже в списке дополнительного оборудования. Стоимость японского чуда дизайнерской мысли стартует с отметки примерно в $31.000. Версия, побывавшая на тесте, оснащена практически по максимуму и тянет на $36.000 с хвостиком. Это вполне конкурентоспособная цена, если изучить предложения по машинам этого класса (Renault Espace, VW Sharan, Ford Galaxy, Chrysler Voyager, Peugeot 807, Citroen C8, Hon da Stream). При прочих равных за Mitsubishi играет великолепный дизайн - выходящий вон из ряда утилитарных транспортных средств.
© Журнал «МОТОР»
Октябрь 2004