Внедорожники марки Mitsubishi, неоднократные победители многочисленных ралли, в том числе и знаменитого супермарафона Париж-Дакар, весьма почитаемы "джиперами" и просто любителями универсальных автомобилей, в том числе и за отличное, для "породистого" внедорожника, поведение на асфальте. Правда, Pajero последнего поколения оказался намного "ближе к асфальту", чем его предшественник, что несколько расстроило ценителей настоящих вездеходов. Но не стоит навсегда заносить фирму в черный список: для тех, кто комфорту и "легковой" управляемости предпочитают надежность и выносливость, по-прежнему выпускается одна "настоящая" версия Pajero - она называется Pajero Sport.
Как вы могли заметить, все автомобили повышенной проходимости, выпускаемые под этой маркой, называются Pajero, но только в отличие от "прародителя" у них далее идет приставка, обозначающая их классовую принадлежность. Существует уже три почти "одноименные" модели - iO, Pinin и собственно Sport. Все они имеют не так уж много общего с легендарным "бойцом". Из этой троицы модель, о которой мы сегодня расскажем, стоит к "прародителю" наиболее близко, и не только по размерам. В частности, на модели Sport используются двигатели, ранее устанавливавшиеся на предпоследний вариант Pajero. Но так как Pajero Sport гораздо дешевле "старшей" модели, на нем не используются многие технические решения, применяемые на "просто" Pajero, даже на его предпоследнем поколении. Все дело в том, что основой для создания модели Sport послужил пикап, модель L200.
Вообще, при рождении этот автомобиль назывался Mitsubishi Challenger, но так как продавался он только в Японии, то большинству автолюбителей это имя ничего не скажет. А вот его американская версия, появившаяся пару лет назад и получившая название Montero Sport, наоборот, весьма частенько мелькала на наших дорогах, и ее с успехом продавали здесь "серые" дилеры.
Правда, американский Montero по своему техническому уровню от прародителя-пикапа ушел недалеко - сзади даже стояла рессорная подвеска. Но тем не менее модель, даже официально не поставлявшаяся на европейский рынок, поэтому не имевшая никакого гарантийного обслуживания, все равно находила покупателей, что и подтолкнуло MMC к решению начать официальные поставки модели в Старый Свет, в том числе и к нам. Так утилитарный пикап L200, подобно знаменитому гадкому утенку из сказки, постепенно превратился в шикарный внедорожник, да еще спортивной направленности.
Впрочем, одним изменением названия японцы не ограничились. Уже давно известно, что "драйверские" потребности европейских и американских покупателей отличаются очень сильно, поэтому несмотря на почти идентичную внешность, эти модели немного различаются в техническом плане.
Европейская версия представляет собой усовершенствованный вариант американского Montero Sport. Были основательно переработаны подвеска и рулевое управление, в основном с целью обеспечить более приемлемые для европейских покупателей "асфальтовые" показатели. Трансмиссия, правда, так и осталась почти идентичной L200, но для серьезного бездорожья это как раз большой плюс. Как известно, чем меньше деталей - тем выше надежность. В этом смысле Pajero Sport представляет собой почти образцовый внедорожник. В обычном режиме движения, а как показывает статистика, 90% пробега внедорожники общего назначения накатывают именно по асфальту, автомобиль является заднеприводным, со всеми вытекающими последствиями - ниже расход топлива, да и двигателю не нужно понапрасну крутить все четыре колеса. Но если дорога становится такой, что по ней может проехать только полноприводной автомобиль, можно подключить передний мост. Межосевого дифференциала здесь нет, что равносильно его блокировке на других моделях, поэтому включать полный привод желательно только на участках, где возможно проскальзывание колес относительно друг друга из-за разницы в скоростях их вращения. Можно, конечно, с подключенным передним мостом ездить и постоянно, с октября по март, но тогда будьте готовы к прежде-временному износу покрышек и некоторых деталей трансмиссии.
Окончательное превращение Montero Sport в Pajero с одноименной приставкой произошло только в этом году. Внедорожник подвергся небольшой, но, как водится у японцев, очень действенной косметической "операции", которая сделала его облик гораздо строже и, простите за каламбур, дороже. Исчезли многочисленные хромированные детали, как и аляповатые задние "габариты" во всю ширину автомобиля. Обновленная версия 2001-го модельного года щеголяет новыми мощными бамперами и крупноячеистой решеткой радиатора с более стильной хромированной окантовкой. Исчезли повторители поворотов, ранее располагавшиеся в бампере - теперь их место заняли маленькие "глазки" противотуманок. Вообще, облик Pajero Sport стал гораздо строже в сравнении с предыдущими версиями, хотя деталей спортивной направленности тоже хватает - один залихватского вида задний спойлер со встроенным в него дополнительным стоп-сигналом чего стоит.
К нам на тест попала практически самая дорогая версия модели, не хватало только автоматической коробки передач. Впрочем, на кой она нужна. Спортивный автомобиль с мощным двигателем, да еще заднеприводной просто обязан быть с "механикой". Но, несмотря на все это, Pajero, пожалуй, является одним из самых доступных внедорожников данного класса, да к тому же еще и с шестицилиндровым двигателем. Именно внедорожник, потому что обычно за такую цену предлагают нежные "паркетники" и иже с ними, а Pajero Sport, как я уже говорил, относится к категории внедорожников общего назначения. Но слово "доступный" отнюдь не подразумевает дешевый, просто в связи со скорой заменой данной модели на совершенно новую автомобиль продается по очень привлекательным ценам.
Для Pajero Sport предлагается еще и 2,5-литровый турбодизель, знакомый любителям внедорожников по предыдущему поколению модели Pajero. Он развивает 99 л.с., что, согласитесь, будет маловато для такого немаленького автомобиля. Впрочем, если вы покупаете машину в основном для внедорожных вояжей, то это, конечно, будет более удобно, тем более что показатели крутящего момента у дизельной и бензиновой версий отличаются буквально на десяток единиц. Зато бензиновая может разгоняться с места до "сотни" за 10,9 секунды, что весьма недурственно даже по "паркетным" меркам. Однако назвать этот автомобиль очень динамичным как-то не получается. Несмотря на наличие под капотом трехлитровой бензиновой "шестерки", ее сочетание с механической пятиступенчатой коробкой передач не принесло ожидаемой резкости. И хотя мотор, как говорится, "рвет", почти две тонны снаряженной массы превращают Pajero Sport в немного "задумчивого" марафонца, и отчасти в этом виновата коробка передач. Ходы рычага (наследство от пикапа) получились довольно большими, отчего при переключении теряется много времени. К тому же при включении второй и четвертой передачи он оказывается немного закрыт центральным подлокотником, поэтому получается, что динамичному движению в городе мешает только процесс переключения передач. А если добавить сюда еще и длинноходные педали газа и сцепления, становится ясно, почему этот джип не тянет на звание "ракеты". Впрочем, стремительные рывки - не самое лучшее испытание для Pajero Sport, и двигатель ненавязчиво намекает на это. Нет, разгоняется он весьма быстро, но очень спокойно и уверенно, без рывков или "подрывов", что приводит к потере ощущения резкого разгона. Кривая крутящего момента явно подстраивается под внедорожное вождение, что подразумевает отличную тягу даже на низких передачах. По сути, ездить можно на одной третьей, в крайнем случае, на ней же можно тронуться с места. Вырабатывается особая манера езды: не хочется никаких резких "прыжков" в соседние ряды или чего-нибудь в этом роде, просто спокойное движение на высоких скоростях. Руки на руле, а за остальное можно не волноваться - двигатель вытянет. Потом уже сам не замечаешь, что едешь так, словно решил потратить всю зарплату на штрафы: там, где все притормаживают, ты просто заранее перестраиваешься в другой ряд, потому как видел все заранее. Высокая посадка - вот основной козырь всех внедорожников, хотя Pajero Sport стоит в этом ряду немного особняком.
Словно оправдывая "спортивность" его названия, конструкторы автомобиля сделали посадку водителя гораздо более "легковой": ноги вытянуты вперед, руль стоит практически вертикально, что заставляет держать его "спортивным" хватом. Правда, про внедорожную суть этого автомобиля тоже не забыли. Кресло водителя и рулевая колонка регулируются по высоте, позволяя изменять посадку на более удобную с точки зрения преодоления препятствий. Но про препятствия расскажем позже, а пока несколько строк о "дорожных" впечатлениях. Первое впечатление - удивительная, для внедорожника, тишина в салоне. Полноприводной трансмиссии словно не существует, и только двигатель тихонько "бубнит" где-то впереди. Даже наружные зеркала заднего вида, основные "солисты" во внедорожниках, молчат, несмотря на свои немаленькие размеры. Такая отрешенность от внешних раздражителей немного притупляет ощущение скорости, особенно у задних пассажиров. Подобно пульмановскому экспрессу, в момент ускорения Sport просто вжимает седоков в кресла, а остальные, "характерные" для разгона ощущения остаются за бортом - только картинка окружающего пейзажа начинает быстрее уноситься назад и шум катящихся шин чуть сильнее проникает в салон. И что характерно, хотя спереди у Pajero Sport стоит торсионная подвеска, независимая естественно, даже на высокой скорости он очень хорошо "стоит" на дороге, независимо от состояния дорожного полотна. Конечно, для улучшения "асфальтовых" повадок этого автомобиля неплохо было бы поставить спереди пружины, но на бездорожье, а Sport, не забывайте, весьма неплохой внедорожник, торсионы предпочтительнее - и по жесткости, и по надежности. Вообще, будущий владелец этого внедорожника, похоже, с подвеской проблем иметь не должен: сзади стоит тоже практически "неубиваемый" жесткий мост, но на пружинах, что существенно повышает уровень комфорта, в том числе и на бездорожье.
Приезд на Боровую моментально разбил наши надежды покататься в "активном" режиме. На отполированной почти до зеркального блеска трассе тренировались спортсмены-трековики. Впрочем, даже если бы они и уехали, вряд ли кто-нибудь рискнул проехать по тому же маршруту более-менее быстро. Заднеприводный мощный внедорожник, да еще не на зимней резине, явно не самое лучшее транспортное средство для трековых гонок. Хотя самоблокирующийся дифференциал, расположенный в заднем мосту, очень активно стремился продемонстрировать свои способности, словно намекая, что несмотря на отсутствие стопроцентной блокировки, водителю Pajero Sport не страшно даже самое тяжелое для джипа препятствие - диагональное вывешивание. Мало-помалу, даже когда я загнал его на снежный отвал, Pajero медленно, но продолжал движение. Конечно, если въехать по самые, простите, колесные ступицы, такое устройство вряд ли окажется способно помочь, но в обычных условиях, на снегу например, оно оказывается очень даже кстати. В крайнем случае, можно ведь включить полный привод, и тогда остановить Pajero Sport будет очень трудно, тем более что есть еще и демультипликатор.
Внедорожник общего назначения - именно так, названием класса автомобилей, можно выразить всю суть Mitsubishi Pajero Sport. Если что-то прибывает, то, как вы знаете, одновременно что-то убывает, и если говорить об автомобилях, в частности о внедорожниках, то автопроизводителю порой трудно уловить ту самую грань, когда будет обеспечено оптимальное сочетание очень разных качеств. В данном случае можно говорить о том, что конструкторам модели Pajero Sport это практически удалось. Есть, конечно, какие-то недочеты, но главное - автомобиль действительно универсален. Где бы он ни эксплуатировался, наличие скрытых достоинств противоположного характера не будет мешать прямому исполнению обязанностей.
© Автогазета
Февраль 2001