Компактные минивэны нынче в моде. Для сравнения мы выбрали самый короткий и самый вместительный - Hyundai Matrix c Opel Zafira.
Сама идея создания минивэнов на базе легковых моделей класса "C" оказалась удивительно жизнестойкой. Доказательство тому - разнообразие моделей, которые уже появились в этом классе. Причем с каждым годом их становится все больше. Буквально несколько недель назад на российском рынке дебютировала одна из самых необычных машин этого типа. Opel Zafira, которая отличается от своих одноклассников тем, что имеет семь мест, как "взрослый" однообъемник. А в пару к ней мы взяли автомобиль, который можно назвать антиподом Zafira - самый компактный из компактных минивэнов Hyundai Matrix.
ОТПЕТЫЕ МОШЕННИКИ
По внешнему виду эта пара - единство и борьба противоположности. Opel при выборе концепции дизайна Zafira решил, что достаточную долю экстравагантности обеспечивает число мест. Так что внешность у нее, мягко говоря, не слишком затейливая. На фоне общего разнообразия конкурентов такое стилистическое решение можно считать оригинальным. Оно наверняка найдет отклик в сердцах и кошельках многих российских покупателей.
А вот корейская машина, напротив, выглядит чрезвычайно элегантно. Запоминающаяся форма со "ступенчатой" подоконной линией подчеркивает характерную для минивэна высоту и в то же время отличается стремительностью. Оно и понятно: под задними окнами скромный шильдик - disegno Pininfarina. Аккуратные граненые плоскости с умеренной долей агрессивности давно стали визитной карточкой этого кузовного ателье.
Оформление салонов различается в той же степени, что и экстерьер. Мощная панель Zafira в некоторой степени унифицирована с Opel Astra, но увеличена в высоту. А вот на Hyundai Matrix панель легкая и изящная, прежде всего благодаря расположенному в центре щитку приборов. Он слегка развернут в сторону водителя, поэтому информация считывается без всякого напряжения - через несколько минут нетипичность такой конструкции просто не замечаешь.
КИРПИЧИ
Разница в длине Zafira и Matrix - примерно 290 мм, что немало для автомобиля. Именно эта дистанция лежит между верхней и нижней границами класса и разводит "немку" и "кореянку" к различным полюсам. Остальные компактные минивэны по длине оказываются как раз в этих пределах. А если представить себе, что именно благодаря этим трем дециметрам в Zafira удалось вместить еще один ряд сидений, то хочется снять шляпу перед талантом компоновщиков Opel.
Сам по себе факт "втискивания" в багажник третьего ряда вообще-то аплодисментов не заслуживает. Главная проблема в такой ситуации - как обеспечить трансформацию салона. Создатели "больших" минивэнов обычно ограничиваются возможностью снятия кресел. В универсалах среднего класса вроде Mercedes-Benz или Volvo третий ряд убирается в пол, но из-за ограниченности места и отчасти массы "бельэтаж" рассчитан только на детей. А вот в Zafira два кресла третьего ряда имеют вполне "взрослые" размеры, зато спрятаны так хитро, что обнаружить их можно, только прочитав инструкцию. Кресла развернуты в горизонталь и "растянуты" по полу багажника и под вторым рядом.
Идея в общем простая, но для ее реализации необходимо было еще решить вопрос, как же их туда убирать и оттуда извлекать. Решение также было выбрано оригинальное: подушка среднего ряда поднимается и прижимается к спинке, а затем весь второй ряд сдвигается вперед. Эти два движения, если знать, куда нажать, выполняются за несколько секунд. Потом отворачиваем ковер багажника, тянем за ручку в полу - и пожалуйста, место номер шесть. Правда, чтобы получилось семь, придется вынуть весь ковер.
ТАНЦЫ МИНУС
Сдвигающийся вперед средний ряд открывает достаточно удобный проход для посадки на задние кресла. Они не самые комфортабельные, конечно, но давно уже подмечено, что "лучше плохо ехать, чем хорошо идти".
Кроме того, спинки сидений среднего ряда можно откинуть вперед, то же проделать с креслом переднего пассажира и возить предметы длиной во весь салон. Или просто воспользоваться люком за подлокотником среднего ряда... В общем, к Zafira идеально подходит термин, который в русском языке когда-то использовался вместо слова "минивэн", - "универсал повышенной вместимости".
Салон Matrix уже в силу отсутствия третьего ряда не предлагает столь обширных возможностей по трансформации салона, однако и тут есть кое-какие элементы, нехарактерные для обычного легкового автомобиля. Заднее сиденье разделено на две части, которые имеют независимые регулировки в продольном направлении и по углу наклона спинки. Это дает дополнительные возможности для варьирования объема багажного отсека. Плюс типичное для "азиатов" изобилие всяких ящичков и кармашков для мелочей. Например, на панели приборов кроме перчаточного ящика есть еще три открывающиеся емкости плюс глубокая ниша на консоли. Не считая свободного пространства под магнитолой - штатное пространство рассчитано под "двойной" формат, хотя на заводе устанавливают "музыку" обычного размера.
СПЛИН
На момент проведения теста в Москве еще не было Zafira с 1,8-литровым двигателем, который довольно близок к характеристикам единственного мотора, предлагаемого в России для Matrix. Так что и тут мы вынуждены сравнивать в некотором роде предельные варианты. Понятно, что с 2,2-литровым двигателем Opel ездит гораздо динамичнее. Особенно приятно, что и все остальные характеристики "заточены" под максимальную близость к легковому автомобилю. Разумеется, за это пришлось немного "доплатить" мягкостью подвески, но, во-первых, в пределах разумного, а во-вторых, многим именно такая вот ненавязчивая жесткость и нравится.
Hyundai Matrix, однако, не слишком отстает по динамике, да и к характеристикам мотора претензий тоже никаких. Подвеска несколько менее энергоемкая, чем у Opel, так что на Matrix заметнее стали неровности дороги. Однако более существенным и неприятным недостатком является привод переключения передач: рычаг оказался крайне "непонятливым". Если с проблемами при каждом включении заднего хода можно смириться, то регулярное непопадание на "третью" раздражает сильнее. Примерно так же, как странное расположение педалей у Opel: "утопленный" акселератор оказался слишком близко к тормозу, так что при переносе ноги она постоянно за него цепляется. Теоретически и к рычагу КП, и к педалям Opel можно привыкнуть, но логично было бы ожидать, что этих мелких неприятностей не появится вообще.
РУКИ ВВЕРХ!
По регулировкам на рабочем месте водителя обе машины предлагают достаточно широкий выбор, однако у обеих есть свои "штучки". Так, у Opel подушка сиденья при подъеме несколько наклоняется вперед - в своем роде "совет" по выбору оптимальной позы. Однако в целом настройка требует времени и привычки. Например, для того, чтобы найти расположенную поперек рулевой колонки рукоятку ее регулировки. У Hyundai регулируемая зона поясничной поддержки расположена так низко, что в поясницу упирается только при полностью опущенном заднем крае подушки.
Hyundai Matrix у нас предлагается только в одной комплектации, которая, однако, включает электропакет, кондиционер, легкосплавные диски и аудиосистему. Такой набор да еще с довольно мощным двигателем 1,8 литра вполне достоин примерно $16 тыс., которые за него просят. Правда, это специальное предложение, которое действует временно. Позже цена должна вырасти на тысячу.
Дополнительные два места Zafira обойдутся по полторы тысячи за каждое: модификация с 1,8-литровым двигателем (поставляется в исполнении Comfort) стоит как раз около $19 тыс. При этом, в отличие от Matrix, в комплектацию не входят подогрев сидений, литые диски и электропривод задних стеклоподъемников. А вот доставшаяся нам версия с мотором 2,2 литра в комплектации Elegance обойдется почти на четыре тысячи дороже. Не так много за автомобиль, который может "погоняться" с иными моделями классом выше и при этом вмещает больше, чем любая машина такой длины.
© Автопилот
Январь 2003