У боксеров принято сгонять вес, чтобы перейти в другую категорию и там со всеми разобраться. Мощный двигатель в маленьком автомобиле - та же история. На ринг приглашаются Toyota Yaris T Sport и Renault Clio Sport.
Автомобильные гонки по дорогам общего пользования - не самое благовидное занятие. Хотя бы потому, что те, кому вы отвели роль слаломных фишек, могут испытывать отвращение к автоспорту вообще, а к его любительским разновидностям тем более. И все же армия желающих изумлять всех своим водительским мастерством растет постоянно. Об этом говорит не только статистика летальных исходов при ДТП, но и популярность таких фильмов, как "Такси-2". Нравится публике не столько примитивный сюжет, сколько гонки по оживленным улицам, в которых весьма прозаичный в быту Peugeot 406 "натягивает нос" Mitsubishi Lancer Evolution.
Нет денег на продукцию Rally Art, а парковаться придется на пятачке - поищи что-то заряженное в компакт-классе. Что мы и сделали, избежав, однако соблазна снять ремейк упомянутой киноленты - стравить "француза" и "японца" на оживленных улицах.
НА СТАРТЕ.
Когда они стоят рядом, становится ясно, что даже такие разные автомобили могут решать похожие задачи. Yaris - типичный микровэн, высокий, с микроскопическими передним и задним свесами, сел и поехал... в супермаркет. Clio по сравнению с ним кажется чуть ли не "стрэтчем": он на целых шесть сантиметров ниже, существенно длиннее. Плюс у него, как и подобает настоящей спортивной машине, всего две пассажирские двери. Справедливости ради заметим, что Yaris T Sport тоже бывает трехдверным, но у доставшейся нам машины дверей пять: лишнее свидетельство того, что спорт для многих - хобби, а не профессия.
От своих неспортивных собратьев автомобили тоже отличаются. У Yaris T Sport более массивные, чем у обычного "Яриса" бамперы. В передний интегрированы противотуманные фары. Обе "дырки" воздухозаборников забраны сеткой наподобие рабицы. Верхний украшен маленьким, но заметным шильдиком Toyota Sport. Машина стала на два сантиметра длиннее и на столько же ближе к асфальту. Плюс в стандартном оснащении не четырнадцати-, а пятнадцатидюймовые диски. Clio Sport "оброс" спортивной амуницией скромнее. Если его дорестайлинговый предшественник Clio RS и уж тем более среднемоторный монстр Clio Sport V6 невозможно было спутать с неспортивными версиями, то нынешний "спортсмен" может похвастать разве что передним спойлером с воздухозаборником большего размера, другим рисунком радиаторной решетки, широкими порогами да шильдиком Renault Sport на задней двери.
Наконец, для Clio хозяин выбрал цвет, который мы решимся назвать "темно-коричневым с искрой", и переставил автомобиль на "золотые" колесные диски. Для всей "тойотовской" серии T Sport предусмотрен один-единственный цвет - Quick Silver.
В РАЗДЕВАЛКЕ.
Кстати, серебристые "спортивные" тона присутствуют и в интерьере Yaris T Sport. Например, те части баранки, за которые водитель хватается нечасто, обтянуты кожей серебристого оттенка. "Рабочие" же поверхности руля обшиты материалом "под кевлар". Такие же "псевдокевларовые" вставки и на дверях автомобиля. Приборная панель по последней японской моде расположена в центральной части торпедо. На ней сразу обращают на себя внимание почти одинакового диаметра шкалы спидометра и тахометра, четко оцифрованные белым по черному - если помните, на самых первых "Ярисах" были похожие шкалы указателей скорости и уровня топлива, которые потом заменили жидкокристаллическим дисплеем. Плюс еще один спортивный штришок - блестящая вставка из полированного алюминия в набалдашнике ручки переключения КПП. Смотрится стильно, но браться ладонью не шибко приятно, потому что холодно. Или же для езды на такой машине надо облачаться в перчатки?
Впрочем, в Clio Sport рычаг тоже с металлической вставкой - видно, "такова вся спортивная жизнь". Под ногами матово светятся металлические накладки на педали с нарочито грубоватыми дырками и заклепками. Такими же нарочито небрежными стежками зашита баранка, на "без десяти два" которой - приливы из пластмассы. В отделке салона - сплошь кожа-замша-алькантара. Особенно хорошо сиденье - в меру мягкое, в меру упругое, оно идеально охватывает тело, так что количеством регулировок будет интересоваться разве что физически неполноценный человек. Устроившись в таком сиденье, можно простить машине все недостатки трехдверок, с которыми конструкторы еще не научились бороться: за ремнем безопасности надо тянуться далеко за левое плечо, а чтобы настроить климат-контроль, который по-прежнему расположен внизу центральной консоли, - наклоняться вперед.
В Yaris T Sport тянуться никуда не надо - даже "бардачок"-саквояж с распахивающимися навстречу друг другу створками отворяется без каких-либо кренов туловища. И дело тут не в организации пространства, а в тесноте и способе посадки. Если в "Рено" по-взрослому просторно, то в "Ярисе" ноги приходится скрючивать, а если спинку сиденья сделать "по-спортивному" пологой - до руля не достать. Словом, типичная вэновская посадка, которая, как потом оказалось, имеет свои плюсы в "заряженных" машинах.
ВЕСОВЫЕ КАТЕГОРИИ.
Давим на акселератор, и вертикально стоящая спинка сиденья с той же силой давит на лопатки. Yaris T Sport выстреливает до "сотни" не хуже многих GTI. Высокая посадка позволяет лучше видеть, что творится вокруг и точно просчитывать свои и чужие маневры. Правда, экстремально проходить повороты и делать "переставки" в потоке транспорта на T Sport поначалу было не слишком комфортно - почему-то вспомнилось, как четыре года назад "сделал уши" микровэн одной немецкой фирмы. Однако подвеска - для спортивной версии были применены нового вида пружины и амортизаторы, а сам автомобиль на целых 20 мм "прижался" к дороге - плюс спортивные покрышки Bridgestone Potenza RE040 отменно держат курс. Кроме того, в стандартное оснащение автомобиля входят ABS с EBD, и на самый крайний случай - подушки безопасности для водителя и пассажира.
Разумеется, ехать неспешно на этом автомобиле тоже можно: врубил передачу повыше и давишь потихоньку на газ - стрелка тахометра не зашкалит даже за 2000 об./мин. Но, во-первых, скучно, а во-вторых, если у Clio Sport выхлоп специально настроен по-спортивному и улицы оглашает басовитый рык, то конструкторы Toyota наоборот попытались заглушить работу силового агрегата, и моторчик как-то несерьезно жужжит. Поэтому снова хватаемся за ручку КПП - переключается спортивный "Ярис" на редкость эластично - и топим педаль. Эффект моментальный: электронная система изменения фаз газораспределения VVT-i позволяет снимать с двигателя большую мощность при низких оборотах и высокий крутящий момент при максимальных.
МАСТЕРА И КАНДИДАТЫ.
Инженерам Renault Sport тоже известно, что такое "изменение рабочего объема коллектора за счет изменения длины впускного канала". И это они "расшили" 140-сильный двухлитровик от Laguna сначала до 169 л.с., а в рестайлинговой модели умудрились добавить еще трех "лошадок". Поэтому уже через секунды после старта становится ясно, кто "мастер", а кто - только КМС. Разгон до "сотни" за 7,2 и за 9 секунд - разница все же большая.
На первой разгоняемся до 60 км/ч. На второй - до 120 км/ч. Третья - уже 180. Оставшиеся до максимальной величины еще 40 км/ч достигаем, "втыкая" четвертую и пятую. Это ускорение на свободном пространстве, пожалуй, даже интереснее, чем слалом в плотном потоке. Хотя и последнее упражнение Clio Sport проделывает отменно. Упругий руль здесь снабжен не электрическим усилителем, как все остальные рестайлинговые "Клио", а традиционной гидравликой. Подвеска жесткая, но в меру: достаточно, чтобы вписываться в виражи, не получая при этом пинка под зад от каждой кочки.
Упражняясь с рулями и педалями, мы как-то забыли, что в Yaris T Sport есть бортовой компьютер, обогреваемые боковые стекла, а на Clio Sport - датчик дождя и качества забортного воздуха.
POCKET ROCKET.
В Европе "заряженные" компактные автомобили популярны не первый год. Их хозяева вступают в реальные и виртуальные клубы, выражения типа hot hatch или pocket rocket успели стать идиомами, "тойотовскую" серию T Sport всерьез связывают с предстоящим выступлением фирмы в "Формуле-1", а в контексте разговоров о Renault Clio Sport по-прежнему часто звучит имя Дэймона Хилла. У нас к сегодняшнему дню ситуация сложилась несколько иная. Все машины меньше "Лэнд крузера Прадо" считаются женскими, спортивность автомобиля измеряется лошадиными силами или наличием антикрыла, расходы на бензин мало кого волнуют, а парковаться по-прежнему принято на газонах или поперек двора. Именно поэтому автопроизводители даже не собираются сертифицировать для России "карманные ракеты". Самый мощный российский "Клио" имеет под капотом двигатель объемом 1,6 мощностью 110 л.с., а поставки "Яриса" в Россию вообще с недавнего времени прекращены. Однако в наших "обменниках" уже появились евро, а количество отечественных звезд эстрады и кино, выступающих в различного рода гонках на автомобилях малого класса, становится все больше. С них ведь у нас тоже берут пример.
© Автопилот
Февраль 2002