Автомобили с кузовом универсал пользуются легко объяснимой популярностью среди людей хозяйственных, а также просто семейных. В последнее время ситуация обострилась в связи с каким-то нездоровым ажиотажем вокруг активного отдыха. Между тем, само название - универсал - говорит о том, что такая машина, будучи сравнительно доступным средством против дефицита пространства в дальней дороге, может использоваться и как единственная в семье.
Европа давно оценила преимущества кузова универсал: в производственной гамме каждой приличной фирмы есть минимум две такие модификации разных ценовых категорий, и подобных моделей становится все больше. Пользуясь случаем, мы взяли на тест новое поколение Renault Laguna Estate - и в пару к нему лидера в своем классе, удерживающего пальму первенства на протяжении уже трех поколений, VW Passat Variant.
О знатном "немце" написано немало, так что будем кратки. Строгий внешний вид, никаких излишеств, все предельно функционально - и добротно. При этом машина абсолютно не выглядит дешевой, скорее даже наоборот - более дорогой, чем она есть на самом деле. Кроме того, в результате недавнего рестайлинга у автомобиля появились замечательные фары, которые здорово изменили его облик. Таким образом, сохраняя почетное звание утилитарного транспортного средства, годящегося для перевозки грузов или для семейных вылазок на дачу, VW вполне подходит и на роль главного, "повседневного" автомобиля - можно на работу ездить и без смущения у офиса припарковываться. Настоящий универсал.
Французы пошли другим путем. Прежде всего, речь идет о весьма незаурядной внешности. Модель Laguna II продолжает традиции старого доброго R21 Nevada (что поделаешь, тянет французов в сторону Дикого Запада). Фронтальная часть - переосмысленное наследие 80-х: меньше углов, больше чистых линий плюс новые технологии - передние крылья автомобиля пластиковые (формообразующий элемент кузова стал деталью разовой установки). С учетом тотального падения водительского мастерства в целом по России - особенность немаловажная.
В плавных линиях сопряжений лобового стекла, капота и крыши есть что-то ненавязчиво-футуристичное. Боковина тоже хороша - задние окна лишены традиционной для универсалов угловатости, что добавляет облику автомобиля динамичности. У обоих автомобилей черты базовых моделей (седана VW и хэтчбэка Renault) налицо - сразу видна преемственность, при этом "универсальная" гармония не нарушается. Как и все современные универсалы такого класса, машины оснащены "рельсами" на крышах для безболезненной установки багажников, а также имеют штатные места для фаркопов.
Наклон заднего стекла Renault значительно больше, чем у VW, что намекает на меньшие возможности багажного отсека (в известной степени это компенсируется продольными регулировками сидений). Зато такая особенность хорошо сказывается на аэродинамике - снижает турбулентность за кормой. К тому же в немецкой машине для складывания спинок задних сидений требуется предварительно удалить подголовники, а во французской их нужно лишь утопить в спинку. Доступ к фиксаторам спинок одинаково удобен в обоих автомобилях, для трансформации салона не требуется значительных физических усилий. Отличительной чертой Renault является быстросъемная обивка сидений на молниях: запачкав, ее вполне можно постирать в обычной стиральной машине. Так что обивка больше напоминает заводские чехлы.
К комфорту и регулировкам водительского кресла претензий нет в обоих случаях. Рулевое колесо и в Renault, и в VW регулируется по углу наклона и высоте. Про приборы VW все давно известно - выполнены в синих тонах, и тех, кому они нравятся, примерно столько же, сколько тех, кто их терпеть не может. Приборы Renault придутся по душе, наверное, любому - и подсветка, и наглядность, и особенно форма стрелок. А также оцифровка и шрифты.
Фирменная примочка Renault - ключ-карта размером с кредитку. Вставив ее в слот и нажав "старт" (enter), можно в процессе движения наблюдать, как тают литры горючего и уменьшается километраж до ближайшего ТО. VW до такой жизни не дошел. Вообще, Renault настроен к ездокам дружелюбнее - у него более уютный салон, сиденья мягче, а подвеска комфортнее. У VW же подвеска достаточно жесткая, и в сочетании с неплохой информативностью на руле удовлетворит даже водителя со спортивными амбициями. Если машина едет порожняком, то на малых скоростях ее заметно потряхивает, но с грузом и на высокой скорости все приходит в норму. Соотношение комфортабельности и чувства машины - почти идеальное. В поворотах поведение VW близко к нейтральному, снос передней оси начинается только под тягой и очень хорошо контролируется.
Тормоза порадовали своей эффективностью, но "нежная" педаль требует привыкания, даже легкое нажатие на нее вызывает сильный клевок.
На Renault ездить без нагрузки приятнее, все неровности проходятся почти незаметно, без звукового сопровождения. Но за это приходится платить - в поворотах машина кренится значительно сильнее, чем VW, некоторая нехватка реактивного усилия на руле (особенно в околонулевой зоне) ситуацию, конечно, не улучшает. Кроме того, заметно выражена недостаточная поворачиваемость.
Тормоза почти идеальные. Педаль - с оптимальным сочетанием хода и усилия, а АБС вмешивается лишь когда резина полностью исчерпала свои возможности по сцеплению с дорожным покрытием...
Оба автомобиля - универсалы высшей пробы. Их действительно можно использовать очень широко - и как коммерческие "грузовики", и как разъездные автомобили на каждый день. И тот, и другой порадуют владельца экономичностью и возможностями обустройства спальных мест. Который из них лучше, сказать сложно, у обоих есть некоторые недостатки - но они с лихвой перекрываются достоинствами. Так что выбор - это дело вкуса: Passat, например, более строг - и внешне, и на ходу, поэтому многие могут предпочесть вальяжную Laguna, и наоборот. Кто-то любит сосиски и пиво, а кто-то - сыр и вино.
© Журнал «МОТОР»
Август 2002