Бесконечные ряды деревьев в горшочках, причудливо остриженные кусты, розы неимоверных размеров, и на этом фоне – шеренга ярко- красных автомобилей. Что их сюда занесло? Это презентация новой модели Saab 9-3 Sportsedan. «Зеленая интрига» лишь подчеркивала, что этот автомобиль дизельный!
Эпоха, когда мы смеялись над легковыми дизелями, а затем ехидно улыбались, читая новости о начале выпуска автомобилей представительского класса, работающих на солярке (олигарх, воняющий, как тракторист!), к счастью прошли. Десятилетиями в нашей стране слово дизель ассоциировалось исключительно с сельскохозяйственной техникой. В одной из самых богатых нефтью стран не принято обращать внимание на качество топлива и его экологичность. Это нищая, не имеющая своих запасов нефти Европа, вынуждена питаться с барского стола наших «Юкосов» и «Лукойлов». Они там все с ума посходили и начали ставить на спортивные автомобили дизельные двигатели, да еще и просто унизительного объема 1.9 л. Это ж сколько надо было заплатить тому шведу, который до этого додумался! Потом этот самый швед на пресс-конференции долго оправдывался и объяснял, что не он в этом виноват, а лишь повальная «дизелизация» всего европейского парка легковых автомобилей, и что жадные европейцы не хотят больше выкладывать свои «еврики» за прожорливые бензиновые моторы.
На той же пресс-конференции объяснили, что перед нами новое поколение дизелей, обладающих высокой экономичностью и экологичностью. 150-сильный 16-клапанный двигатель, агрегатированный с 6-ступенчатой коробкой передач и выдающий внушительные 315 Нм, в состоянии разогнать автомобиль всего лишь за 9,5 с. Чуть больше времени ему потребуется, чтобы разогнаться до максимальных 210 км/ч, при этом производитель обещает весьма умеренный аппетит в пределах 5 л на 100 км в режиме загородной трассы. «Зеленые» должны толпиться с плакатами вдоль дорог, радуясь, что такой болид соответствует нормам Euro 4 и снабжен новым необслуживаемым противосажевым самоочищающимся фильтром, значительно снижающим выброс СО2. Тот же самый швед на пресс-конференции нас заверил, что отныне дизельный двигатель и черный дым – совершенно несовместимые вещи. По динамике и комфорту дизель догнал бензиновый двигатель, и вся разница теперь только в частоте визитов на АЗС и количестве оставленных там дензнаков.
В руке – электронный ключ. Гордо сажусь за руль. Замочная скважина, расположенная на центральном тоннеле, не «заводит двигатель», а выполняет команду «пуск». Казалось бы, мелочь, но ощущаешь себя как минимум оператором ЦУПа. Мягкий басовитый рокот разливается по салону. Чуть притапливая педаль газа просто ощущаешь в свисте турбины и давлении наддува (1,35 бар) изменение геометрии лопастей и падение температуры в интеркулере... Дипломы создателей двигателя просто рябят в глазах. Наверное, осознавая всю важность момента, мотор заглох. Вспомнив кривую зависимости оборотов и крутящего момента (не спал на пресс-конференции), еще добавил газу и тронулся по науке. Теперь в путь.
НА ТЯЖЕЛОМ ТОПЛИВЕ Новый турбодизель «Сааба» заимствован у «Опеля» и отвечает перспективным экологическим нормам Euro 4. Он заменяет устаревший 2,2-литровый мотор, который облагался в Европе большими пошлинами. Существуют два варианта его форсировки – 120 и 150 л. с. Двигатель агрегатируется с шестиступенчатой механической коробкой передач. Со следующего года появится опциональная шестидиапазонная автоматическая трансмиссия.
Это Saab, тот самый горячо любимый, но незаслужено забытый Saab. Монументальность центральной консоли, комбинация приборов и общая стилистика салона не позволяют в этом усомниться. Проработка интерьера, внимание к деталям в сочетании с новейшими технологиями не могут оставить равнодушным. Поразил воображение футуристический подстаканник, словно материaлизовавшийся из трилогии «Матрица». Обтянутое мягкой кожей рулевое колесо имеет уже привычный набор клавиш: управление аудиосистемой, мобильным телефоном, круиз-контроль. Помимо этого присутствует новая кнопочка, управляющая системой АVR, которая позволяет водителю подавать голосовые команды, управляя системой навигации, встроенным телефоном, CD-плеером и радиоприемником. Также в новой модели применена система CоmSens, которая отсекает аварийные предупреждения или входящие звонки на встроенный мобильный телефон в моменты, когда водитель управляет автомобилем в экстремальных режимах. По окончании «опасных режимов» индикаторы на панели зажигаются и входящие звонки начинают приниматься. В эту же систему входит функция «ночная панель», оставляющая в темное время суток лишь подсветку спидометра, чтобы не отвлекать водителя в темноте. Еще одной неожиданностью оказалось отсутствие прикуривателя. Вернее, розетка была на привычном месте, но вместо нагревательного элемента в ней торчала заглушка. Видно, очередные происки «зеленых».
Особого внимания (и благодарности – мы ни разу не заблудились) заслуживает система навигации. Загруженная с DVD-диска карта Германии позволяла с уверенностью ехать по маршруту, не опасаясь проскочить поворот или прозевать съезд с автобана. На цветном дисплее в режиме он-лайн было очень легко отслеживать местонахождение автомобиля, но можно было, и не отвлекаясь на это, просто прислушиваться к командам «девушки-оператора из навигационной службы». Хотя она и не говорила по-русски, но общий язык (в данном случае английский) мы нашли очень быстро.
Немного покрутившись по живописным деревенькам, мы выехали на автобан. Немцы очень вежливый народ, но и они с трудом уворачивались от несущегося на скорости под 200 км/ч ярко красного монстра. Скорость была ограничена 120 км/ч, и те, кто ехал 160 км/ч, наверное, тоже были немного русскими. Темперамент машины не позволял даже думать, что можно плестись в потоке со скоростью 160 км/ч. Двигатель настолько бурно реагировал на прикосновения к педали газа, что на первых трех передачах самой сложной задачей было не прозевать момент влета стрелки тахометра в красную зону. Даже такие ошибки двигатель прощал. Он не утыкался в «подушку» ограничителя, а лишь немного снижал интенсивность разгона. На скорости 210 км/ч догоняем кемпер, плетущейся со скоростью 120 км/ч в левом ряду. Тормозная система сработала настолько четко и предсказуемо, как будто ее проектировали, чтобы тормозить перед кемперами.
Проверив прочность нервов бюргеров, вновь сворачиваем на узенькую пустынную дорожку, чтобы проверить прочность деталей подвесок. Деревенские дороги в Германии далеки от мифического идеала, так что трещин и колдобин мы насобирали вдоволь. Промчавшись более 60 км и добравшись до контрольной точки у небольшого кафе, мы с удивлением обнаружили, что не успели растрясти свежесъеденный обед. Работа подвески оставила двоякое ощущение: с одной стороны, жесткость и спортивность, с другой – высокий комфорт.
Снаружи это тот же Saab 9-3. Окрашенные в цвет кузова бамперы и накладки порогов придают машине более агрессивный вид. 17-дюймовые диски и спойлер на крышке багажника не оставляют сомнений в спортивных амбициях. Вот только под спойлером привычнее смотрелся бы шильдик V6 или 3.0. Лишь оказавшись за рулем, понимаешь, что Saab вновь ломает стереотипы.
© Автомобили
Сентябрь 2004