Если что-либо изначально неправильное превращается в неправильное по отношению к самому себе, становится ли оно правильным? Да, вопрос и старину Канта поставил бы в тупик. Ответ знает только Saab 9-3 SportCombi Aero.
Швеция – страна неправильная в принципе. Официальное транспортное средство Его Королевского Величества – удлиненный Mercedes Е- класса (не опечатка!), лишь в конце 60-х шведы переметнулись в лагерь приверженцев правостороннего движения, а львиную долю национального автопарка составляют универсалы. Странно ли, что Saab выпускал «неправильные» модели. Кнопка открывания багажника на двери водителя, замок зажигания на напольной консоли, три сдвоенных жиклера омывателя на капоте давно стали притчей во языцех. 45 лет назад саабовцы, выпуская свой первый универсал 95-й серии, умудрились впихнуть в 4-метровый кузов семь сидений. В 1961 г. на этом «сарайчике» с чадящим двухтактным движком Эрик Карлссон финишировал четвертым в ралли Монте-Карло! А к какому классу отнести модели 99-й и 900-й серии? И не хэтч (задний свес велик), и не универсал – вылитый кроссовер. В 74-м этого чудо-термина не знали и саабовцы окрестили машину Combi Coupe. А еще через три года запустили ему такого «ежа» под капот, что весь автомобильный мир пал ниц перед шведским мессией, возвестившим о начале турбоэры. Аллилуйя!
С такой родословной Saab 9-3 SportCombi просто не мог быть сундуком на колесах. Словом, не стоит пенять новичку с коротковатым для SW кормовым свесом за не самый объемистый даже для спорт-универсалов грузовой отсек и невозможность идеально горизонтально сложить диван – для амуниции серфингистов и горнолыжников места достаточно, благо спинка переднего пассажирского кресла складная. Но шведы изменили бы себе, не изобрети они несколько простых, практичных штучек вроде металлической рукоятки в авиастиле – корни! Потянув за нее, вы сложите фальшпол багажника гармошкой, которая легко встанет в пазы пластиковой рамы, открывая доступ в подпол. В машинах с набором Tirefit для «штопки» покрышек ниша под «докатку» отдана сабвуферу в защитном пластиковом «тазике». Забавно.
Внешне Saab 9-3 SportCombi – сама скандинавская основательность. Большие плоские поверхности, характерный абрис бокового остекления. Все подчеркнуто лаконично, без новомодных выкрутасов. Если же у вас закралась мысль о холодности дизайна, взгляните на светодиодные фонари – согреетесь. Наверное, так могла бы выглядеть запотевшая бутылка Absolut'а, выполненная по эскизам Дали.
5.6 – рабочий объем мотора топ-версии Aero, выраженный в поллитровках. Но и в литрах он выглядит внушительно, тем более что речь идет о турбо-V6. С подачи нового владельца компании – GM – Saab, известный приверженностью к наддувным «четверкам», в середине 90-х уже оснащал свои модели двигателями такого типа, но они выдавали максимум 200 л. с. и 310 Нм тяги против 250 л. с. и 350 Нм новейшего алюминиевого V6. Ну, сейчас оторвемся! Но противоперегрузочный костюм остался на дне сумки. Aero не рванул, как идущий на взлет перехватчик с пороховыми ускорителями, а уверенно, накатисто набрал скорость, словно мощный трудяга-транспортник. Впрочем, почему словно? В Европе как продавалось 70% универсалов среднего класса с дизельными моторами, так и будет продаваться не меньше. А 2,8-литровый бензиновый V6 – дань запросам американских трудящихся, которые так и норовят прицепить к автомобилю белый дом или океанский лайнер. Тут ровная, «паровозная» тяга чуть ли не во всем диапазоне оборотов в самый раз. И не надо штатникам засорять уши и мозги каким-то особо настроенным звуком впуска или выпуска. Присвистнула турбина на «городской» скорости, девочки обернулись – ОК.
Нет, австралийцы из Holden'а и саабовцы недаром четыре года корпели над этим V6. Он и вправду хорош: отлично сбалансирован, тяговит, в тестовом режиме (а он не чета обычному) изволил выкушать лишь 11,7 л горючки на 100 км. Но...Audi A4 Avant c 3-литровым 204-сильным турбодизелем повиснет на «хвосте» у шведского карго, а BMW 330i Touring просвистит мимо – и ага. Тяжел Saab 9-3 SportCombi Aero. Даже отлично вышколенные 6-ступенчатые трансмиссии не спасают. Можно не обращать внимания на довольно ограниченное по современным меркам жизненное пространство для задних пассажиров, закрыть глаза на нервозность рулевого управления – особенно на разгоне – при проезде неровностей, свыкнуться с великоватой «баранкой» не самого оптимального профиля. Не вопрос. Тем более что Saab 9-3 SportCombi Aero комфортабелен на ходу, богато оснащен, а в его способности набрать 5 звезд в краш-тестах EuroNCAP нет и тени сомнения (9-3 SportSedan и Convertible уже сделали это). Так отчего вспоминается прежний 9-3 Aero с чугунной 2-литровой «четверкой» в 205 «лошадей», жестким, тряским шасси и скромной отделкой салона? Не потому, что до «сотни» он разгонялся за те же 7,3 с, а из-за толики взбалмошности, ершистости. На то и Aero! Нынешний «причесанный» Saab 9-3 SportCombi Aero сродни безалкогольной водке. Всем хорош – но не пьянит.
Вот только ориентация на узкий круг автогурманов чуть не погубила шведскую компанию. Возможно, «неправильный» Saab 9-3 SportCombi Aero – шаг в верном направлении.
© Автомобили
Август 2005