Привычная формула "маленький большой автомобиль" может быть реализована совершенно по-разному. Достаточно сравнить Skoda Fabia и Hyundai Getz.
Одним из главных недостатков современного автомобилестроения профессионалы и любители всегда называют сходство друг с другом моделей от разных производителей. Однако если присмотреться к машинам внимательнее, то выясняется, что не так уж это плохо. Вот, например, новейшая модель Hyundai Getz по описанию - типичный представитель своего класса. Если сравнивать его с одной из наиболее популярных у нас моделей того же сегмента - Skoda Fabia, то получается практически одно и то же: "МакФерсон" впереди, полузависимая сзади, передний привод, четырехцилиндровый мотор... Тем не менее личное знакомство заставило в очередной раз вспомнить о таких понятиях, как "школа" и "традиции".
НЕКОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ
Взять хотя бы характеристики двигателя. Hyundai, как и другие корейские производители, предпочитает настраивать свои моторы на максимальную отдачу. Вот и на дорогой версии двигатель 1,6 л развивает 105 л.с. Более скромный вариант с 1,3-литровым силовым агрегатом приятно удивляет мощностью в 82 л.с. Для теста мы взяли самую дорогую версию с самым мощным двигателем и автоматической трансмиссией - так появилась возможность оценить все возможные "навороты". В пару к нему подошла Fabia c самым мощным из предлагаемых у нас моторов - 101 л.с. Кстати, тут Skoda (точнее, Volkswagen - этот двигатель выпускается в Германии) превзошла дальневосточных конкурентов: эта мощность снимается с объема 1390 куб. см. Правда, пришлось пойти на некоторое нарушение "равенства" и согласиться на механическую трансмиссию, потому что "автомат" на Fabia сочетается исключительно с 75-сильным двигателем. А в такой версии проигрыш в динамике будет слишком очевиден. Зато по цене обе "наши" машины достаточно близки, по прайс-листу Fabia Comfort 1.6 16V стоит 13 130 евро (по курсу на момент теста - практически столько же долларов), а Hyundai Getz 1.6 с "механикой" - $13 490. Автоматическая трансмиссия прибавила к его стоимости 1,2 тыс. "условных единиц".
По комплектации оба автомобиля также близки к максимуму... Точнее, максимально "упакован" Getz, а вот Fabia выглядит немного скромнее: например, нет кондиционера, противотуманных фар, электропривод стеклоподъемников имеется только впереди, диски штампованные вместо литых на Hyundai... В общем, на первый взгляд разница цен в не пользу Skoda. Однако более близкое знакомство заставило смягчить позицию.
БОЛЕЗНЬ РОСТА
Машины близки по габаритам, однако могут служить в качестве примера различного подхода к проектированию компактного автомобиля. Getz короче на 150 мм, но выше на 40. Для таких габаритов разница, в общем-то, значительная. В результате "корейца" уже можно считать чем-то вроде минивэна - посадка водителя и пассажиров в нем более вертикальная. Fabia тоже не самый низкий автомобиль в мире - по крайней мере, она даже выше на 20 мм "старшей сестры" Octavia и столько же не дотягивает до Superb. Однако положение водителя в нашей европейской гостье вполне "легковое".
Принципиально разный подход заметен и в дизайне: Hyundai, если рядом с ним нет других машин и людей, воспринимается более крупным, чем есть на самом деле. Это известный и достаточно распространенный прием визуального "подращивания". На него в данном случае работают не только выбор пропорций, но и множество мелких деталей поверхности. А вот Skoda вполне откровенна в том, что касается ее размеров: дескать, маленькая я, зато вместительная. Ее форма более сдержанная и практически лишена декоративных элементов.
ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ?
Внутри впечатление от внешности находит вполне адекватный отклик: изящные и даже агрессивные формы у Getz и аккуратные поверхности Fabia представляют два одинаково современных и модных подхода к дизайну интерьера. Правда, при более близком контакте выясняется, что панель приборов у Hyundai выполнена из жесткого пластика, да и несоответствие фактуры и цвета панели и накладок на дверях видно невооруженным глазом. У Skoda разница также есть, но менее заметная, да и возникла она более обоснованно - панель сделана из мягкого пластика, а элементы дверей - из более дешевого, жесткого.
Другой пример различия в "азиатском" и "европейском" подходах - центральный замок. Во-первых, у Getz он имеет дистанционное управление от кнопки с ключа. На ключе Fabia кнопка тоже есть, только она предназначена для включения вмонтированной в него лампочки. Удобно? Конечно. К тому же стоит учитывать, что практически все покупатели у нас ставят на машины противоугонные системы, в которых дистанционное управление имеется. Но все-таки, согласитесь, разница есть. Во-вторых, при открывании запертых дверей изнутри для разблокирования замков Fabia достаточно дважды потянуть за ручку. У Getz, как и у большинства японских и корейских машин, более простая система - сначала надо нажать клавишу блокировки. Мелочи? Бесспорно. Но зачастую именно в них и видна разница в мышлении конструкторов и маркетологов.
Заглянем в багажник. У Getz он "двухэтажный" - на уровне порога расположена полка, которую можно сложить и использовать весь объем. Спинки задних сидений, если их откинуть, образуют с этой полкой практически ровную поверхность. Есть возможность сложить сиденья полностью, тогда объем багажника достигнет 987 литров. Fabia предлагает меньше вариантов, да и ровной поверхности при складывании заднего сиденья не получается. Зато у нее полноразмерное запасное колесо. И опять же обратим внимание на детали: верхняя полка у Hyundai - просто отформованная панель, а у Skoda - гораздо более жесткая объемная конструкция. Ну и еще маленький пример тщательности чехов: на выступающие из торца двери детали замка багажника надет чехол из яркой пластмассы. Единственное его назначение - сделать замок заметнее и снизить вероятность удара о него головой...
ПОД ДРУЖЕСКОЕ РЖАНИЕ...
"Неправильный" выбор трансмиссий оказался отчасти оправданным с точки зрения динамики разгона, по времени набора 100 км/ч с места машины, и по данным производителей, и по нашим впечатлениям, предельно близки друг к другу. Разумеется, Getz показывает максимальную динамику только в режиме "кик-даун", однако стоит отметить, что он достаточно четко реагирует на нажатие педали - коробка практически "не задумывается". Так что продемонстрировать окружающим свой спортивный подход к жизни очень просто. На московских улицах обе машины позволят вам не напрягаясь уйти со светофора достаточно быстро. Объединяет их и то, что моторы при движении в динамичном режиме не позволяют о себе забыть: практически бесшумные на холостых оборотах, после 2,5-3 тысяч они радостно рычат. Уровень звука вполне приемлемый, а тембр даже приятный - не возникает жалостливого ощущения, что двигатель крутится "из последних сил".
Несколько "непонятливым" нам показался мотор Fabia: он как-то замедленно и слишком плавно реагирует и на нажатие, и на отпускание педали. Судя по всему, тут сказывается настройка электронного привода акселератора. Педаль сцепления у чешского автомобиля также слишком длинноходная, "схватывает" слишком высоко - практически только когда педаль уже отпущена. Это, впрочем, характерно для многих иномарок. Зато привод переключения передач у Fabia близок к идеалу.
У Getz реакция двигателя на нажатие акселератора практически мгновенная и точная. Тормоза оказались очень неплохими на обеих машинах. Эффективные (особенно у Fabia, где все тормоза - дисковые), с одной стороны, и в то же время предсказуемые, с другой - точное дозирование усилия не требует привыкания. Может быть, чуть-чуть лучше тут Fabia, однако разница вполне в пределах возможной даже для машин одной модели.
По-разному эти машины воспринимают и наши дороги. Getz практически не замечает мелких неровностей, однако на серьезных его заметно потряхивает. Fabia с большей легкостью "глотает" ямы, но при этом хуже гасит вибрацию на булыжнике.
Как видите, даже почти одинаковые автомобили могут заметно отличаться.
© Автопилот
Декабрь 2002