Надо сказать, к появлению Skoda Fabia Россия хорошо подготовлена. Всем памятен докризисный бум спроса на сравнительно дешевые Skoda Felicia, близкие по эксплуатационным показателям ВАЗовской продукции, но отличавшиеся в лучшую сторону качеством - иномарки как-никак. Это был выверенный маркетинговый ход концерна Volkswagen, стремительно прибиравшего к рукам компанию Skoda, - удачная и недорогая модернизация автомобиля (если кто забыл - хэтчбэка Skoda Favorit), попавшего в нишу доступных семейных машин, особенно популярных в странах победившего капитализма с низким уровнем жизни населения.
Итак, Skoda Fabia, член семейства Polo. Собственно, она - первый представитель четвертого поколения этой модели Volkswagen. Для концерна становится обычной практикой опробовать новые базовые платформы на "иномарках". Так было в случае с Seat Arosa - близнецом VW Lupo, еще более известен пример Skoda Octavia, которая была первой моделью группы Volkswagen на платформе Golf IV. Результат налицо: и новый Golf, и Octavia нашли своих покупателей, а концерн Volkswagen, которому к тому времени уже полностью принадлежала марка Skoda, еще раз подтвердил свою репутацию производителя надежных автомобилей разных ценовых категорий для массового потребителя.
В руках - ключи от новенькой Fabia радикально-синего "фольксвагеновского" цвета в комплектации Elegance. Такое впечатление, что автомобиль короче "Жигулей", четыре метра в длину (если быть точным - 3960 мм) никак не дашь. Этакий маленький крепыш. Но это обман зрения. Виноваты непривычные пропорции кузова с визуально доминирующим салоном, большая площадь остекления и почти полутораметровая высота.
Со стилистической точки зрения Skoda Fabia - полностью новый автомобиль с фирменными чертами марки. Дизайнерам удалось придать машине оригинальный запоминающийся облик, что особенно важно для автомобилей массового спроса.
Платформа Volkswagen, на которой строится семейство Polo - Ibiza - Fabia, представляет собой новую редакцию проверенной длительной успешной эксплуатацией комбинации из передней подвески MacPherson и задней полунезависимой подвески со связанными рычагами. У последней пружины несоосны с амортизаторами - для увеличения объема багажника. Рулевой механизм реечного типа с усилителем, дисковые вентилируемые тормоза на передних колесах, барабанные или дисковые (зависит от комплектации) - на задних, системы ABS и EDS на более мощных модификациях. К таковым относится и "наша" Fabia, имеющая двигатель объемом 1,4 л и мощностью 101 л.с. при 6000 об./мин. Крутящий момент - 126 Нм на 4400 оборотах. Пока что это самый мощный мотор Fabia, ему составляют компанию еще два бензиновых двигателя такого же объема и мощностью 68 и 75 л.с., первый - восьмиклапанный (все остальные - шестнадцатиклапанные), знакомый нам по Skoda Felicia. Также имеются два дизеля объемом 1,9 л, различающиеся наличием турбонаддува на одном из них и мощностью (64 и 101 л.с.).
Вернемся к автомобилю. Водительская дверь широко распахивается, сажусь в кресло. Салон кажется очень просторным во многом благодаря высокому потолку и светлой обивке сидений и дверных панелей. На обивке - "выдавленный" узор в виде "пляшущих человечков". На самом деле у автомобилей такого класса салон не может быть слишком большим, особенно это касается ширины, и Fabia - тому пример. Интерьер гармонирует с внешностью модели, он строг и солиден, как и у многих новых машин VW. Хочется назвать такое стилистическое направление "тевтонским" стилем, которому присущи некоторые принципы довоенной германской архитектурной и дизайнерской школы "баухаус". Торпедо двухцветное - темный верх, светлый низ, с рядом дополнительных удобств, например - скрытые емкости (в том числе вентилируемые, с подачей холодного воздуха от кондиционера) для небольших предметов. Водительское сиденье оказалось весьма удобным, порадовала боковая поддержка. Диапазон регулировок в длину, высоту и по углу наклона спинки удивительно широк, так что я со своими двумя метрами роста даже "не опустился" до конца и оставил возможность "уехать" назад еще более рослому водителю. При этом ноги оказались согнуты вполне естественно - за рулем можно находиться довольно долго. Рулевая колонка регулируется по длине и углу наклона, что также способствовало правильной организации рабочего места водителя. Сам руль очень удобен - а на первый взгляд кажется, что наоборот, уж больно много острых граней. На самом деле они нужным образом сочетаются с "округлостью" обода и спиц, это дает отличный результат в плане и функциональности, и стиля. Расположение остальных органов управления эргономически выверено. Маленький рычаг-джойстик коробки имеет небольшие ходы и четко включает передачи. Педали расположены грамотно, есть площадка для левой ноги. Обзорность с места водителя вполне нормальная, правда, несколько мешают широкие передние стойки, кроме того, стекло пятой двери выглядит в зеркале заднего вида слишком узким. Здесь должны помочь асимметричные (как у автомобилей Mercedes-Benz) наружные зеркала. Алгоритм их регулировки необычен - левое и правое двигаются одновременно, а потом положение последнего можно отдельно подкорректировать. Зеркала - с обогревом.
Пытаюсь устроиться сзади. Места ногам едва хватает, я как будто зажат между потолком, обивкой задней двери и спинкой переднего сиденья - а ведь оно сдвинуто назад не до упора. К счастью, мне не надо проходить тест на выживаемость в условиях длительного здесь нахождения, какое-то время можно и потерпеть. Учтем опять же, что мои габариты - выше среднего.
Теперь багажник. Он открывается как с места водителя, так и с помощью прикрытой резиновым "кожухом" ручки в пятой двери. Если задние сиденья не складывать, объем багажника не назовешь внушительным. Это плата за комфорт в салоне, к тому же Fabia не производит впечатление "грузового" автомобиля, так что горевать нечего.
Возвращаюсь за руль. Поворот ключа в замке зажигания - мигнули контрольные лампы на комбинации приборов, двигатель легко запустился и почти бесшумно заработал на холостых оборотах. Были отчетливо слышны несколько звоночков с характерным металлическим тембром, что, видимо, имеет смысл сообщения - все, мол, в порядке, можно ехать. Так и поступим. Педаль сцепления выжимается почти без усилия, первая передача легко включается, и машина трогается с места. Ход педали сцепления приемлем по величине, но информативностью привод не отличается - нет четкого ощущения соединения двигателя и трансмиссии. Акселератор, в отличие от педали сцепления, весьма чуток, но двигатель, "задушенный" европейскими экологическими нормами (машина подготовлена для чешского рынка), отличается "задумчивостью" и не сразу понимает, чего от него хотят. Это также проявляется, когда сбрасываешь газ при переключении передач - мотор не успевает снизить обороты и некоторое время продолжает недоуменно "ворчать" (благодаря хорошей шумоизоляции "ворчания" почти не слышно).
Выбираюсь со стоянки, а заодно проверяю работу усилителя руля и то, как обстоят дела с маневренностью. Все в порядке: автомобиль может легко развернуться на небольшой площадке, при этом руль вращается почти без усилия.
Пришел черед динамики. Двигатель, о чем уже говорилось, с запаздыванием отреагировал на резкое нажатие педали газа, но смог придать автомобилю ощутимое ускорение, наполнив салон приятным звуком. Если бы не эта задержка, динамика разгона Fabia могла бы понравиться. При попытках уменьшить скорость сбросом газа хорошо чувствовалось, что мотор и рад бы помочь, да не успевает, так что приходилось сразу же привлекать к работе тормоза, отличающиеся высокой эффективностью. Усилие здесь, как и при работе сцеплением, требуется небольшое, но процесс замедления легко контролируется. Показался странным ранний "порог" срабатывания ABS.
Подвеска Fabia обеспечивает комфортную езду в условиях наших дорог, правда, эта чешка плохо себя чувствует на трамвайных путях и в местах ремонта дорожного полотна, где произвели "выемку" асфальта - машину трясет и раскачивает. Неровности помельче поглощаются без сильных ударов и лишнего шума. По толще воды и гравию также едешь "по-тихому" - я заинтересовался и, к своему приятному удивлению, обнаружил, что сзади имеются "войлочные" подкрылки.
Вообще, "звуковая гамма" салона необычна. Он, как уже говорилось, хорошо шумоизолирован, и каждый звук внутреннего происхождения сопровождается чем-то наподобие эха. Так, при запирании центральным замком блокираторов дверей раздается что-то вроде клацанья ружейного затвора. Интересно в акустическом смысле ехать в дождь - звук падающих капель проникает внутрь в основном через стекло пятой двери.
Кстати, о дожде... Можно не опасаться потерять контроль над машиной, попав одним колесом в лужу - Fabia отлично выдерживает заданное направление движения. Автомобиль устойчиво прописывает дуги поворотов, поворачиваемость близка к нейтральной, без склонности к резкому изменению своего характера.
Хороша управляемость. Skoda Fabia быстро и уверенно меняет траекторию, при этом руль у машины довольно острый - более быстрая реакция двигателя на действия педалью акселератора была бы очень кстати. (Как нам рассказали в автосалоне, после российского дебюта машины, который должен состояться на MIMS-2000, автомобили будут поставляться с перепрограммированным блоком управления двигателем, увеличенным дорожным просветом, а также другими доработками.)
Вот такой автомобиль выпустила Skoda. В новой машине уже ничего, кроме марки, не указывает на ее чешское происхождение. Skoda Fabia, по сути, - германский продукт, что, как известно, является показателем надежности. За это главным образом и ценят немецкие автомобили люди разных возрастов и социальных групп. В том числе и в России.
© Журнал «МОТОР»
Август 2000