Не прошло и десяти лет, как приемная «дочь» немецкого VW «Skoda» после довольно длительных раздумий все же «переиздала» свою самую долгоиграющую на сегодняшний день модель — Octavia. Впервые она была представлена еще в сентябре 1996 года, и вот спустя восемь лет в салонах московских дилеров появилось второе поколение этой во всех смыслах удачной и популярной в нашей стране машины. Тем не менее у предыдущей версии есть все шансы стать одним из самых возрастных автомобилей Старого Света — по заявлениям представителей чешской компании, ее выпуск будет продолжаться еще лет пять.
C момента своего появления старая Octavia, повторимся, пользовалась успехом у россиян — чехи смогли предложить отечественному покупателю довольно практичный и, что немаловажно, доступный автомобиль С-класса. Однако неброская внешность, скучноватый интерьер, откровенно дешевые материалы отделки, да и далеко не богатое базовое оснащение со временем сделали свое дело — на фоне более презентабельных одноклассников автомобиль стал терять лицо, спрос на него заметно упал (хотя тут можно говорить и о не совсем обоснованной ценовой политике производителя). Не спас положение и проведенный на рубеже тысячелетий рестайлинг. И вот теперь второе поколение модели призвано привлечь под знамена «Skoda» не только былых, но и новых соратников.
У чехов не было нужды заново «изобретать велосипед» — конструкция первой Octavia оказалась на редкость удачной, требовалось лишь сделать автомобиль более современным и свежим, более привлекательным для покупателя, что авторам проекта, несомненно, удалось. От преемственности поколений чехи не отказались — новинка похожа на предыдущую модель, но, по большому счету, от последней ей по наследству достались лишь знакомые обводы кузова да уже привычная пятая дверь, маскирующая хэтчбек под более престижный седан (кстати, новая Octavia «мимикрирует» гораздо лучше). Изменениям подверглись все элементы экстерьера — бамперы, радиаторная решетка, фары, задние фонари... Изменились в размерах выштамповки на капоте, появились мощные продольные ребра вдоль бортов, а боковые указатели поворота, как и на новых VW, «переехали» на зеркала.
Кроме того, новая Skoda стала заметно крупнее. В ее основе — новая платформа, на которой построены VW Touran, Golf V и Audi A3, так что помимо подросшего по всем трем параметрам кузова на 66 мм увеличилась и колесная база. Так что по своим габаритам новинка ближе к семейному D-классу, не к Golf, а к Passat.
Естественно, все это повлияло и на размеры салона. И без того более чем объемный 528-литровый багажник увеличился до 560 литров, после полной трансформации в Octavia теперь можно «налить» 1350 литров груза. Кроме того, заметно увеличилось жизненное пространство для задних пассажиров. Если раньше при полностью отодвинутых передних креслах по размерам задней части салона авто довольно сильно смахивало на вазовскую «девятку», где без проблем можно было бы разместить разве что детей, то сейчас запас места для ног пассажиров заметно увеличился и на диване с приемлемым комфортом легко расположатся три взрослых человека.
Еще одно немаловажное достижение — кардинальное улучшение качества отделки салона: от «гремучего» жесткого пластика не осталось и следа. Впрочем, как и от спартанской лаконичности интерьера. Внутри новая Octavia стала еще больше похожа на продукцию VW — современно, красиво, элегантно и, главное, удобно, а все панели выполнены из недешевых, приятных на ощупь материалов... Кстати, в отличие от предыдущей версии все панели подогнаны по-немецки безупречно. Видимо, чехи всерьез решили составить конкуренцию своему «большому брату».
Что касается эргономики водительского места, то в этом плане автомобиль практически не изменился — удобная посадка, диапазоны регулировок кресла и рулевой колонки позволяют водителю найти оптимальное положение независимо от его габаритов. Что примечательно: о родстве с VW также можно догадаться и по педали газа — в этот раз чехи расположили ее на полу. Единственное неудобство — довольно мелкие цифры на панели приборов (чтобы определить положение стрелок на циферблатах, придется всматриваться, впрочем, это уже несущественная мелочь).
Под капотом тестовой версии разместился 102-сильный 1,6-литровый двигатель, доставшийся второй Octavia по наследству от предшественницы. Было бы логичнее оснастить новый автомобиль чем-нибудь помощнее, однако по какой-то причине чехи предпочли именно этот вариант. Кстати, на сегодняшний день это единственный бензиновый силовой агрегат, которым оснащаются автомобили, поставляемые в нашу страну (хотя в линейке старого поколения есть еще один 1,6-литровый мотор FSi мощностью 114 л.с., но нам его не предлагают). Покупателям также предложат два турбодизеля объемом 1,9 и 2 литра мощностью 105 и 140 «лошадей» соответственно. Тем не менее у этого двигателя есть и преимущества — надежность, неприхотливость и экономичность. При условии регулярного и квалифицированного обслуживания он без проблем «выбегает» из 200 тысяч километров. Причем заправлять авто можно не только 95-м бензином (рекомендован производителем), но и 92-м, причем без особого ущерба для «здоровья».
Octavia с таким двигателем ведет себя более чем спокойно. Старая версия с тем же силовым агрегатом особо на дороге не блистала, так что ждать необычной динамики от новой не приходится, ведь авто и подросло, и потяжелело. Кстати, в скором времени в дилерских центрах должны появиться более динамичные машины с 2-литровым бензиновым силовым агрегатом, и этот вариант наверняка окажется поинтереснее.
Сотни «лошадей» 1255-килограммовому хэтчбеку явно недостаточно, так что автомобилю об удовлетворении гоночных амбиций мечтать не приходится. Нет, можно раскручивать движок до красной зоны, выжимая из него по максимуму, но толку — чуть. Во-первых, малоэффективно, а во-вторых, шумно, даже несмотря на то, что шумоизоляция второй Octavia не в пример лучше, чем у первой. Куда проще перемещаться по дорогам в спокойном режиме. Автомобиль ведет себя вполне достойно — неплохо подобранные настройки двигателя и передаточные числа МКП позволяют довольно резво стартовать со светофора и маневрировать в потоке. Особенно остро это ощущается при езде в «рваном» городском ритме. В то же время третья передача, напротив, оказалась довольно длинной, так что в диапазоне от 30 до 90 км/ч можно не переключаться, что тоже довольно удобно.
Как и предыдущая версия, вторая Octavia весьма неплохо «рулится» и держит дорогу, причем на любой скорости. Отлично работают и тормоза (кстати, ABS (с ASR) на «чешку» устанавливают теперь и в базовой комплектации). Еще одно существенное изменение — подвеска (спереди остался McPherson, а сзади вместо полузависимой балки теперь устанавливается многорычажная конструкция). Старая версия казалась довольно мягкой, но какой-то размазанной, невнятной — ощутимая продольная раскачка, приличные крены на поворотах. Вторая же — ее полная противоположность. Машина стала более жесткой и собранной, раскачка практически исчезла, крены заметно уменьшились, однако на неровностях потряхивает посильнее. И все же в целом в новой Octavia намного комфортнее.
В качестве резюме стоит отметить, что у чехов получился весьма приличный и, что главное, конкурентоспособный на европейских рынках автомобиль, действительно достойное продолжение некогда популярной модели. Кстати, не последнюю роль играет и ее стоимость. Конечно, чехи сделали ставку не на доступность, а на престиж марки, и былой принцип компании — больше автомобиля за меньшие деньги — в современную ценовую политику «Skoda» не вписывается. Но без малого $20 800, что просят в салонах дилеров за авто в базовой комплектации Classic (ABS+ASR, кондиционер, передние стеклоподъемники, электропривод зеркал и четыре подушки безопасности), в общем-то, не такие большие деньги. Тем более когда речь идет о современном семейном автомобиле.
И все же, на мой взгляд, бренд «Skoda» еще не настолько раскручен, если хотите престижен, для того, чтобы встать в один ряд с такими марками, как, скажем, «Toyota», «Nissan», «Opel» и уж тем более «Volkswagen» (к коим он приближается по стоимости). Впрочем, подчеркну, это личное мнение. А что касается перспектив, то здесь у новой Octavia все в порядке: есть все шансы стать более чем популярной. Во-первых, учитывая чуть ли не 100-процентный рост продаж новых иномарок в нашей стране, вряд ли покупатели обделят новинку своим вниманием (особенно когда в продаже появятся версии с 2-литровым двигателем). А во-вторых, успеху новинки в России может заметно поспособствовать смена поколений VW Passat. Новичок, скорее всего, будет заметно дороже предшественника, поэтому на рынке почти наверняка освободится определенная ценовая ниша, занять которую Skoda Octavia вполне по силам.
© МКмобиль
Январь 2005