Последние годы стали нелегким испытанием для тех автомобильных компаний, которые не озаботились локализацией производства в России. Некоторые сразу после обвала рубля исчезли с горизонта, словно неверные любовники, другие же решили биться до конца. Компания Suzuki как раз из тех, кто активно держится на плаву. Секрет успеха достаточно прост: Suzuki делает ставку на те ниши автомобильного рынка, которые по каким-то причинам оказались вне главного прицела основных российских игроков.
Сегодня российский портфель Suzuki охватывает только компактные кроссоверы и внедорожники, то есть сферу, в которой компания традиционно сильна. Сейчас Suzuki предлагает россиянам кроссоверы SX4 и Vitara в полноприводном и переднеприводном исполнении, а также легендарный внедорожник Jimny. И хотя ценник на модели Suzuki выглядит достаточно весомым, компания делает ставку на японское качество и уникальность. И действительно, у каждой из представленных моделей почти нет конкурентов на рынке.
В этот раз, чтобы наиболее полно раскрыть возможности автомобилей Suzuki, мы поехали на Кавказ. Горные перевалы – прекрасное испытание для любого автомобиля, однако, и тут, чтобы увидеть и понять потенциал легендарного Jimny нужно приложить немало сил. Но, пожалуй, по порядку.
Первым на повестке дня стал SX4. Когда он обновился, мне почему-то показалось, что новинка получилась не столь интересной, как ее предшественник – уж больно жалко было расставаться с полюбившимся мне обликом предыдущей версии. Однако внимательное изучение SX4 и интенсивное движение по курортным городкам Кавказа вкупе с последующим путешествием в облаках через перевал в Карачаево-Черкессию заставили меня поменять отношение к автомобилю.
Suzuki SX4
Словно ежики в тумане, мы ехали по разбитому серпантину. И вместо шикарных видов Эльбруса перед носом то и дело возникали то те самые лошадки, то коровы, то встречные автомобили, а иногда пешеходы с велосипедистами. Это могло бы стать серьезным испытанием для нервной системы. Однако дружелюбный к водителю и пассажирам, маневренный и легкий на подъем SX4 превратил страшные истории в веселые рассказы, которые приятно пересказывать в кругу друзей. Приятная динамика - 140 «лошадок» 1,4-литрового турбированного мотора, мягкая, но упругая подвеска и послушный предсказуемый руль превращают вождение этого автомобиля в удовольствие даже в таких условиях.
На этом фоне оказались завышенными ожидания от компактной Витары, которая пришла на смену Grand Vitara. В исполнении с атмосферным 1,6-литровым двигателем постройневшей Витаре явно не хватает запаса мощности имеющихся 117 л.с., из-за чего на подъемах приходится постоянно жать на педаль газа, а на спусках подтормаживать. Слабая шумоизоляция превращает такое путешествие в нескончаемый ралли-рейд. При этом упругость подвески и острота рулевого управления здесь, пожалуй, уже приближается к границе комфортности и через пару-тройку часов ощущение бесконечного гоночного трека начинает утомлять. После этого удивительной кажется тишина в салоне, когда едешь по той же дороге на Vitara S с турбированным 1,4-литровым мотором, а ее динамичность и приемистость при этом радуют и водителя, и пассажира.
Suzuki Vitara
Удивительное дело, но обе «паркетные» модели Suzuki показывают достаточно серьезные умения на бездорожье. Им, конечно, далеко до легендарного Jimny, но легкость, с которой они преодолевают горные склоны в обоих направлениях, даже если там забыли оставить колею «настоящие внедорожники», заставляет всерьез их уважать.
Однако в горах обычно присутствует одна проблема: дорога либо есть, либо ее нет совсем. И какими бы классными не были возможности городских кроссоверов, особо далеко уехать получится далеко не по всем дорогам, не говоря уже про покорение целины. Расстояние «до трактора» тут будет сильно зависеть от имеющихся времени и сил, уровня водительского мастерства пилота и благосклонности погоды. И вот тут на передний план выступает малыш Jimny, который со своими 85-ю «лошадками» до этого момента с некоторой грустью глядел на своих прытких собратьев, бодро покоряющих асфальтовые серпантины.
Появившийся впервые в 1970-м году субкомпактный Jimny – уникальное явление на российском рынке. Ему можно пытаться отыскать конкурентов, но все это будет сильно «притянуто за уши»: Jimny – это самый маленький полноценный джип, который продается в России.
Легендарный внедорожник Suzuki Jimny
Многие пытаются ругать Jimny за малые размеры и слабый двигатель, но это, на самом деле, прямое отражение того, что основной рынок подобных «крошек» - Япония. Там машины с подобными характеристиками попадают в отдельный класс легких автомобилей – «кей-кар». За них не только нужно меньше платить налогов, но и в сельских районах зачастую не требуется покупать для них обязательное парковочное место. Учитывая, что Япония – горная страна, где встречается и настоящая, даже по русским меркам, зима, полноценный микроджип может стать реальной палочкой-выручалочкой!
В мире есть автомобили, которые могут составить ему вполне достойную конкуренцию, но они, как правило, отличаются конструктивно, и далеко не все автопроизводители рискуют их к нам завозить: при получающихся ценниках наша легендарная LADA 4x4 оказывается абсолютным фаворитом. Однако, в отличие от Jimny, она не может предложить рамную конструкцию и два неразрезных моста.
Как и положено автомобилю-легенде, пока остальные пытаются успеть за последним писком моды, Jimny всерьез не менялся аж с 1997-го года – мелкая «косметика» не в счет. Тем более что она вовсе не всегда была удачной: так, например, от решения сделать спинку заднего дивана монолитной пришлось быстро отказаться, поскольку при миниатюрных габаритах Jimny на счету каждый сантиметр полезного пространства.
Конечно, и ценник у Jimny «кусается», но его достоинства при отсутствии на горизонте серьезных конкурентов перевешивают все остальные аргументы. Это, конечно, в том случае, если покупка сделана не «сердцем», а «головой». Прокатившаяся несколько лет назад мода на покупку Jimny в качестве «городской крошки для девочек» чуть не превратила этот автомобиль в монстра. Не понимая, зачем нужен полный привод и как им следует пользоваться, неофиты зачастую либо быстро «убивали» автомобиль, либо попадали в аварии. Из-за высокого ценника эта мода прошла, но желание ввести обязательные курсы по вождению полноприводных автомобилей с подключаемыми мостами при покупке Jimny осталось.
Итак, что за минусы есть у Jimny? Практически все они определяются его малыми размерами и слабым мотором. Во-первых, «в норме», то есть на сухой асфальтовой дороге, Jimny – заднеприводный автомобиль. При 19-ти сантиметрах дорожного просвета, ультракороткой базе 2250 мм и общей высоте машины 1705 «Джимник» априори ведет себе как игривый козлик, готовый в любой момент исполнить четверной Аксель или скакнуть в кювет. К этому добавляется аэродинамика плохо обжаренного кирпича, большой расход топлива и маленький бензобак.
Казалось бы, да это же настоящее чудовище! Но теперь начинаются плюсы. И их очень много.
Эта машина предназначена для того, чтобы работать. Если вы фельдшер в сельской местности, и вам нужно ездить к больным, невзирая на превратности погоды, да еще и в любое время года, а до хуторов может быть куда больше, чем пара километров, автомобиль просто обязан быть выносливым и технически простым. Любые вискомуфты и имитаторы полного привода от такой эксплуатации очень быстро устанут, перед «смертью» предложив от души намучиться с разнообразными перегревами и глюками электроники. В то время как малыш Jimny проскачет это же расстояние и быстрее, и без поломок.
Можно, конечно, ездить на УАЗиках – кроме размеров, принципиально они мало чем отличаются от Jimny. Но маленький Jimny частенько позволяет попросту объехать препятствие, а при необходимости группа дюжих мужиков сможет его и вовсе перенести с места на место. В то время как более крупным и тяжелым джипам придется показывать все свои внедорожные умения и возможности.
Да и, положа руку на сердце, Jimny куда как удобнее в эксплуатации. Тут не только достаточно комфортный салон, но и, например, есть возможность подключить передний мост на скорости. Делать это, конечно, нужно с умом и осторожностью, но когда на дороге внезапно показывается ледяной «язык» или огромная лужа, эта способность Jimny может и жизнь спасти. Помимо этого Jimny может предложить и автоматическую трансмиссию. Несмотря на то, что в кругах любителей бездорожья тема «автомата и джипа» - одна из популярных для проведения баталий, «автомат» Jimny даже в чем-то выигрывает по сравнению с «механикой». Например, он умеет отлично дозировать газ на малых оборотах, и путешествия по тем же скользким склонам проходят куда проще, чем на «механике», где нужно уметь играть педалями не хуже пианиста-виртуоза. Тут же, спускаясь на склоне, можно просто включить «понижайку», бросить газ и дать Джимнику спокойно делать свое дело.
Оставляя где-то далеко позади мучающихся на камнях и грязи соперников, Jimny способен влюбить в себя любого водителя. И жаль только, что после очередного микрорестайлинга в линейке Jimny исчез победительный красный цвет.