Автомобильный рынок предоставляет российскому покупателю широкий выбор. Настолько широкий, что можно и запутаться, сравнивая несравнимое. Когда мы подбирали соперника внедорожнику Hyundai Santa Fe, сомнений в выборе не было. Они возникли, как только мы свели машины нос к носу.
Поводом для теста послужило появление новинки - внедорожника Hyundai Santa Fe, который попадает на наш рынок пока только в американском варианте. О машине мы знали мало - скудная, иногда противоречивая информация в каталогах и полное ее отсутствие у продавцов. Сам производитель определил Santa Fe в класс т.н. паркетных внедорожников, отсюда и напарник по тесту - Toyota RAV4, как наиболее популярный и свежий представитель этого класса в России.
Первым нам в руки попал RAV4, на нем мы и отправились за Hyundai. Автомобиль показался нам неадекватно большим - длинный капот, раздутые крылья... Может, это не тот Hyundai, не Santa Fe? Выглядит как полноценный внедорожник. Смотрим в ПТС - вроде все правильно. Вот тебе и одноклассник! Отступать, однако, некуда...
Toyota RAV4 - уже хорошо известный в России автомобиль, трехдверный вариант с коробкой-"автоматом" побывал у нас на тесте осенью 2000 года. Пятидверный выглядит однозначно солиднее и тянет на класс выше. Он длиннее на 425 мм (на 210 мм увеличилась база, 215 мм пришлось на задний свес). И выше - на 70 мм. На дизайн это практически не повлияло, разве что подштамповка на боковине стала более пологой и не такой залихватской, а профиль - не таким кургузым.
Hyundai Santa Fe полностью разработан в Америке и в первую очередь для Америки. Серийный Santa Fe дебютировал в 2000 г. на салоне в Детройте, где за год до этого был показан концепт с тем же названием. Тем не менее, по дизайну Santa Fe - типичный кореец: обилие "дутых" поверхностей, перепадов высот, граней и подштамповок, RAV4 намного лаконичнее. А вообще, внешне - это смесь Hyundai Coupe и Isuzu VehiCross. Что же касается истинных размеров, зрительно увеличенных "пухлым" дизайном (который и ввел нас в заблуждение), то они не такие уж и пугающие. Длина - 4505 мм, что на 260 мм больше, чем у RAV4, и на 15 меньше, чем у Honda CR-V. По ширине Santa Fe на 140 мм превосходит RAV4 и на 70 - CR-V.
Дизайн салона не менее оригинальный. Сложная передняя панель образована большим количеством поверхностей с плавными переходами. В нее врезается центральная консоль, ограниченная резкими ребрами. От центральной панели к дверям - нависающие громоздкие переходы. Нечто космическое. Доминирующий цвет - серый. Сиденья, руль и рычаг селектора коробки обшиты кожей (тоже серой). Масса пластика. Центральная консоль изготовлена из черного матового, приятного на ощупь материала, который производит впечатление шершавого - за счет вкраплений металлика. Верхняя часть дверей обтянута перфорированным кожзаменителем.
Интерьер изобилует всевозможными карманами и ящичками. Плюс множество углублений на передней панели: на нее можно не глядя бросать всякие мелочи - они никуда не денутся. Шесть подстаканников и очечник в потолке - напоминание об Америке.
Водительское место в целом организовано неплохо. Сиденье имеет стандартные механические регулировки - продольную, по высоте и наклону подушки и по углу наклона спинки. Справа на спинке имеется рычажок ступенчатой регулировки поясничного подпора. Кресла по-американски "ватные", без ощутимой боковой поддержки.
Руль удобный, регулируется по углу наклона. На нем, опять же по-американски, расположены кнопки круиз-контроля. К педалям претензий нет. Обзорность в норме, габариты чувствуются неплохо, несмотря на округлые внешние формы. Стекла и зеркала оснащены электроприводами. Освещение передней и задней частей салона раздельное.
Сзади не менее просторно, чем спереди, да и забираться туда не очень сложно. Сиденье, имеющее складной подлокотник, легко вмещает троих взрослых людей даже в зимней одежде, но подголовников только два. Угол наклона спинки можно менять - это плюс, но пользоваться механизмом регулировки неудобно.
Система отопления эффективно обслуживает только переднюю часть салона. Чтобы прогреть заднюю, потребуется время - похоже, "ножного" подвода воздуха там нет. Остывает салон очень быстро.
Доступ в большой багажник - через поднимающуюся вверх заднюю дверь с удобной ручкой. При погрузке небольших предметов можно обойтись отдельно открывающимся задним стеклом. Под ковриком - четыре полости с крышками. Одна - большая, но в ней не запаска, как того ждешь (она снаружи, под бампером), а съемное корыто с переборками. Объем багажника можно увеличить путем складывания заднего сиденья - целиком или трети. Полка и шторка, очевидно, не предусмотрены.
Салон RAV4, конечно, потеснее, чем у Santa Fe. Но запас по высоте не меньше - хватит и баскетболисту. Качество исполнения заметно выше, чем в Hyundai. Спереди все, как на уже знакомом нам трехдверном "раве". Кроме органов управления, добавились рычаг механической КП и педаль сцепления, работать которыми - одно удовольствие. Хочется еще раз отметить очень удобный, регулируемый по углу наклона руль с оригинальным овальным сечением. Сиденья в меру жесткие, с достаточной боковой поддержкой.
Сзади благодаря выросшей базе места для ног стало гораздо больше (правда, и в короткобазном варианте сидеть было вполне удобно). Сиденье - с продольной и по углу наклона спинки регулировками, понравившееся еще в прошлый раз. Они полностью снимаются - в Santa Fe такого нет. Да и складывать их удобнее.
Багажник тоже подрос. А вот задняя дверь RAV4 - минус. Она открывается вправо, и при переноске поклажи на тротуар ее придется каждый раз обходить. В этом смысле Santa Fe удобнее.
Toyota RAV4 оснащен 2 л 4-цилиндровым 150-сильным двигателем (других не предусмотрено), который агрегатирован с механической пятиступенчатой коробкой передач. Привод полный, постоянный с вязкостной муфтой в межосевом дифференциале и самоблокирующимся дифференциалом в заднем мосту.
Энерговооруженность Hyundai Santa Fe достойна внедорожника классом выше - 2,7 л V6 развивает мощность 181 л.с. Этот двигатель комплектуется только автоматической 4-ступенчатой коробкой с возможностью принудительного переключения передач (Shiftronic). Привод также полный - утверждается, что трансмиссия имеет межосевую вязкостную муфту, при необходимости плавно подключающую задний мост.
Есть в гамме и мотор послабее - 4-цилиндровый 2,4-литровый, мощностью 149 л.с., который работает с 5-ступенчатой механической КПП. Вне зависимости от двигателя возможна установка трансмиссии с приводом только на передние колеса. Задний дифференциал повышенного трения - опция.
Приступаем к главному - проверке ходовых качеств. Холодный 150-сильный мотор Toyota просыпается моментально и устойчиво работает на холостых оборотах. На ходу двигатель порадовал очень ровной характеристикой. Ожидаемая ответная реакция следует сразу же при нажатии на педаль газа. Мотор RAV4 одинаково быстро укладывает стрелку тахометра во всем диапазоне оборотов вплоть до 6000, далее интенсивность падает, и резон крутить двигатель пропадает - несмотря на то, что шкала размечена до 8000 об./мин. Исключение - зона до 2000 об./мин., где момент слишком мал. Однако, если двигаться динамично, не давая оборотам падать ниже отметки 2000, то все будет в порядке, тем более, что такой езде способствует коробка с довольно короткими передачами и безупречно работающим механизмом переключения.
В поворотах RAV4 держится отлично благодаря довольно жесткой и очень энергоемкой подвеске, а также информативному рулю. При парковке и на малых скоростях содействие гидроусилителя максимально, но с увеличением скорости оно уменьшается, и на руле возникает приятное возвращающее усилие, благодаря которому можно точно оценивать положение управляемых колес и получать удовольствие от движения в предельных режимах. Подвеска легко справляется с любыми неровностями, без намека на пробой. При этом звук от ударов растворяется где-то внизу - такое впечатление, что едешь на большом рамном автомобиле.
Так как Hyundai Santa Fe создавали под американский рынок, налицо разница между европейским (японским) и американским подходом к паркетным внедорожникам. Прежде всего - чисто по-американски настроенный "автомат". При движении накатом двигателем не потормозишь. Передачи очень растянутые, из-за чего возникает ощущение, что у педали газа есть только два положения: среднее - для поддержания скорости, и в пол - для ее набора.
Итак, педаль в пол - kick down. Хорошо подумав, просыпается двигатель. Подтыкается пониженная передача, и Santa Fe одаривает вас приятным ускорением. Но это - только на первых двух передачах, к тому же мотор мучительно долго и при этом шумно раскручивается до положенных 6000 об./мин. От 181 л.с. ожидаешь большего. Переход в режим ручного управления коробкой резвости не добавил - передачи все равно переключаются медленно. Но все равно Santa Fe резвее, чем RAV4.
Теперь подвеска. Она оказалась очень мягкой и тоже со странностями. Hyundai в поворотах заметно кренится, так что невольно сбрасываешь скорость (при движении в городе из-за этого даже не хочется лишний раз перестраиваться). При этом Santa Fe очень жестко проходит даже небольшие неровности, а при "форсировании" небольшого "лежачего полицейского" на разрешенной скорости по подвеске прошел такой удар, что стало страшно - не сломалось ли чего. Видимо, это следствие несоответствия характеристик пружин и амортизаторов.
И, наконец, рулевое управление с мощным усилителем. Что стоишь, что едешь - руль возвращается в ноль с одним и тем же усилием. Тормоза в целом понравились...
Оценивать внедорожные свойства наших "паркетников" мы поехали в Крылатское, хотя было понятно, что RAV4 на своей универсальной резине Toyo в глубоких сугробах сделать ничего не сможет. Поэтому первым на разведку местности выехал Hyundai, обутый в зимнюю Michelin. Он двигался по целине весьма уверенно, и фотограф решил сделать эффектный кадр разворачивающейся на скорости машины с фонтанами снега из-под колес. Santa Fe резво взял с места и начал красиво, с заносом, нарезать круги. Но перейдя на меньший радиус и потеряв при этом скорость, автомобиль быстро закопал себя в рыхлый снег и сел на днище. Ни назад, ни вперед - машина засела крепко. Вывешенные по диагонали переднее и заднее колеса беспомощно вращались в воздухе.
Мы решили воспользоваться помощью RAV. Трос был от легковой машины, и в том, что он выдержит, мы сильно сомневались - поэтому решили вытягивать не рывком, а внатяг. Но RAV4 с этим не справился, на малых оборотах двигателю просто не хватало момента, и он глох - вот когда нужна понижающая передача. Попробовали раскручивать мотор, но при этом буксовали либо сцепление (при плавном включении), либо колеса (когда сцепление бросаешь) - так можно и RAV посадить. Пришлось тащить рывком. Сначала не слишком сильным - Santa Fe стоял, как вкопанный. Стали по чуть-чуть прибавлять - тот же эффект. А, будь что будет - мощный рывок, трос рвется, но Hyundai успел зацепиться вывешенными колесами за твердый наст и смог себя вытянуть. Дальше подобными экспериментами мы решили не заниматься, все-таки это не настоящие внедорожники...
Такие вот "одноклассники". Hyundai Santa Fe по сравнению в RAV4 - явный переросток. Если его и можно зачислить в одну группу с другими "паркетниками" (Suzuki Grand Vitara, Toyota RAV4, Honda CR-V, Mazda Tribute/Ford Escape), то лишь условно. Но до настоящих внедорожников (Mitsubishi Pajero, Toyota Prado) Santa Fe не дотягивает - и двигатели слабоваты, и ходовая не такая серьезная.
Этот автомобиль наверняка понравится любителям американских внедорожников, которых у нас немало. В список достоинств Santa Fe несомненно можно отнести самобытную внешность. Да и цена (около $28 тыс. за машину с 2,4 л мотором) пониже, чем у RAV4, в т.ч. за счет корейского происхождения марки.
Пятидверный RAV4, в отличие от трехдверного, тоже вполне мужской автомобиль. Но и ему есть много альтернатив среди одноклассников - как в плане стоимости (около $35 тыс.), так и в плане оснащенности.
© Журнал «МОТОР»
Апрель 2001