Можно лишь удивляться, почему машины с кузовом "седан" - такие непрактичные на фоне универсалов-однообъемников - продолжают пользоваться высоким спросом в нашей стране. Если и существует хотя бы какое-то объяснение этому седанопоклонству, то толковать его надо, видимо, по Фрейду. Седан, например, не вызывает у своего хозяина комплекса "бабьей" машины, как какой-нибудь хэтч. Правда, мы тут на днях покатались на двух седанах, один из которых точно был вполне девичьим.
Раскрученное имя - еще не ключ к успеху. Взять, к примеру, Volkswagen Jetta. В свое время стараниями перегонщиков немецкого секонд-хенда эти машины стали известны каждому нашему автолюбителю. Казалось бы, новинка под тем же именем тоже могла влиться без лишнего шума и пыли, но "Джетте" образца 2006 года пиар необходим. Модели десятилетней давности создали стереотип недорогой неприхотливой иномарки. Вот его теперь и надо разрушить. И потому не случайно нам предложили опробовать не самую доступную из выпускаемых, а Jetta с двухлитровым мотором FSI, в комплектации Comfortline, стоимостью под $30 000.
Volvo тоже можно отнести к числу пионеров иномарочного движения в России. Более того, шведам тоже пришлось изрядно поработать над коррекцией собственного имиджа. Новое поколение S40, например, создавалось в расчете на молодую аудиторию, а значит, по идее, автомобили этой серии должны быть недороги. Однако машина, которая досталась нам на тест, скорее подойдет любителям люкса - у нее уже есть и люк, и ксенон, и кожаный салон, и раздельный климат-контроль, и масса всякой автоматики. Цена ее вплотную приближается к $50 000, что, мягко говоря, слегка обескураживает даже с учетом более мощного 2,4-литрового мотора и АКПП.
И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ!
В Вольфсбурге решали весьма амбициозную задачу, когда на платформе пятого "Гольфа" стали делать не похожий на своего донора седан. Требовалось изменить не просто имидж, но и классовую принадлежность машины. Вот почему Jetta оказалась намного больше даже Bora, получила модные светодиодные задние фонари и новое фирменное лицо VW - массивную хромированную радиаторную решетку. Теперь и по габаритам, и по вместительности, и по оснащенности новинка - полноценный конкурент среднеразмерным седанам сегмента D.
Но если вдуматься, реинкарнация не изменила главной миссии Jetta. Как была она десять лет назад машиной для тех, кому не по карману Passat, так ею и осталась. Доказательства этому вы найдете в каждой детали. Новая модель настолько похожа на старшего брата, что даже знатоки VW не всегда с первого взгляда определяют, где "Джетта", а где "Пассат".
Шведские автоконструкторы, создававшие два года назад S40 на общей с Ford Focus II, C-MAX и Mazda3 платформе, прыгнули выше своей головы. Машина получилась и узнаваемой, и где-то даже эстетской. В любом случае от серости, которую источали прежние "сороковки", унифицированные с таким же аморфными японскими "каризмами", не осталось и следа.
Вот вам и первичные половые признаки. Jetta - это образ молодого, хорошо обеспеченного бюргера. Пусть набухшие борта намекают на пивной живот, зато чувствуется готовность и к работе, и к веселью. А S40, как и всякая скандинавка, чуть простовата, зато умна; отличается хорошим вкусом и манерами. Эти качества вряд ли оставят равнодушными серьезно настроенных покупательниц.
ВТОРОЙ РАУНД
Самый компактный седан в модельном ряду Volvo отличается, однако, весьма даже не тесным салоном. Хотя у Jetta он чуть шире, но именно S40 дарит ощущение простора - больше места для ног как спереди, так и сзади. Немецкая машина формально выигрывает по объему багажного отделения, но загрузка громоздкой поклажи может вызвать проблемы - проем невелик по высоте. Увеличить объем для перевозимых грузов и в той, и в другой машине можно за счет раскладываемых по частям спинок заднего сиденья.
В салоне "Джетты" вы найдете вместительные выдвижные ящики под сиденьями. А на заднем диване Volvo - аж два детских сиденья. На специальном механизме приподнимаются миниатюрные подушки, перед ними образуется подножка - изобретательно и рационально! Еще в S40, предоставленной нам на тест, были предусмотрены для передних кресел различные электрорегулировки, причем с памятью для троих водителей. Для "немца" "электрический стул" можно заказать за $850, а кожаный салон - за $2500-2800 (но только не для комплектации Trendline).
В штатное оснащение как Volvo, так и Jetta входят ABS, ассистенты экстренного торможения и простые антипробуксовочные системы (за доплату можно поставить и продвинутые). И еще пару важных штрихов к вопросу о безопасности. На Jetta ставится целая система подушек для защиты передних и задних пассажиров, включая боковые подушки для сидящих спереди. Безопасность людей в S40 обеспечивают шесть подушек, включая надувные шторки на всех окнах, и система защиты от плетевых травм.
Отличия есть и в комфортабельности. Volvo мягче преодолевает неровности (хотя при этом нет ни сильной раскачки, ни чрезмерного крена в поворотах). Ее пятицилиндровый двигатель хотя и прослушивается на холостом ходу, зато на высоких оборотах совсем не давит на уши.
Jetta в движении острее, проворнее, но адаптированная для российских дорог подвеска придает машине более жесткий ход. Двухлитровый двигатель FSI практически беззвучен на режиме малых оборотов, но с раскруткой его сердитый голосок становится все заметнее и мощнее. Volvo всегда в движении надежна, спокойна и как бы более женственна, а Jetta, напротив, демонстрирует качества самца - проявляет то признаки лени, то темперамент физкультурника.
ЕЩЕ ОДНА КНОПКА
Слабое место S40 - работа "автомата". Он запаздывает с переключением скоростей при ускорении и не самым адекватным образом ведет себя на переходных режимах - суетится при выборе передачи, как ученик. Чтобы добиться нужной динамики разгона-замедления, педалью газа на Volvo приходится работать в упреждающем, почти дискретном режиме: то в пол, то снимаешь ногу, то снова в пол... Правда, день-два - и машина как будто начинает вести себя лучше: или адаптивные "мозги" АКПП усваивают водительские манеры, или наоборот - у драйвера вырабатываются нужные рефлексы. К счастью, все остальное у S40: эффективность тормозов, стабильность прохождения виражей, курсовая устойчивость - вопросов не вызывает.
Механическая КПП с отлично подобранными передаточными числами делает Jetta не менее динамичным автомобилем, хотя двигатель и развивает на 20 л.с. меньше. Удобная напольная педаль газа и очень четкий ход рычага переключения передач превращают вождение в азартный и приятный процесс. Легко контролируется и сила торможения, хотя АБС срабатывает чуть раньше обычного. Усилия на рулевом колесе тоже соответствуют ожиданиям: на высокой скорости руль не болтает, на малых - вращение отличается легкостью.
Контраст в драйверских ощущениях в Volvo и VW силен настолько, что иногда хочется иметь под рукой какую-нибудь волшебную кнопку, которая придавала бы первой остроту в движении, а второй - мягкость и лучшую приемистость. Остается подождать и посмотреть, кто первый из автопроизводителей предложит такую опцию. Название для нее мы уже придумали - Male/Female.
ГОЛЬФ НА ПЕСКЕ
Трудно объяснить, почему дизайнеры Volkswagen, которые так заметно поработали над экстерьером машины, превращая популярный хэтчбек в седан, отказались вносить перемены в "гольфовский" интерьер. Открывая дверь с хромированным кантиком, желаешь увидеть хотя бы маленькие признаки роскоши и внутри, но садишься в стандартный салон, в котором доминируют пластик и ткань одинаково насыщенного песочного цвета (натуральный шпон ореха - это уже за доплату). Смотрится интерьер Jetta жизнерадостно, но именно такой цвет, как на фото, быстрее всего пачкается - есть резон при покупке машины присмотреться к другим вариантам. И центральная консоль с климат-контролем и аудиосистемой вызывает легкое разочарование. Дисплей, размещенный здесь, отличается многообещающими размерами, но после включения выясняется, что он даже не цветной. Впрочем, если не судить интерьер Jetta по критериям бизнес-класса, то остается лишь признать, что с эргономикой здесь порядок - этакий немецкий Standard. Рулевая колонка регулируется по высоте и вылету. На баранку не поленились поставить кнопки дистанционного управления. А сиденья хотя и имеют механические настройки, зато регулируются по высоте и в широких диапазонах.
Будущие владельцы S40 тоже не обделены сервисом за доплату. Система IAQS с антиаллергенными фильтрами постоянно контролирует качество воздуха в салоне. Складываемые наружные могут освещать боковое пространство, а на заднее сиденье можно установить удобный столик с подстаканниками.
ОНА ОДНА ТАКАЯ
Приборная панель S40 - пример удачного баланса между информативностью и ненавязчивостью. Рулевая колонка настраивается в двух плоскостях и снабжена внятными подрулевыми переключателями. Педальный узел приподнят (в расчете на каблуки?), зато отлично настроен по величине усилия и хода педалей. Сиденья имеют достаточно мягкие подушки, приятный облегающий профиль спинки и превосходные подголовники. Хороша, впрочем, и обзорность у Volvo. Отдельные пластиковые детали интерьера не отличаются выдающимся качеством, однако надо признать, что в салоне S40 нет и намека на дешевый запах. Противоречивые эмоции вызывает и парящая центральная консоль. Элемент, конечно, очень эффектный и даже практичный (есть ниша для мелочевки). Однако сбитые в плотную группу мелкие кнопки - решение не самое удачное. К минусам можно отнести узел управления трансмиссией. Когда перемещаешь рычаг АКПП, то пошатывается вся окружающая его конструкция, что солидности не прибавляет. К большим плюсам - мощное и чистое звучание аудиосистемы Premium, которая штатно оснащается внешними усилителями и сделана на отличной датской акустике.
© Автопилот
Июнь 2006