Компактная модель со знаком «ромба» вошла в историю автомобилестроения еще в прошлом веке. Дебют состоялся в 1990, и с тех пор легковушка под своеобразным названием (Clio – муза истории) завоевала признание по всей Европе. В России тоже давно знают «хэтчбеки» Clio (и седаны Symbol), а теперь «косметической пластике» подвергается уже III поколение.
Стилистическая доработка – и не только. Обновленный компакт Renault усовершенствован едва ли не во всех отношениях и стал еще привлекательней – для потенциальных покупателей самых неодинаковых вкусов и предпочтений. Познакомьтесь поближе.
Разнообразие
Clio III совсем не выглядит малышом - где-то на верхней границе размерного класса B. У компактной французской легковушки колесная база (главный размер автомобиля) лишь на какие-то миллиметры короче, чем у фольксвагеновского «гольфа», на вместительность которого никто вроде не жалуется. Не стОит преуменьшать. Обновленный Renault выходит в свет, как и прежде, в виде 3- и 5-дверных «хэтчбеков»; кроме того, продолжается выпуск практичного «универсала» Sport Tourer. В общей сложности европейцам предлагаются 38 версий (в 7 уровнях исполнений); необыкновенно обширная гамма. Причем еще без «заряженного» Clio, который опять-таки идет в двух вариантах: «цивильном» RenaultSport 200 и «кубковом» RenaultSport 200 Cup. Голова крУгом.
После "косметической пластики" Clio выглядит довольно свежо.
Выбор столь богат, что где-то уже оборачивается проблемой… Похоже, маркетологи перестарались, и потенциальным покупателям сложно ориентироваться. А что если кое-кто из них в растерянности махнет на Renault рукой и подастся к другим дилерам, - где попроще?
Но раз уж покупатель положил глаз на легковушку под «ромбом», то среди множества вариантов наверняка найдет свой. А глаз положить есть на что: особенно свежо модернизированные «хэтчбеки» смотрятся анфас: в оформлении передка проступают стилистические решения, заимствованные у новых Megane и Laguna. С претензией на класс – причем не безосновательной. И по внутреннему пространству французский компакт считается среди конкурентов одним из самых… Вот и Clio позиционируется как 5-местная легковушка – с гибко вариабельным погрузочным пространством. Пятеро взрослых и в самом деле устраиваются по местам, - правда, если ехать недалеко.
Зато вчетвером в салоне Clio свободно и с удобством размещаются пассажиры не самой субтильной комплекции. Причем даже те из них, кто ростом за 180 см, без напряжения усядутся один за другим; длина внутреннего пространства позволяет. Передняя панель модернизированного Clio смотрится свежо, рабочее место водителя отличается продуманной эргономикой. Кстати, его сиденье регулируется не только продольно, но и по высоте – даже в базовых исполнениях легковушки. А вот положение «баранки» настраивается только по углу наклона; к сожалению, изменение вылета не предусмотрено. И качество отделки интерьера неровное. То есть, в исполнениях подороже материалы вполне приличные – на взгляд и по фактуре. Тогда как в «бюджетных» вариантах пластик дешевый и жесткий; маркетологи Renault проводят грамотную ценовую дифференциацию – по всем пунктам.
Простое и эргономически грамотное оформление передней панели. "Баранка" в исполнении GT обтянута кожей, а педали отделаны алюминием.
Что касается информационно-развлекательного и комфортного оснащения обновленного Clio, то здесь тоже множество градаций – по комплектации и цене. Так, в «штате» базовых версий нет даже кондиционера, хотя в исполнениях подороже покупатель получит все, что ему нужно. Скажем, TomTom Edition идет со спутниковой навигацией от Carminat, не говоря уже о кондиционировании воздуха и электроприводе боковых зеркал. Впрочем, «климат-контроль» все равно за доплату…
«Пассивная» техника безопасности на современном уровне: передние и боковые «подушки», которые в исполнениях рангом повыше дополняются «занавесками». Хотя дело не только в технике: еще в 2005 модель Clio III получила в испытаниях «на удар» (методика Euro NCAP) 5 «звезд» по защищенности взрослых пассажиров. А также 4 «звезды» по безопасности детей и одну (из 4) – по защите пешеходов. Прекрасный по тем временам результат, и обновленная легковушка, надо думать, ничуть не хуже.
В диапазоне
Понятно, что со скромным 75-сильным 16-клапанником (на бензине) и 5-ступенчатой «ручкой» динамика даже довольно легкого «хэтчбека» не особенно впечатляет. Откровенно «бюджетный» вариант - для тех, кому нужно безопасное и более-менее комфортабельное транспортное средство на каждый день. Без претензий: из точки А в точку B… Однако та же 1,15-литровая «четверка», но с турбонаддувом, – совсем другое дело. Вполне приличная приемистость – без ущерба для топливной экономичности; практичная семейная легковушка на разные случаи жизни.
Тогда как 3-дверка GT с 128-сильным 16-клапанником и 6-ступенчатой КПП предназначена, по замыслу, для водил-энтузиастов. И по номинальным скоростным характеристикам смотрится совсем не слабо. «На бумаге»; к сожалению, в деле GT себя не оправдывает. Для динамичного «хэтчбека» тяга бензинового двигателя заведомо недостаточна, зато шума от него с избытком – особенно при попытках раскрутить вал и добиться от 3-дверки обещанной приемистости. Межеумочный вариант; по мнению европейских обозревателей, гораздо интереснее «хэтчбек» без «шильдика» GT, но с 1,46-литровым турбодизелем. В 106-сильной настройке 8-клапанник common rail работает бесшумно и ровно. И по разгонной динамике компакт с таким дизелем и 6-ступенчатой «ручкой»: не так уж много уступает исполнению с 1,6-литровой бензиновой «четверкой», – во всяком случае, по впечатлениям от тест-драйва. Не говоря уже о расходе горючего; колоссальная разница.
Спорт-исполнение GT смотрится сильнее, чем едет.
В том, что касается держания дороги и управляемости, после модернизации Clio никак не выдается из ряда – ни в лучшую, ни в худшую сторону. Удовлетворительно, - чтобы не сказать посредственно. Вполне предсказуемое поведение в связке поворотов, хотя отклики далеко не столь отточено живые, скажем, как у новой фордовской Fiesta. Ходовая явно настроена скорее на плавность качения, нежели на спортивную динамику: на извилистой дороге у довольно высокого компакта появляется этакая «валкость» - по-американски, становятся заметными боковые крены. Рулевой механизм работает точно, однако он «пустоват»: недостает обратной связи на «баранке». В быстром вираже «хэтчбек» Renault проявляет выраженную недостаточную поворачиваемость, но стОит прибрать «газ», и легковушка послушно возвращается на заданную траекторию. Все под контролем.
По шоссе с усовершенствованным покрытием Clio катится довольно плавно: компакт лучше всего смотрится в «крейсерском» полете. Тогда как на неровной дороге машину ощутимо потряхивает. Сказывается простенькая задняя подвеска, настройка которой не позволяет добиваться одновременно и безупречного держания дороги с управляемостью, и комфортной плавности хода – в разнообразных условиях движения.
Впрочем, никто не ограничивает потенциальных покупателей Clio выбором между исполнениями с 1,15-литровой бензиновым 16-клапанником или с 8-клапанным турбодизелем. Модельный диапазон удивительно широк, и для тех, кто любит погорячее, есть «заряженный» RenaultSport 200. Возьмем «кубковое» специсполнение RenaultSport 200 Cup с 200-сильной 2-литровой «четверкой»: мало не покажется. Если коротко, 200 Cup – маленькое чудовище. Во-первых, у «горячего» компакта потрясающая динамика на прямике. А во-вторых, «кубковая» версия Clio отличается невероятной скоростью на технически сложной трассе (само собой, когда за рулем квалифицированный автоспортсмен). В быстрых виражах «хэтчбек» держит немалые боковые ускорения, и тут весьма кстати спорт-сиденья (Recaro в виде опции), которые дают водителю и переднему пассажиру надежную боковую поддержку.
Баланс у 200 Cup нейтральный – ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости. Хотя рулевой механизм настроен остро и заточен на скоростное маневрирование. И что характерно, на «баранке» почти не ощущается «силовое» подруливание – при немалом крутящем моменте двигателя. Плюс тормоза: мощные Brembo с линейной характеристикой и практически без «фединга». Фейерверк, самый что ни на есть боевой аппарат: хоть завтра на старт гоночной серии WTCC.
Разумеется, незаурядные спортивные способности оплачены вполне определенной ценой. Подвеска RenaultSport 200 Cup «зажата» настолько, что ход у крутой 3-дверки примерно как у кольцевой «табуретки». Некоторым нравится… Тогда как «драйверу» без экстремальных наклонностей подойдет RenaultSport 200 (минус Cup). «Цивильный» вариант: подвеска тоже жестковата, но в пределах разумного. Практически та же разгонная динамика, что у «кубкового» Clio, – при умеренном компромиссе по части держания дороги и управляемости. Счастливый обладатель RenaultSport 200 может повседневно эксплуатировать свою легковушку в разъездах по службе. А по выходным оттягиваться в «клубных» гонках; приятное с полезным.
Счет в баллах
Плюсы и минусы обновленного Clio налицо. И если выразить мнения обозревателей в количественных оценках, то баланс такой:
Внешность – 8 баллов (из 10 возможных) . В обновленном облике Clio проступают черты старших по классу Megane и Laguna: не без претензий на престижность. Вместе с тем, симпатичная легковушка по-прежнему узнаваема; «хорошо».
Держание дороги и управляемость – 6. В движении Clio ведет себя предсказуемо и стабильно, но ожидать особых ходовых достоинств от компакта Renault не приходится. И руль «пустоват»; «удовлетворительно».
Динамика – 7. «Малолитражный» 75-сильный 16-клапанник тянет слабовато. Однако в исполнениях с двигателями помощнее – бензиновыми и дизельными – обновленный компакт показывает неплохую приемистость; «хорошо».
Комфорт и оснащение – 6. У обновленного Clio неплохая плавность хода – во всяком случае, на шоссе с усовершенствованным покрытием. На второстепенных дорогах похуже. Просторный салон комплектуется по исполнению и цене; «удовлетворительно».
Безопасность и защита – 9. Еще в 2005 модель Clio III показала в испытаниях «на удар» (методика Euro NCAP) прекрасный результат по защищенности взрослых пассажиров. И неплохой по защите детей. Техника безопасности на современном уровне; «отлично».
Качество и надежность – 6. В прошлогоднем обзоре J.D.Power по Великобритании легковушка Clio III (еще до модернизации) вышла на скромный 59-й ранг – из сотни моделей разных марок. По впечатлениям обозревателей, качество исполнения и сборки приличное; «удовлетворительно».
Эксплуатационные расходы – 8. Компакт Clio образца 2009 довольно экономичен по топливу – особенно в исполнениях с турбодизелем. И затраты по обслуживанию сравнительно невелики; «хорошо».
В плюсе:
- все еще интересная внешность;
- комфортабельный салон;
- мощный, уравновешенный и экономичный турбодизель.
В минусе:
- высокая (в сравнении с конкурентами) цена;
- слишком мягкая (где-то даже «ватная») подвеска;
- шумный и не особенно тяговитый двигатель «горячего» GT.
Общая оценка – 7 баллов (из 5 возможных). Своевременная модернизация освежила практичную легковушку. В своем уже «среднем» возрасте Clio не выпадает из остро конкурентного рыночного сегмента.
Вердикт: рекомендуется. Привлекательный внешне, стабильный на ходу и безопасный компакт получил «второе дыхание». Теперь слово за покупателями.
Справка-объективка. Обновленные компакты Clio строятся на той же переднеприводной платформе Renault-Nissan B, что и микро-«вэны» Modus/Grand Modus, малыш Micra и вместительный однообъемник Note. Испытанная и проверенная линейка двигателей начинается от 1,15-литрового бензинового 16-клапанника D4F максимальной мощностью 75 л.с. при 5500 мин-1. Откровенно слабенький агрегат. Он же, но с турбонаддувом (D4FT) развивает до 101 сил, тогда как 1,6-литровый K4M745, предназначенный для динамичного GT, выдает все 128 при 6750 мин-1.
В линейке есть также 8-клапанный 1,46-литровый турбодизель K9K в вариантах настройки – от 68 до 106 л.с. при 4 тыс. оборотов. Электронноуправляемая система впрыска горючего common rail, «сажевый» фильтр и все такое. Двигатели комплектуются ручной 5-ступенчатой КПП, и только самые мощные «четверки» - бензиновые и дизельные – стыкуются с 6-ступенчатой «ручкой». А с 1,6-литровым двигателем из серии K4M максимальной мощностью 112 сил идет также и 4-скоростной гидромеханический «автомат» - для тех, кому лень работать рычагом.
Ходовая обошлась без принципиальных изменений: спереди подвеска McPherson, сзади – на сопряженных продольных рычагах. Винтовые пружины, поперечные стабилизаторы; покрышки размером от 165/65R15 («хэтчбек» с 1,15-литровой «четверкой» D4F) - до 195/50R на 16-дюймовых легкосплавных колесах у GT. Спереди тормоза с вентилируемыми дисками диаметром 260 мм, тогда как сзади обыкновенные барабаны. Дисковыми тормозами «по кругу» оснащаются исполнения Clio с бензиновым 1,6-литровым 16-клапанником и 106-сильным турбодизелем. В «штатном» пакете ABS, а вот ESP идет только за доплату. Рулевой механизм «шестерня-рейка» работает с электросервоусилителем; «баранка» делает 3 оборота от упора до упора. А для исполнения GT руль настроен на 2,85 оборота «баранки» - в спортивном ключе.
Длина обновленного «хэтчбека» - 4027 мм, ширина – 1707, высота – 1493; колесная база – 2575 мм, колея - 1472/1470. При полной посадке по местам вместимость багажника - 290 л, тогда как при складывании задних сидений он увеличивается до 1040 л. Снаряженный вес 3-дверного Clio с 75-сильным D4F – от 1155 кг. «Заряженный» GT с 1,6-литровым двигателем и 6-ступенчатой КПП тянет по меньшей мере на 1215 кг, а снаряженный вес 5-дверного «хэтчбека» с 106-сильным турбодизелем - от 1285 кг. Не тяжелая легковушка; меньше вес – лучше динамика.
Так, 3-дверка со скромным турбомотором D4FT и 5-ступенчатой КПП способна разогнаться с места до 100 км/ч за 11 сек.; объявленная максимальная скорость – 184 км/ч. Причем средний расход бензина (EU) – всего-то 5,8 л на 100 км пробега; совсем не плохо. Ну а Clio GT с мощным K4M745 и 6-ступенчатой «ручкой» набирает «сотню» за какие-то 9,3 сек. Максимальная скорость - 197 км/ч; правда, и средний расход бензина увеличивается до 6,9 л на 100 км пути. Если же для потенциального покупателя особо значима экономия горючего, то его внимания заслуживают исполнения с турбодизелем K9K. Например, с 106-сильным: «хэтчбек» (6-ступенчатая КПП) расходует в среднем лишь 4,6 л тяжелого топлива на 100 км пробега. Тогда как до 100 км/ч он может разогнаться за 11,1 сек., максимальная скорость – 190 км/ч. Европейский идеал.
Особая статья – RenaultSport 200: «горячая» 3-дверка оснащается 2-литровым 16-клапанником F4R832, который со степенью сжатия 11,5 развивает за 200 л.с. – при немалых 7100 мин-1. Без всякого наддува! Двигатель работает с ручной 6-ступенчатой КПП с «укороченными» первыми 3-я передачами; заводной агрегат.
Мощная "четверка" F4R832 для спорт-"хэтчбека" RenaultSport 200. Настроенный выпускной коллектор замысловатой конфигурации: верная примета "глубокого" тюнинга.
Ему под стать и ходовая: RenaultSport 200 не только на добрые 6 см шире, чем стандартный Clio, и сантиметром ниже. У динамичного «хэтчбека» значительно увеличена колея – до 1520 мм спереди и сзади. И не просто так: спереди вроде все те же стойки McPherson, однако на деле передняя подвеска у RenaultSport 200 наособицу. Как ее называют инженеры-автомобилестроители, со шкворнем: управляемые колеса поворачиваются не вокруг осей стоек (обычная схема), а на вынесенных наружу шкворнях1. Радиус обкатки колес значительно меньше, а поэтому и крайне неприятное «силовое» подруливание слабее. Что и требовалось… Кроме того, на 10 мм «растянута» колесная база - плюс специально подобранные пружины и амортизаторы. Покрышки Continental Sport Contact 3 размером 215/45R монтируются на 17-дюймовые легкосплавные колеса. Плюс ко всему у «заряженного» Clio мощные тормоза Brembo с вентилируемыми дисками диаметром 312 мм спереди (сзади 300-миллиметровые). Настоящий «драйверский» пакет.
Ходовая у RenaultSport 200 вроде как типовая для недорогих легковушек. Однако конфигурация передней подвески особая. Ну и настройки…
Сзади под плоским днищем - диффузор Вентури.
Спереди в глаза бросается аэродинамический «фартук» - рассекатель набегающего воздушного потока. Сзади под плоским днищем устроен диффузор Вентури – для компенсации нежелательной подъемной силы, возникающей на скоростях. Снаряженный вес RenaultSport 200 – от 1280 кг; высокая энерговооруженность – и динамика соответствующая. Так, с места до 100 км/ч компактный спорт-«хэтчбек» способен разогнаться быстрее, чем за 7 сек.! Максимальная скорость – 223 км/ч, средний расход бензина – умеренные 8,3 л на 100 км пробега. Ну а специсполнение Cup вдобавок значительно легче «цивильного» RenaultSport 200 (за счет спартанского оснащения «кокпита» – даже без кондиционера). И с особо настроенной ходовой: на жестких пружинах «кубковая» 3-дверка сидит еще на 7 мм ниже, чем нормальный RenaultSport 200. Дорогой (очень недешевый) подарок тем из автомобилистов, для кого держание дороги и управляемость все, а комфорт и топливная экономичность – ничто.
В быстром вираже RenaultSport 200 отрывает заднее внутреннее колесо от ходовой поверхности. Все же не "формула"…
Особое мнение. Обновленная легковушка Clio предлагается во множестве вариантов и исполнений – от и до. А чтобы реально выбрать? Видимо, российским автомобилистам ближе 3-дверка с «малолитражным» турбомотором D4FT – или же вместительный «универсал» Sport Tourer. Вполне прилично, хотя ничего особенного. Причем по нашей зиме переднеприводный компакт смотрится слабовато. Разве что на лето…
Тогда, может, RenaultSport 200? Интересная игрушка: замечательный пример того, как на спор даже и семейная легковушка размерного класса B превращается в заводное спорт-купе. Выходит, превращается (за немалые деньги), – только зачем? Когда есть «горячие» компакты вроде Mini John Cooper Works или фордовского Focus RS. Конечно, еще дороже, чем RenaultSport 200, но и ходовые качества рангом выше. Так что вопрос открыт.
Фото Renault.
1 Как у нашей «волги» - до недавней модернизации. Забавно: модели АвтоГАЗа избавились наконец от конструкции полувековой давности. Как раз к тому времени, когда кое-кто стал возвращаться к ней – на новом уровне…
© CarExpert.ru
14.05.2009