Автомобили Audi AG традиционно ассоциируются с понятиями престижности, надежности и технического совершенства. За многие десятилетия фирма надежно укрепилась на рынке семейных автомобилей. Однако в активе марки имеются и серьезные спортивные достижения. История их начинается со знаменитых гоночных машин Auto-Union…
Премьера Audi S3, самой маленькой модели Audi в спортивном исполнении, состоялась в Женеве весной этого года. Выпускают автомобилей не много - уже это делает S3 эксклюзивной. Но не только это...
На кафельном полу автосалона Audi S3 кажется немного игрушечной, наверное, из-за сочного желтого цвета кузова и скромных габаритов, но широкая, низкопрофильная 17-дюймовая резина на спортивных полированных легкосплавных дисках и распухшие крылья намекают на горячий темперамент машины.
Концерн Volkswagen славится умением строить из одинаковых "кирпичиков" автомобили разных марок и классов. Хэтчбэк Audi S3 - один из примеров. Считается, что его "механика" создана на базе купе TT, основанного, пусть и с серьезными переделками, на модели A3, которая, в свою очередь, построена на платформе Golf IV. Можно считать и по-другому: S3 - спортивный вариант A3. "Кирпичики" одни и те же, но их перекладывание дает разные результаты.
Внешне S3 отличается от A3 более массивными бамперами, которые визуально уменьшают и так слегка пониженный дорожный просвет, раздутыми колесными арками, колесами увеличенного размера и, конечно же, как и все спортивное семейство Audi, - маленьким флажком с буквой "S" на решетке радиатора. В большую воздухозаборную щель переднего бампера вмонтированы противотуманки, а из-под заднего торчат две выхлопные трубы. Глушитель, тем не менее, один, размерами и формой напоминает бензобак - мощный мотор звучит громко. Машину украсил небольшой спойлер в верхней части заднего стекла.
Интерьер серьезен и солиден, элементы отделки по цвету напоминают модный в последнее время углепластик. Обивка сидений Recaro кожаная. Регулировки высоты посадки и угла наклона электрические, поясничная поддержка просто замечательная, есть подогрев. Пробую проникнуть во "второй ряд": передние кресла легко двигаются на салазках, спинки склоняются вперед... Задним пассажирам будет чуть тесновато, но достаточно комфортно. К их услугам - подголовники, ремни безопасности и вещевые карманы, в которые упираются колени.
Спортивный руль имеет две степени свободы. Профилированная баранка с ее бугорками и впадинками обеспечивает удобный хват. За ней, в глубине - стрелочные приборы, в тахометр и спидометр имплантированы часы и - соответственно - одометр. Красная зона тахометра начинается в районе семи тысяч оборотов. В центре щитка - дисплей бортового компьютера с функцией диагностики узлов машины. Рубиновое свечение приборной доски неплохо гармонирует с черной обивкой.
На дверных подлокотниках - кнопки стеклоподъемников и электрорегулировок зеркал. Внутрисалонное зеркало - самозатемняющееся, с датчиком ослепления.
"Звуковое сопровождение" - магнитола о четырех динамиках Bose и находящийся в багажнике CD-чейнджер на шесть дисков. Под магнитолой располагается панелька управления системой климат-контроля с индикаторами температуры снаружи и внутри автомобиля.
Безопасность владельца и переднего пассажира обеспечивают четыре подушки, а за безопасность автомобиля отвечает противоугонная система с иммобилайзером, датчиком контроля салона и центральной блокировкой дверей, багажника и лючка бензобака. Сохранить в целости бамперы поможет система измерения дистанции - при опасном сближении задним ходом с бордюром или другой машиной срабатывает зуммер.
Под капотом обнаружился старый знакомый - турбированный 4-цилиндровый 20-клапанный мотор объемом 1,8 л. Он используется и на VW Golf, и на Audi A3, и на Audi TT, выдавая в зависимости от модификации 150, 180 и даже 225 л.с. В версии, установленной на S3, мощность двигателя составляет "всего" 210 л.с. - машине было бы негоже конкурировать с купе TT.
Почти такие же характеристики имел мотор на тюнингованном Golf GTi, который нам понравился год назад ("Мотор" #1-2, 1999 г.). Даже в сочетании с передним приводом и пятиступенчатой коробкой он доставил массу положительных водительских эмоций - а тут еще и полный привод, и шесть передач!
Шестиступенчатая коробка лично мне встретилась впервые. Ход рукояти по-спортивному короткий, фиксация четкая, но управление коробкой требует некоторой привычки. Передаточные числа сближены - можно вдоволь наиграться с рычагом в попытках нащупать зону максимального крутящего момента. И в итоге ее не найти. Кажется, что мотору все равно, какая передача включена: в городском режиме движения можно крутить двигатель до красной зоны на второй или третьей - тянуть он будет одинаково охотно и уверенно, а километрах на 50 в час можно воткнуть пятую или даже катиться на шестой. Турбояма не ощущается. "Виновата" во всем кривая крутящего момента, которая с 2100 до 5000 об./мин. представляет собой ровную полку. Да и запас момента более чем достаточный - 270 Нм.
Рулевое управление с хорошей обратной связью, 2,75 оборота от щелчка до щелчка - перехватывать руль приходится реже. Педали разнесены удачно, сцепление явно перекочевало с модели A3 - такое же длинноходное и мягкое, что на спортивной машине воспринимается странно (но привыкнуть можно).
Подвеска довольно жесткая, однако для такого автомобиля вполне комфортабельная. С увеличением скорости ситуация даже улучшается - отличная управляемость заставляет забыть о каких-то там толчках на неровностях. Тормоза (вентилируемые диски на всех колесах) со своей задачей справляются отлично, АБС проявляет себя корректно.
На прямых S3 ведет себя как переднеприводная - легко и быстро выстреливая по скользкой поверхности (при этом тяга не хуже, чем на сухом асфальте). В поворотах же машина управляется как заднеприводная и позволяет проходить их с контролируемым заносом. Выход из бокового скольжения также напоминает о заднем приводе, но осуществляется намного проще. Автомобиль как бы сам стремится к стабилизации курса...
Возвращаемся в город. Погода - как нельзя хуже, валит снег. Под колесами - то хлюпающая жижа, то корка льда. Водители еле едут, боятся своих машин, в снежной каше плохо слушающихся команд. То и дело аварии. По два, по три, а то и по пять автомобилей стоят кучками. Разум говорит, что гнать бы не нужно, но как не гнать, если под капотом более двухсот лошадей, а управляется машина не хуже, чем на чистом асфальте? Летние покрышки временами пытаются скользить и пробуксовывать, но за дело тут же берется электроника, водителю остается лишь гордиться собой - вот, мол, какой я молодец, как здорово я справляюсь с мужским делом.
Пожалуй, самое обманчивое в Audi S3 - внешность. Увидев машину впервые, молодой драйвер-энтузиаст наверняка задрожит от нетерпения: скорее за руль - и пришпорить как следует! Подчеркнем, молодой. Он будет, скорее всего, разочарован - примет достоинства силового агрегата Audi S3 за недостатки. Чем обычно выделяется спортивная, заряженная модель? Заметным подхватом двигателя на высоких оборотах, резким звучанием мотора, необходимостью непрерывно орудовать рычагом коробки... Ничего подобного в S3 нет, и из-за этого кажется, что автомобиль не так уж и спортивен. Ошибка! Что нужно, чтобы оценить эту машину по достоинству? Неопытный летчик, будучи лишен (например, в облаках, когда земли не видно) привычных ориентиров, теряет "ощущение горизонта". В отличие от опытного, который способен его "ощущать" уже с помощью одних лишь приборов. Так и в S3 - достаточно должным образом "прочувствовать" поведение стрелки спидометра, и все встанет на свои места.
Правильно оценит Audi S3 скорее водитель постарше, холодный, расчетливый, который все делает наверняка, спокойно и профессионально - обладающий качествами, гармонично сочетающимися с характером этого автомобиля.
Эксклюзивный Audi S3 продается не запросто, только по предварительному заказу. (Кстати, желтый цвет, Imola Yellow, - единственный, за который надо доплачивать.) Но это там, у них. Россия же - особая страна. Плати $35.000 - и забирай.
© Журнал «МОТОР»
Декабрь 1999