Компания Audi добилась в России невиданных успехов. План-2000 был выполнен еще в июне. Больше половины продаж пришлось на модель A6. Но немцы как будто чувствовали этот дисбаланс - и на рынок выезжает новая Audi A4.
Новую Audi A4 не стали показывать на Парижском автосалоне, объяснив, что парижане привыкли смотреть на то, что купить можно уже сегодня, а "четверка" поступит к дилерам после Нового года. В России любят обсуждать достоинства всего - даже того, что покупать никто не собирается. К новой A4 это не относится. Московское бюро Audi рассчитывает, что новинка серьезно изменит пасьянс дилерских продаж, не только потеснив старшую сестру - А6, но и составив реальную конкуренцию Mercedes С-klasse и Volvo S60.
МАЛОВАТО НЕ БУДЕТ. Кузов новой "четверки" изменился очень логично. Избавившись от легкой подростковой угловатости, присущей прежней версии, машина отлично вписалась по дизайну между "тройкой" и "шестеркой". Дизайнеры основательно поработали над всем, что находится за средней стойкой кузова. Изменились задние двери, крылья, панель, крышка багажника и фонари. Новая A4 стала похожа на "текущую" A6, вот только поменьше. Впрочем, теперь разница в размерах тоже сократилась. "Четверка" стала длиннее на 69 мм, шире на 33 мм и выше на 13 мм. Визуально это не очень заметно. Это не для глаз, а для коленей задних пассажиров. А на водительском кресле можно отъехать так далеко, что непременный герой всех тест-драйвов - "водитель с ростом выше среднего" - с трудом выжмет педаль сцепления, не оторвавшись от спинки сиденья. Посадке водителя мешает только спускающаяся вниз "борода" торпеды. На автомобилях с ручной коробкой передач, где педаль газа расположена ближе к "бороде", это обстоятельство несколько раздражает, тем более что сама компания сравнивает салон с "отлично скроенным по размеру костюмом". Видимо, размер подходит не всем (к сожалению, тот же недостаток присущ и А6), хотя скроен костюм действительно отлично. Отделка безупречна. Качественный пластик, вставки из натурального дерева или алюминия, кожаный салон, как опция, или тканевый, как стандарт. Серийное оснащение A4 вообще очень богато. Занавески безопасности Sideguard, защищающие при боковом ударе, система электронной курсовой устойчивости ESP с "ассистентом торможения" (он вступает в действие при экстренной остановке), кондиционер с раздельным климат-контролем для водителя и переднего пассажира, легкосплавные диски... Все говорит за то, что перед вами не старая A4, а без "четырех минут шестая". Такие стандарты диктует рынок: младшие модели тянутся к старшим. Планку сильно подняли коллеги из Штутгарта, представив новый Mercedes C-Klasse. Машиностроители из Ингольштадта постарались сделать "не хуже, чем у соседей", оставив за собой один козырь.
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ. Автомобильная "гонка вооружений" бодрит производителей. Стоит одной компании поставить на новую серию автомобилей "адаптивное управление коробкой передач", как у другой немедленно появится "интеллектуальное". Одна и та же опция появляется на автомобилях разных компаний под разными названиями и аббревиатурами. Однако у Audi есть что-то действительно не имеющее аналогов -- по крайней мере, у прямых конкурентов. Это новая автоматическая бесступенчатая трансмиссия multitronic.
Multitronic позаимствован с А6 и пока устанавливается только на эти две модели. Опуская технические подробности, можно сказать, что multitronic представляет собой тысячезвенную металлическую цепь, соединяющую два шкива переменных диаметров. Такого понятия, как количество передач, просто нет: передаточное число ровно такое, какое оно нужно в данный момент. Это позволяет в полной мере использовать потенциал двигателя. Стрелки спидометра и тахометра живут как будто в разных измерениях: скорость растет, при том что обороты могут увеличиваться, оставаться неизменными или падать. Что дает multitronic на практике? По ощущениям, не очень много. Разгон уверенный и плавный. Такой же дает электромотор. Ни толчков, ни рывков, естественно, заметить невозможно. Впрочем, и на других современных "автоматах" почувствовать переключение непросто, если только специально на этом не зацикливаться. Правда, производитель уверяет, что с "мультитроником" автомобиль практически не уступает в разгоне машине с "механикой", а топлива потребляет меньше. Цифры не поражают воображение: какие-то десятые доли литра, но все равно приятно. Если же сравнивать multitronic с обычным "автоматом", то становится еще приятнее - тут выигрыш более серьезный. Multitronic - несомненная гордость Audi. Почему же, если он так хорош, его нет на Volkswagen? Не чужие, вроде бы, люди. Ответ прост и внятен. "Это маркетинг. У автомобилей Audi должны быть некоторые черты, которые подчеркивают особый статус марки".
У "мультитроника" есть "ручной режим". Шесть условных передач можно переключать как рычагом КПП, так и кнопками на руле. Естественно, такой вариант не может подменить механическую коробку передач: электроника не позволит тронуться со второй передачи или воткнуть первую на 80 км/ч, хотя такие попытки очень напоминают любопытство человека, впервые столкнувшегося с автоматическими дверями в аэропорту: успеют ли они открыться, если разбежаться как следует?
Multitronic пока предлагается только на переднеприводных автомобилях. Никакой проблемы поженить его с полным приводом, как уверяют в Audi нет, но какое-то время на это уйдет. Так что quattro пока будет идти в двух проверенных вариантах: с механической коробкой и tiptronic (привычным "автоматом" с возможностью ручного переключения передач).
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ. Новая A4 выходит на старт с пятью двигателями. Четыре новых мотора: два бензиновых объемом 2 и 3 литра (они пришли на смену 1,8 и 2,8) и два турбодизеля - 1,9 TDI (130 л.с., система "насос-форсунка") и 2,5 TDI (тот же, что и на Allroad и A6). Кроме того, предлагается старый мотор 1,8Т (турбо, бензин, 150 л.с.), а в середине 2001 года появится самый скромный - доработанный бензиновый объемом 1,6.
По прогнозам, наибольшим спросом в России будет пользоваться переднеприводная двухлитровая "четверка" с multitronic. С одной стороны - специально оговоренная для России низкая цена (ориентировочно от $26 тыс.), с другой - приемлемая мощность. Именно приемлемая. Потому сам автомобиль, и своим внешним видом, и внутренней отделкой, не лишенной спортивного духа, изначально настраивает на нечто большее. Однако и на горных дорогах, где проходил тест, мотора хватало, чтобы, не замирая сердцем, вовремя закончить обгон по встречной.
Трехлитровый V6 вкупе с полным приводом и механической коробкой передач оставляет совсем другие впечатления. И это опять-таки прогнозируемо, что у автомобиля мощностью 220 л.с. под педалью газа всегда будет оставаться запас пороха, чтобы выстрелить в нужный момент. Неожиданно и приятно удивил 2,5-литровый турбодизель. Потрясающая динамика! Газ в пол - и стрелка тахометра почти в то же мгновение упирается в красную зону - 4500 оборотов. Но этот автомобиль вряд ли станет лидером продаж. И дело не в цене - она будет начинаться от $33 тыс., а в предпочтении российских потребителей. Они по-прежнему чураются дизелей. И недооценивают универсалы (A4 Avant будет представлен следующей осенью во Франкфурте). Но в чем покупатели Audi никогда не нуждались, так это в советах постороннего.
© Автопилот
Декабрь 2000