Чтобы отличить новый Audi A4 Avant от старого, нужно положить перед собой две фотографии или поставить рядом две машины. Одну 1999 года, другую - 2001. Но внешняя сторона дела - только половина его.
Российский рынок почти год оставался без "авантов-четверок". Предыдущая модель, запущенная в производство в 1995 г. и обновленная в начале 1999 г., исчезла из салонов прошлой осенью. Новая появится к концу года. Трудно сказать, насколько это исчезновение расстроило российских покупателей. Общеизвестно, что универсалы у нас не очень жалуют. Применительно к А4 это значит, что в 2000 году на 14 проданных седанов у нас приходился один "Авант", в то время как в общем объеме выпуска концерна это соотношение приближается к 50/50.
НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД.
Мировая премьера нового Audi A4 Avant состоялась в сентябре. Первое, что можно сказать, - новый "Авант" порадует владельцев "Авантов" старых. Потому что старые с появлением новичка не попадут автоматически в разряд секонд-хэнда - уж слишком похожи. Немного измененные передние фары и задние фонари, спускающаяся до уровня противотуманок хромированная окантовка решетки радиатора и опущенная линия бамперов. Я попытался понять из пресс-релиза, что же упустил в облике новой машины, но находил лишь стандартные описания: "спортивный", "подтянутый", "мускулистый", "большой, но не громоздкий", "четкий в линиях и элегантный". Наверное, в другом случае это назвали бы рестайлингом.
"Известно, что лучшие универсалы называются Avant", - скромно сообщает фирменный буклет. А раз известно - так что еще надо? Не видных с первого взгляда отличий, выводящих машину в разряд новинок.
ДИЗЕЛЬ-МАШИНА.
На одной из парковок берлинского аэропорта Tigel, арендованной концерном Audi на дни проведения мировой журналистской презентации, я выбрал автомобиль с механической коробкой передач и двигателем 1,9 TDI. Автомобиль, честно говоря, я выбирал по цвету: красный больше всего подходил для съемок в пасмурную погоду. Расчет был прост: по дороге в гостиницу сфотографировать его, а потом покататься в удовольствие на более мощных машинах. Но оказалось, что с двигателем 1,9 TDI машина "едет", причем еще как - во всех режимах и на всех передачах. На пятой еще ощущалось вполне приличное для совершения маневра на автобане ускорение, а "тупить" машина начинала только на шестой передаче, когда расход топлива падал до 4,5 литра на 100 км (кстати, на седанах A4 шестиступенчатой коробки c 1,9 TDI нет). К тому же на скорости легкий тракторный шум дизеля, заметный на парковке, растворялся в шелесте колес. Я, естественно, в очередной раз пожурил про себя упрямых россиян, которые упорно игнорируют дизели. Еще больше я проникся уважением к турбодизелю, когда на обратном пути попробовал точно такую же машину, только с двухлитровым бензиновым двигателем. Те же 130 л.с., та же ручная коробка, передний привод, а ощущения другие - двигатель субъективно воспринимается как менее мощный. Газ в пол на пятой передаче - и практически ничего. Но все равно, лидер продаж в России (судя по цифрам продаж A4-седана) - все те же бензиновые два литра. Позже я понял, почему. Цена на дизельную версию "Аванта" (1,9 TDI) будет на $3200 выше, чем на бензиновую двухлитровую. Дизель, правда, меньше "ест" - на одной "заправке" может отмахать 1300 км - и топливо для него дешевле. Но экономия при текущих российских ценах на топливо - чуть больше доллара на сто километров. То есть для того, чтобы "отбить" изначально переплаченные $3200, нужно проехать почти 300 тыс. км! Почти как до Луны. Добавим сюда более частую замену масла (каждые 7,5 тыс. км), рекомендуемую производителем для стран с плохим топливом, и учтем советы по использованию отечественной солярки: перед тем как залить ее в бак, лучше дать ей выстояться в канистрах, чтобы вся грязь опустилась на дно. Но, похоже, россияне и так сделали свой выбор: из 250 проданных в этом году "четверок" всего две были с моторами TDI. Кстати за год, с момента презентации А4-седана, появились две новые модификации дизелей. 1,9 TDI представлен теперь в двух версиях - 100 и 130 л.с., а ураганный 2,5 TDI поставляется не только 180 л.с., механическая коробка, кваттро, но и с передним приводом - "придушенный" до 155 л.с., этот турбодизель впервые агрегатируется с "мультитроником".
ПОДИ ЗАПОМНИ.
О том, что представляет собой "мультитроник", мы уже неоднократно писали. Но напомним. Это бесступенчатая автоматическая трансмиссия, представляющая собой широкую металлическую цепь, соединяющую два шкива переменного диаметра. По всем характеристикам - во всяком случае, заявленным производителем, - практически не уступает механической коробке. "Мультитроник" стоит дополнительных $1500, но дарит водителю меньше задора. Цифры разгона - как и потребления топлива - такие же, как и на ручной коробке, а лихости трехлитрового, к примеру, двигателя, не ощущаешь. Специалисты говорят, что дело тут в эмоциях: дескать, при ручном переключении ты чувствуешь резкое ускорение, а равномерный разгон так не "заводит". Может быть, но за что мы платим как не за собственные иллюзии относительно той или иной машины?
"Мультитроника" с полным приводом quattro нет - пока не разработан выход на карданный вал. Quattro поставляется с "ручной" коробкой и типтроником (ступенчатым "автоматом" с возможностью ручного переключения передач). Полный привод предлагается на машинах с двигателем от 150 л.с. То есть с уже упомянутым 2,5 TDI (180 л.с.), популярным 1,8 Т (150 л.с.), модернизированным 2,4 (170 л.с.) и топовым 3,0 (220 л.с.).
Осталось, для создания полной картины, упомянуть "бюджетный" мотор 1,6. Но его 102 л.с. не дотягивают до шильдика quattro.
ЕВРОВАГОН НЕ ДЛЯ ЕВРОВАГОНКИ.
Как известно, самый быстрый в мире универсал - это Audi RS4 Avant Quattro, сделанный на базе уже снятой с производства машины. Принятый на борт кубометр евровагонки он может разогнать до 100 км/ч за пять секунд. Когда появится RS4 на базе нового "Аванта", точно сказать нельзя - представители концерна говорят, что, по традиции, самую заряженную версию выводят на рынок ближе к тому моменту, когда начинает сворачиваться производство обычных универсалов. То есть не скоро. Но с уверенностью можно заявить, что пока еще не существующий супервагон сможет увезти почти столько же, сколько и предшественник. Во всяком случае, погрузочный объем на новых "Авантах" увеличился на 52 литра при поднятых задних сиденьях, хотя и уменьшился при полной раскладке - теперь это 1184 литра вместо прежних 1250.
Зато в новом "Аванте" появились дополнительные ниши. Одна, под полом багажника, вмещает 65 литров, в другую, в перчаточном ящике, может быть установлен холодильник. Небольшой, как раз на бутылку. Ее наполнение, равно как и наполнение багажника, - дело привычки и вкуса. А со вкусом у владельцев "Авантов", считают в Audi, все в порядке. Иначе с чего бы они безошибочно выбирали лучшие в мире универсалы?
© Автопилот
Октябрь 2001