Кажется, вы относились к ней не очень серьезно. Смотрели с усмешкой. Считали недоразумением или подарком на 8 Марта. Между тем эта стильная штучка, получив под капот 250-сильный V6 и уникальную механическую коробку передач, теперь способна показать две свои выхлопные трубы даже «Порше Бокстеру».
Я помню, как все начиналось. Первые скетчи — предвестники революции в Audi-дизайне, шок от первых снимков, «живого» прототипа и вопросы в восторженных глазах после моего возвращения с Парижского автосалона 1998 года, где ТТ дебютировал как серийный автомобиль: «Ты видел? Трогал? Пробовал?» Легко догадаться, что это были женские глаза.
ТТ провозгласила новую эпоху в жизни Audi. «Бочка» с «селедкой» в зеркале заднего вида окончательно скрылись за горизонтом, но вот что произошло с самим Audi ТТ: он стал жертвой всемирного штампа о несовместимости «настоящего мужского» и «ну очень модного», и большинством был воспринят как женский. Или несерьезный. Необязательный для концентрации. Что делать: если у Большого театра вам попался на глаза крашеный блондин в лаковых двухцветных туфлях и пиджаке от D&G, это о многом говорит. Хотя еще ничего не значит. Между тем весь первый год продаж Audi ТТ тех индивидуумов, которые имеют привычку встречать по одежке, раз за разом вытаскивали из кюветов. Никто не спорит: если бы спойлерок, которым сейчас оснащается каждый ТТ, приворачивался с самого начала выпуска, то задние колеса прижимались бы к асфальту сильнее и инцидентов было бы меньше. Но ведь ездили эти водители на ТТ совсем не так, как на Twingo! Точнее, они ожидали, что характер машины будет мягким и покладистым. Не отнеслись они к автомобилю с должным почтением, подумали, что если с виду модно до экстравагантности, значит, внутри пусто или бесхребетно. Ошиблись. Перепутали с матрешкой. И поплатились.
Мысль о том, что «Тэтэшка» такая же женская машина, как девчонки-«татушки» — малолетки-лесбиянки, в мою голову была вбита тоже не сразу. Первую машину в Москву привезла себе, что тоже показательно, — женщина, моя хорошая знакомая. После первого «проезда» с Лубянской площади по набережным Москвы и Яузы в Сокольники и обратно закрались сомнения: жесткая подвеска, острый руль, нервная педаль газа, ограниченная обзорность. Для кого это? Но насколько ТТ своеобразна и интересна не только снаружи, мне стало окончательно ясно в условиях, приближенных к боевым — на последнем курсе школы Audi Driving Experience на Нюрбургринге.
И вот теперь — Монте-Карло и модернизированный ТТ. Новый двигатель V6 в 250 л.с. со специально настроенным «голосом», «поджатая» подвеска, тормоза от RS4 и еще целый ряд изменений и дополнений, усугубляющих спортивность (см. стр. 40, 41). Но самое интересное и затмевающее все остальное — уникальная трансмиссия, позволяющая почти мгновенно переключать передачи, не снимая рук с руля и не нажимая никаких педалей! Вы скажете: невелика новость, видали. Однако ТАКАЯ коробка передач на серийных машинах еще не встречалась! Вот в чем здесь дело: Direct Sequential Gearshift устроена так, что шестерни 1-й, 3-й и 5-й передач сидят на одном валу, а 2-й, 4-й и 6-й — на другом. У каждого вала — свое многодисковое сцепление. При этом первый вал находится внутри второго! (Инженеры Audi второй раз гениально использовали внутреннюю пустоту вала — первый раз в знаменитой конструкции Quattro.) Когда в работе одна передача, например третья, шестерни четвертой тоже в зацеплении, тоже крутятся и только ждут, когда электрогидравлический привод включит 4-ю передачу. Процесс переключения занимает всего 0,2 секунды, что вполне сопоставимо со скоростью работы рычагом КПП продвинутым водителем. Водитель же ТТ теперь это делает как пилот Ф1, нажимая пальцами на рычажки-лопатки.
У DSG три режима: D и S — простой и спортивный автоматические, но позволяющие переключать передачи вручную, и чисто мануальный. Тронемся? Посмотрим на это Монте-Карло? Ставим рычаг в положение S, отключаем ESP, нажимаем одновременно педаль тормоза и газа. Когда стрелка тахометра замирает около 3500 об/мин, отпускаем тормоз. Без дыма, пыли и особого шума машина рвет с места. Звук у ТТ теперь совсем другой, его специально подбирали под новый двигатель. Но преимущества его мощной натуры отходят на второй план: сначала хочется разобраться с преимуществами новой коробки. Дорога из Ниццы в Монако этому способствует.
Режим D позволяет двигаться на «автомате», не испытывая ничего, кроме радости от процесса. За окном море, под колесами идеальный асфальт, дорога вьется по горному побережью, передачи включаются в тот момент, когда ты об этом подумаешь. Попробуем потянуть тремя пальцами пластмассовую лопатку под рулем — переключает! Левой — понижает, правой — повышает.
Поедем побыстрее. Вот где ручное управление вызывает восторг. Я понял: когда мужчины говорят, что любят ручные КПП, а женщины, что не любят, говорят они на самом деле о разном. Мужчины предпочитают управлять процессом и самостоятельно включать нужные передачи. Женщин раздражает необходимость синхронизировать работу правой руки и левой ноги, т.е. не любят они, по большому счету, педаль сцепления, а к рычагу относятся неплохо. Потому что тоже любят иногда подержать руку на пульсе и контролировать ситуацию. А какое чувство контроля дает эта новая коробка! То, что переключение за 0,2 секунды воспринимается как мгновенное — это одно дело. Другое — теперь в повороте можно переключаться в любой момент: в начале, в середине, в конце — и не беспокоиться о стабильности автомобиля, потому что сцепление всегда включено.
На руле на большой скорости есть ощущение некоторой неустойчивости. Словно шар в верхней точке сферы, автомобиль готов мгновенно отреагировать даже на намерение изменить направление движения. При этом в скоростном повороте чувствуешь, как подвеска будто «собрана в кучу», и ты можешь выписать именно ту дугу, которую хочешь, — ограничений от автомобиля будто не существует. А с включенной ESP ощущаешь себя, как маленький принц, безнаказанным. Режим S держит обороты двигателя в зоне максимальной мощности — от 5 до 6 тысяч. При 4000 происходит переключение на низшую передачу. Двигатель в таком режиме разговаривает во весь голос, поэтому пользоваться им уместно, решая действительно спортивные задачи. И смешное наблюдение. Когда на большой скорости бросаешь педаль газа, обороты падают, но, достигнув 4-х тысяч, передача понижается и стрелка тахометра перемещается на отметку «5000». Автомобиль при этом ускоряется. И так, пока скорость не станет меньше 60 км/ч.
Субботнее утро в Монте-Карло нас встретило приветливым солнцем и пустынными улочками. Богачи еще спали, пилоты Ф1 готовились к Австралии где-то не здесь, мажордомы выгуливали собак. Никого достойного не попадалось. А так хотелось стрельнуть — ТТ все-таки... И, пожалуйста, на ловца прибежал зверь: Porsche Cayenne S с итальянскими номерами объехал нас, как припаркованных. Вот к нему мы и пристроимся аккуратно. Главное, чтобы он на большую дорогу выехал, а там посмотрим, «Кайенн» он или койот... Гнали мы его километров 20 и уже на итальянской территории, уткнувшись в шлагбаум платной дороги, повернули обратно. Так и не понял, наверное, этот рагаццо в «D&G», что за серая лягушка висела у него на хвосте, невзирая на все его ухищрения и обгоны по правой полосе…
© Автомобили
Апрель 2003