На этот раз объектом "экспериментов" знаменитого тюнингера Рихарда Хаманна стал хрестоматийный спорткар из Мюнхена - купе М3. Автомобиль заслужил мировую известность благодаря своему шасси и ходовым качествам, но, понятно, с 3,2-литровой рядной "шестеркой" претендовать на звание суперкара не мог. Поэтому в "операционной" Hamann закипела работа. Место компактной рядной "шестерки" занял 5-литровый V8 от M-Motorsport, которым ценители восторгались на замечательном BMW М5 и особенно на великолепном родстере Z8.
Разумеется, для "пересадки" полноразмерного V8 моторный отсек серийного М3 пришлось основательно "перекроить". Специалисты Hamann вырезали в несущем каркасе переднего объема кузова необходимые углубления, а затем "вживили" оригинальные элементы, попутно усилив корпус. В итоге даже точки крепления стоек подвески были подвинуты на пару сантиметров, чуть сместился вперед и передний бампер - требовалось разместить не только сам двигатель, но и радиаторы соответствующих размеров. В общем, эта процедура вполне достойна самого настоящего автопроизводителя, коим Hamann официально и считается.
"Пристраивать" V-образный мотор под капот М3 немцам было не впервой - у фирмы уже имелся уникальный опыт по "имплантации" в недра купе 3-й серии гигантского 6,1-литрового V12 (см. № 11, 2001)! (Кстати, именно с той сенсационной модели Laguna Seca Hamann и начал практиковать "пересадку" дверей-"крыльев" своим машинам.) Но если представить купе среднего класса с двигателем V12 крайне затруднительно, то М3 c V8 M-Motorsport - вариант вполне "закономерный". С момента дебюта нынешней M3 (Е46) в 2000 г. многие поклонники баварских машин, особенно в США, буквально требовали 8-цилиндровую версию модели. И это было логично, ведь тот же Mercedes комплектует мотором V8 CLK - прямого конкурента М3. BMW и сама уже начала тяготеть к такому решению и даже выпустила экстремальную 8-цилиндровую M3 GTR. Но это была крошечная партия для омологации в заокеанском гоночном чемпионате ALMS.
Машина имела минимум общего с серийной и вообще была мало пригодна для дорожной эксплуатации. В итоге мюнхенские инженеры официально заявили: в нынешнем поколении V8 на М3 не появится. Поэтому-то совершенно реальный и, по словам Хаманна, "непроблематичный" процесс адаптации 8-цилиндрового агрегата к М3 вызвал повышенный интерес знатоков. Хаманн испытывает особую гордость от того, что помог сбыться чаяниям наиболее настойчивых поклонников концепции "М3+V8", и поэтому главный герой модели Las Vegas Wings выставлен на всеобщее обозрение. Громадная красная "плита" V8 красуется в стеклянной "витрине" - в капоте сделан огромный застекленный вырез, обрамленный карбоном: раз уж именно V8 под капотом М3 и является главным козырем машины, так пусть этого "возмутителя спокойствия" видят все! Ведь если кузов М3 просто украсить шильдиками "V8", многих сторонних наблюдателей это может только насмешить: вот, мол, пижон, которому невдомек, что такого сочетания нет в природе. А так все по-честному: полная "прозрачность"!
Чтобы еще больше усилить визуальный эффект от трансформаций М3 и придать его облику сходство с суперкарами, Las Vegas Wings, как и предшествующим Laguna Seca и San Diеgo Express (см. № 9, 2003), подарили двери-"крылья". Сущность стала полностью соответствовать названию. У запатентованной Hamann технологии перемещения серийных дверей с их стандартного места на передние стойки крыши появляется все больше поклонников. Тюнингер отработал несложную и не очень дорогую процедуру, в результате которой автомобиль при распахивании дверей вызывает у окружающих буквально сногсшибательную реакцию. Перемещающиеся по дуге "крылья" завораживают своей элегантностью! Эти чудесные двери специалисты Hamann могут "пришить" любому купе 3-й серии, превратив рядовой автомобиль в магнит, притягивающий внимание прохожих. А современные компьютерные программы позволяют рассчитать места крепления новых петель с такой точностью, что "крылатые" двери входят в проемы и запираются идеально. При этом ни сами стандартные двери, ни стекла в них не изменяются. Даже характерный для машин BMW солидный глухой звук при закрывании сохраняется! И внутренние дверные ручки, изначально спроектированные для распашных дверей, не менее удобны, когда за них берешься снизу и затем тянешь вниз, а не вбок. Но самое удивительное, что такое смелое решение одобрено неподкупным немецким TUV - у "крылышек Хаманна" есть сертификат соответствия!
Подробное описание всех стилистических аксессуаров, которыми так щедро одарен Las Vegas Wings, заняло бы не одну страницу. Это "пластмассово-алюминиевое зодчество" можно рассмотреть на фото. Все элементы, кроме того, могут быть установлены на обычный BMW 3-й серии, к тому же далеко не все из этого "агрессивного" дизайн-пакета Hamann смотрится гармонично или высококлассно. Las Vegas Wings покоряет своими техническими и инженерными решениями, а вот выверенному стилю оригинальной машины при этом процессе подчас приходится не сладко, ведь главная задача тюнингового "обвеса" - как можно сильнее изменить облик серийного автомобиля...
Характеристики серийного V8 (400 л.с. и 500 Нм) всегда считались достаточными, если не более того, для поклонников самой динамичной езды. Но Рихард Хаманн полагает, что этот элитный, по мнению многих, мотор "собирают на потоке, экономя на компонентах". Поэтому даже прославленный двигатель от M-Motorsport подвергся доработке. Оставив неизменным рабочий объем мотора и почти не касаясь его "внутренностей", специалисты Hamann ограничились модификацией впускной системы, снабдив ее гоночным воздушным фильтром, заменой электронного блока управления и, конечно же, установкой в выпускную систему особых катализаторов и глушителей. И подобные меры привели к ощутимому результату: "допинг" от Hamann позволил получить 485 л.с. и 555 Нм. Разумеется, большой V8 и многочисленные стилистические аксессуары увеличили массу Las Vegas Wings ровно на центнер по сравнению с серийным М3. Однако ведь и мощность возросла на 142 л.с., а самое впечатляющее, что тяга увеличилась почти на 200 Нм, то есть на 60%! Нет сомнений, "выращенный" Hamann М3 V8 относится к совершенно другой, нежели базовый М3, категории. Это уже полноценный представитель "элиты": разгон до "сотни" за 4 с и максимальная скорость 315 км/ч означают, что "крылатые" двери открывают вам путь за руль настоящего суперкара!
"Но, как и любой мощный BMW, - делится первыми впечатлениями наш тест-пилот Дени Морен, - этот "радикальный" вариант абсолютно не напрягает при городской езде. На сдержанных скоростях по комфортабельности и легкости управления машина совершенно идентична любой самой маломощной "трешке". Мягкая педаль сцепления, податливый руль, подвеска, доблестно "проглатывающая" неровности, обеспечивают такой же превосходный комфорт, что и большинство "биммеров". Конечно, уже на этой "прогревочной" стадии невозможно не заметить особой тяговитости двигателя. Он исключительно эластичен - с 2000 об/мин V8 тянет весьма прилежно.
Старт с места в горку на высшей, VI передаче - фокус, который мне так нравилось проделывать на Z8, - с этим форсированным мотором еще более плавный и эффектный! До 3500 об/мин звук работающего двигателя (даже со спортивными глушителями) не превышает уровень шума в салоне среднестатистического седана. Вместе с V8 сюда перекочевала и известная специалистам коробка передач от М5 (только с еще более короткими ходами), а это значит, что переключения происходят с фантастической четкостью и требуют гораздо меньше физических усилий, чем у рядовой легковушки! Иными словами, бескомпромиссность тюнинга Hamann отнюдь не уменьшает составляющую "донорского" М3 - очень комфортабельного автомобиля для повседневной эксплуатации.
...Навязчивое яркое пятно громадного мотора перед глазами пилота словно красная тряпка для быка! Нажимаю посильнее на правую педаль, и под капотом оживает демон. Несмотря на то что включена III передача, задняя ось нервно подергивается вправо-влево и начинается мощный "спурт". А как на I и II передачах? О-о, да Герр Хаманн и в самом деле сделал "инъекцию бешенства"! Ошарашивая жутким "ракетным" стартом, машина разгоняется настолько ожесточенно и с такой нешуточной перегрузкой, что я могу сказать с полным правом: по ускорению она вполне сопоставима с классическими суперкарами с их V12! Причем неугомонный баварский V8 не знает "провалов" - он упоенно ускоряет машину уже с 2000 об/мин - очень редкая "наполненность" тягой. Тюнингеру даже пришлось применить задний самоблокирующийся дифференциал (40%), но под влиянием огромной мощи ведущие колеса все равно то и дело норовят прокрутиться независимо друг от друга, требуя решительных действий рулем. В эти мгновения свирепого разгона не стоит задумываться о том, сколько у этой машины лошадиных сил и почему вдруг по эмоциям разгона она оказывается значительно сильнее, чем более мощные модели. Ощущаемые ездоками перегрузки и интенсивность набора скорости зависят от очень многих факторов, и по их совокупности Las Vegas Wings можно поставить в один ряд с самыми безумными моделями. Это сумасшедший спринтер!"
Доработка двигателя и особенно новые глушители Hamann лишили агрегат M-Motorsport его знаменитого "голоса" - такого интеллигентного металлического "стрекотания", одновременно утонченного и громкого (см. № 11, 2000, № 9, 2002). Конечно, форсированный мотор Hamann тоже ублажает пилота насыщенным басом, на высоких оборотах переходящим к более высоким, звенящим нотам. Но его звучание менее пикантно и менее замысловато, оно, к нашему удивлению, грубее, банальнее и даже тише, чем у упомянутых двигателей M-Motorsport.
Зато Хаманну удалось придать мотору новый, дерзкий нрав. Двигатель M-Motorsport отличается ярко выраженной линейной характеристикой: нарастание тяги происходит мощно, но прогрессивно. А V8 от Hamann, ничуть не утратив фанатичной тяговитости, "заразился" ожесточенными "всплесками". При 4000 об/мин мотор взрывается бурным притоком мощности, словно подключилась турбина высокого давления. На переключение передач уже при 2500 об/мин двигатель также отвечает жестоким толчком в спину, процесс набора оборотов происходит гораздо стремительнее, чем у стандартного агрегата. Характерно, что и на самых высоких оборотах мотор сохраняет намного больше энергии: даже при 7000 об/мин отчетливо ощущается, что запас мощности еще есть! Да и "крутить" мотор можно до более высоких значений - например, на нашем автомобиле это чуть больше 8000 об/мин. Хаманн считает это оптимальным пределом. Но для особо темпераментных владельцев фирма может в сделать еще более высокооборотный агрегат! Поэтому-то на фирменном тахометре Hamann нет красной зоны - все по индивидуальному заказу. Такие значительные изменения в поведении мотора кардинально меняют стиль пилотажа, делают его еще более зажигательным!
"Мне кажется, что это интересный психологический ход, - говорит Дени Морен. - Когда у пилота постоянно в поле зрения работающий мотор, образуется некая "ментальная" связь: он видит, какой агрегат разгоняет автомобиль и полностью ему подчиняется! И, пожалуй, вид открытого двигателя воздействует на подсознание водителя гораздо сильнее, чем наличие пижонского "окошка" на капоте. Конечно, дополнительная нагрузка на переднюю ось в виде 80 кг двигателя V8 заметно уменьшила ту остроту и выдающуюся послушность поведения передней оси, которой славится М3 с 6-цилиндровым мотором. При атаке в повороте ставший более грузным "нос" приводит к отчетливому проявлению недостаточной поворачиваемости - передок норовит сместиться наружу. Но с таким "табуном" под капотом на это не стоит обращать внимание.
Чуть больше "газа", и задняя ось начинает такую "пляску", словно разъяренный бык во время корриды взбрыкивает задними ногами! Тут уж от недостаточной поворачиваемости не остается и следа, справиться бы с избыточной. Ну и темперамент! Удивительно, что на этом демонстрационном экземпляре не действует кнопка "DSC off" - электроника включена постоянно. Но эффективность базовой DSC рассчитывалась, разумеется, под возможности гораздо менее "буйной" рядной "шестерки", а с лавиной мощности форсированного V8 этому "сторожу" не совладать, так что активное воздействие на педаль "газа" неизбежно приводит к постоянным пробуксовкам и потере стабильности как в виражах, так и на прямой. И все-таки в отличие от большинства сверхскоростных суперкаров, мощь которых обычно может быть использована только на прямых участках, Las Vegas Wings - автомобиль для пилота, в нем сохранились "гены" М3. Водителю даже со средней подготовкой я бы не советовал сколько-нибудь смелых экспериментов на этой машине. Но при наличии гоночного опыта и определенной смелости вы получите массу незабываемых эмоций от схватки с этим обжигающим "сплавом" недостаточной и избыточной поворачиваемости. Но, разумеется, только на ровном сухом асфальте! Тем более что механизм выбора передач этой коробки настолько потрясающий, что многочисленные спортивные переключения - непременная составляющая удовольствия, которое доставит вам этот автомобиль!"
На автобане Las Vegas Wings вновь заставляет не сомневаться в своей особой "силовой подготовке". Стрелка спидометра встречается с отметкой "300" быстро и безропотно - для этого нужно всего лишь несколько километров прямой. Владельцам стандартных Z8 и М5 это зрелище недоступно - на заводе скоростные возможности обеих моделей ограничены на уровне 250 км/ч, но даже автомобили с отключенным "сторожем" чуть-чуть недотягивали до заветных "трех сотен". Hamann же способен продолжить разгон и дальше, правда, после 300 км/ч интенсивность набора скорости резко падает - каждый новый километр требует времени. Зато машина Рихарда Хаманна восхищает выдающейся стабильностью при движении на высоких скоростях. У автомобиля стопроцентная устойчивость! Весь этот навесной "маскарад" ("гипертрофированные" спойлеры, обтекатели-пороги, диффузор заднего бампера и огромное антикрыло на крышке багажника) может кого-то и раздражать, но его эффективность очевидна. Когда летишь на скорости более 300 км/ч, поражаешься удивительной стабильности (даже по сравнению со стандартными BMW) и о спорной эстетике аэродинамических аксессуаров даже не вспоминаешь. Правда, эти массивные аксессуары на высоких скоростях создают в салоне довольно серьезные аэродинамические шумы. Это можно было бы расценить как недостаток, но, по крайней мере, все воспринимается логично: машина идет со скоростью 300 км/ч, водитель отчетливо слышит сопровождающие этот процесс звуки и осознает, что это почти такая же скорость, с какой взлетает реактивный аэробус! Такая "голосистость" Hamann на "максималке", как ни странно, даже приятнее, чем полная тишина в салоне Brabus при той же скорости...
Тюнинг шасси от Hamann может служить примером для подражания любому производителю. Сочетание минимального клиренса, почти полного отсутствия кренов при отменной комфортабельности шасси - в достижении этого компромисса Хаманну практически нет равных. Настройки подвески таковы, что даже на сверхнизкопрофильных шинах неровности дороги не особенно досаждают пассажирам. Наконец, тюнингер избавил М3 от ее "ахиллесовой пяты" - слабоватых тормозов. Импозантные красные 6-поршневые суппорты Hamann Racing обеспечивают очень мощное замедление, хотя продолжительные экстренные торможения все же приводят к потере эффективности. К тому же во время резкого торможения машину заметно поводит вправо-влево. Но, по словам Рихарда Хаманна, это неизбежный результат нарушения развесовки, ведь изначально автомобиль не был рассчитан на установку V8. Однако даже такие "шалости" в поведении машины воспринимаются адекватно в свете ее общей "сумасшедшинки".
Что в итоге? Как и бывает в подобных случаях, цена "усовершенствованного" автомобиля по сравнению с исходным экземпляром может повергнуть в шок: 280 тыс. евро (tax-free). На эти деньги можно купить пять стандартных М3, четыре М5 или два с половиной Z8! Но машину от Hamann не стоит напрямую сопоставлять с серийными образцами из-за огромного объема конструкторских и эстетических (не говоря уж о "ментальных") преобразований. Этот "мутант" живет своей жизнью, это уже принципиально новая "раса". Поэтому и в официальном названии модели нет никакого упоминания ни М3, ни вообще BMW. Базис, конечно, баварский, но вот новоявленный автомобиль - исключительно Hamann Las Vegas Wings. Динамические способности и экстравагантность, достойные суперкара, и цена соответствующая.
Кстати, немецкий TUV официально подтвердил результат Las Vegas Wings в разгоне 0-100 км/ч: 4 с. То есть это творение Hamann смело можно отнести к категории самых динамичных 4-местных моделей, в которую также входят Ferrari 612 Scaglietti (4,2 c), Bentley Continental GT (4,7 с) и Mercedes AMG CL 65 (4,5 с). Hamann при разгоне весьма эмоционален, а уж в смысле "4-местности" М3 может дать сто очков вперед. Правда, определение "серийный" у Las Vegas Wings весьма условное, но тем не менее тюнингер уже продал полдюжины таких машин.
© Автопанорама