Узкие улочки редких городков на южном побережье итальянской Сардинии едва вмещали глянцевый фюзеляж новой «пятерки» BMW. Протискиваясь между крохотными малолитражками и потертыми средиземноморским солнцем и ветрами двухэтажными домиками, я мечтал вырваться в забытые континентальным человечеством горы, на оперативный асфальтовый простор. Но и там дорожки оказались больше пригодными для езды на Mini Cooper S... Ладно! Баварцы обещали, что эта машина управляется, как гоночный карт. Отключаю бдительную электронику — и «Flat out»! Сначала — динамика! А вечером спокойно разберусь с эргономикой и комфортом…
Предыдущую «пятерку» язык не повернется назвать «старой» — машина разошлась по миру тиражом полтора миллиона экземпляров. Рискну предположить, что оставь ее баварцы на конвейере еще несколько лет, все равно семейство Е39 было бы хитом продаж в своем классе. Но — время и идеи Криса Бэнгла берут свое. Коль уж флагманскую «семерку» поменяли без жалости и сострадания — чего же ждать пощады для «пятой серии»?
Возможно, я необъективен. Может, виной тому великолепная Е39 530iA калининградской сборки, которая прошла у нас длительный редакционный тест с пристрастием и оставила о себе только самые добрые воспоминания? Может, ощущение того, что по сравнению с настоящим куском мужского железа, коим однозначно воспринималась предшественница, новинка стала более бисексуальной и скорее приведет в восторг женщин и модных, а не настоящих мужчин? Все, абстрагируюсь от личных предпочтений и эмоций, и перехожу к рассказу о Е60. Тем более что при ближайшем рассмотрении новая «пятерка» оказывается очень интересным и прогрессивным даже для BMW автомобилем.
Новую машину делали с чистого листа. Кроме приведения внешнего облика в соответствие с веяниями нового тысячелетия, среди основных производственных заданий можно выделить несколько самых важных. Нужно было построить большой, просторный, вместительный и комфортный автомобиль, который при этом отвечал бы всем представлениям философии BMW об «удовольствии за рулем», был бы послушным, быстрым, безопасным, экономичным и радовал клиента новыми техническими разработками, без которых европейцы уже не мыслят себе современный автомобиль за 50 тысяч евро. Я, как любой нормальный человек, прослушавший этот набор невыполнимых капиталистических обязательств, не удержался от скептической гримасы на лице и с многозначительным «ну-ну.» погрузился в изучение матчасти.
Перед конструкторами шасси стояла задача обеспечить машине отменную «чистую» управляемость, без учета дальнейшего использования фирменных систем стабилизации курсовой устойчивости и поведения в повороте. По сравнению с предшественницей Е60 получила увеличенную на 62 мм колесную базу (2890 мм), + 46 мм для колеи передних колес (1558) и + 56 мм для задних (1582 мм). Кроме всего прочего, это позволило излечить самую заметную эргономическую болезнь предыдущей «пятерки» — впервые задние пассажиры 5-er имеют практически столько же места для ног, сколько передние. Уменьшился передний свес — теперь практически вся знаменитая рядная баварская «шестерка» находится над передней осью и в базе, что очевидно пошло на пользу управляемости.
Благодаря используемой впервые смешанной конструкции кузова из алюминия и стали (практически весь «передок» Е60 сделан из авиационного металла) удалось добиться оптимальной для заднеприводного автомобиля развесовки по осям 50/50. Общий вес новой машины по сравнению с предшественницей уменьшился на полцентнера! А если учесть, что ходовая часть новой машины была создана на базе полностью алюминиевого шасси «седьмой серии», результат получился на лицо — по лабиринтам горных дорог Сардинии с полностью отключенной электроникой «пятерка» рулится просто безупречно! Кто бы сомневался.
Моторов пока два, на выбор, оба 3-литровые. Бензин и дизель, которые агрегатируются с 6-ступенчатыми механическими или автоматическими КП производства ZF. И если с 231-сильным двигателем и его отменными характеристиками мы хорошо знакомы по предыдущей модели, то дизель просто поверг в шок: 218 л.с., как на Subaru Impreza GT, а момент (500 Нм) — практически вдвое больше! 0-100 км/ч за 7,1 секунды, километр с места — за 27, а максимальная скорость — 245 км/ч! Редкий случай, когда сравнение не в пользу одной из самых быстрых массовых машин и выигрывает его двигатель с воспламенением от сжатия!!! Жаль, что пока появления этого мотора в России ждать приходится только «через черный ход».
Интерьер тоже решен в новом стиле, предложенном поклонникам BMW новой «семеркой». Чистокровные «седьмые» сиденья, разделенная на три секции передняя панель со скромным щитком и центральным дисплеем фирменной коммуникационной системы i-Drive, многофункциональное рулевое колесо. Осмелюсь предположить, что в «пятой» серии это выглядит и, главное, воспринимается «глазами и на ощупь» грамотнее и логичнее, чем во флагманской «седьмой». i-Drive стал проще, рычаг управления коробкой вернулся на привычное европейцу место на центральном тоннеле, и ничто теперь не наводит человека на мысли об экскурсии в кабину космического корабля другой цивилизации — это просто новый и очень современный автомобиль с по-немецки безупречным качеством интерьера. Еще бы руль чуть-чуть потолще, да вообще обойтись без «ай-драйв». В частной беседе эргономисты BMW доходчиво объяснили мне, что новое поколение пользователей, которые не мыслят своей жизни без компьютера, приняли iD на «ура!». А для таких ретроградов, как я, воспитанных на черно-белом кинематографе, живых концертах рок-групп и до сих пор использующих компьютер как печатную машинку с расширенными возможностями, BMW делает Z4. Кто бы спорил.
В ходу понравилось все, кроме электроники. Без сомнения, в ближайший год баварцы доведут «пятерку» до идеального состояния, когда коробка будет с «полуслова» понимать водителя и мотор (ведь на Е39 эта связка работает безупречно!), система стабилизации DSC полностью разберется с изменениями в геометрии шасси и заработает еще лучше, чем на снимаемой с производства машине, а революционное рулевое управление для лодырей и чайников Active Steering избавится от детских болезней совершенно новой конструкции и станет помогать водителю и в поворотах, и на скоростной прямой, а не сбивать его с толку. Подозреваю, что время, когда новой пятой серии можно будет сказать бескомпромиссное «Да!», придет одновременно с тем, как на рынок выйдет новая Е60 М5 — подразделение Герхардта Бергера не возьмется за сырой продукт и закончит начатое «баварскими пионерами автомобильного космоса для народа». Давно подмечено: чем удачнее получаются версии от BMW Motorsport, тем лучше становятся все «гражданские» машины концерна.
В продаже Е60 появится в середине июля, причем уже традиционно для BMW российская премьера совпадет с европейской. Цены обещают начать кусаться с 47 тысяч евро. Одновременно Е39 снимается с производства в Калининграде, и у нашего завода будет около полугода на переналадку конвейера под новый автомобиль. А у нас — те же полгода, чтобы свыкнуться с мыслью: времена меняются, и на дворе даже не XXI век, а третье тысячелетие.
© Автомобили
Июнь 2003