Ездить на кабриолете в наше время - примерно то же самое, что ходить во фраке. Однако на открытой машине можно ездить даже зимой. В этом мы убедились на примере BMW 645Ci.
Если вы не владелец кабриолета или родстера, то вряд ли катались с опущенной крышей среди заснеженных полей. Обычно для представления своих открытых моделей производители выбирают более традиционные места и сезоны. Однако реалии рынка вынудили BMW устроить премьеру кабриолета 645Ci практически зимой. Близился сезон, заказы уже принимаются, и с тем, что эта зима в Германии оказалась одной из самых снежных, ни один из маркетологов ничего поделать не мог. Тогда и родилась такая неформальная установка: лучшие качества машин проявляются именно в экстремальных условиях.
ОСОБА, ПРИБЛИЖЕННАЯ К ИМПЕРАТОРУ
Если бы автомобильный мир был монархией, то место на троне наверняка заняли бы болиды "Формулы-1", а "особами королевской крови" числились бы, наверное, прочие гоночные машины. Однако члены этого августейшего семейства, подобно всем прочим, сильно ограничены условностями и с обычным миром соприкасаются мало. Вот и спортивным снарядам на четырех колесах дорога в города закрыта. Полная свобода передвижения доступна лишь представителям дворянства рангом пониже. И здесь самые почетные титулы достались их "родственникам по крови" - родстерам и кабриолетам.
Круг придворных невелик: родстеров на рынке не так уж много, а четырехместных кабриолетов - и того меньше. Так что новейшее пополнение шестой серии BMW - открытая версия купе 645Ci - в своем классе остается в одиночестве. Прочие марки-конкуренты предлагают любителям свежего ветра модели в более компактных сегментах. C одной стороны, BMW вроде как движется против потока. С другой - выбор "чистой делянки" вполне оправдан с маркетинговой точки зрения.
ФИФТИ-ФИФТИ
"Великолепная семерка" и "твердая пятерка" собрали немало критических отзывов касательно стиля. И хотя утверждается, что это не сказалось отрицательным образом на объемах продаж, скептические вопросы у многих оставались. Когда появилась новая "шестерка" (см. "Автопилот" №12/2003), наконец-то стало понятно, чего искала и к чему стремилась команда дизайнеров под руководством Криса Бэнгла. Если вы считали две предыдущие разработки неудачными экспериментами, посмотрите на 645Ci. Не кажется ли вам, что именно эта модель оправдывает те "эскизы"? На наш взгляд - более чем. Даже лишенная очень важной с точки зрения формообразования крыши "шестерка" внешне выглядит образцом элегантной сдержанности BMW и имеет явный шарм скорости, которая так ценится в дорогих машинах.
Впрочем, и с поднятым верхом автомобиль не теряет обаяния. Отчасти именно этим был продиктован выбор мягкого тента взамен жесткой складной крыши. Последнюю не удалось бы так точно вписать в требуемый силуэт - пришлось бы сокращать длину салона либо увеличивать задний свес для размещения сложенного верха. Однако в качестве основного аргумента такого выбора BMW называет меньшее влияние мягкого верха на развесовку автомобиля. Во-первых, тент легче, во-вторых, он складывается более компактно. Так что и в закрытом, и в открытом вариантах сохраняется почти идеальная развесовка по осям, близкая к идеальной - 50:50.
ЗАКАЛЕННЫЙ БОЕЦ
Может быть, оно и к лучшему, что машину решили представить журналистам, невзирая на погоду: у нас появились шансы проверить, действительно ли дорогой кабриолет способен защитить своих хозяев от капризов климата. Мягкость тента выдают лишь едва заметные линии дуг каркаса да шероховатая фактура. Он очень четко держит форму. Внутренний слой полностью скрывает сложнейшую начинку. О том, что крыша складывается, внутри салона можно догадаться только по отсутствию модных сегодня потолочных консолей со светильниками и карманов для мелочей. Для полной герметизации стекла дверей перед открыванием слегка приспускаются и вновь входят в пазы на раме при закрывании двери.
Как и ожидалось, на ходу никаких особенно новых впечатлений кабриолет с поднятым верхом по сравнению с просто купе не производит. Тот именно случай, когда стабильность - признак мастерства: "восьмерка" объемом 4,4 л отлично справляется с потяжелевшей на 200 кг машиной. Увеличение массы открытого кузова по сравнению с закрытым - вообще-то дело обычное. Сам по себе складной верх не тяжелее обычной фиксированной крыши. Но последняя замыкает структуру несущего кузова. Чтобы компенсировать отсутствие крыши, приходится делать более жесткой нижнюю часть. И к тому же добавлять элементы, защищающие пассажиров при опрокидывании. На BMW 645Ci это усиленная рама ветрового стекла и выдвигающиеся за 0,18 секунды дуги безопасности за задними подголовниками. Хотя эти дополнительные узлы сделаны из алюминия - как и капот, двери и элементы подвески, - вес они все равно имеют.
Настройка подвески дает понять, что большие кабриолеты предназначены не только для извлечения удовольствия от скорости - ради великолепной управляемости здесь не пренебрегли комфортом, так что дорожные неровности 645-я преодолевает немногим хуже 745-й. По крайней мере, пока речь идет об улицах Мюнхена. На немецком автобане комфортной будет практически любая подвеска, вопрос только: на какой скорости? Из-за того что на тестовых машинах стояли зимние шины, скорость была ограничена 240 км/ч. На самом деле на этой отметке звучит лишь предупреждающий сигнал, и технически машина все-таки способна разогнаться до 250 - но здесь уже реальный предел. Все немецкие производители ставят на машины электронный ограничитель скорости, который не позволяет преодолеть этот рубеж. Потому что иначе слишком легко увлечься: ехать по автобану на скорости 200 и даже 240 км/ч на BMW 645Ci так же легко, как и на 130. Скорость воспринимается как совершенно безопасная, а машина остается послушной.
ЛЕТО С СОБОЙ
К счастью, в день теста погода была солнечной, так что верх машины мы убрали без особого страха. Смущала только предполагаемая реакция тех, кто увидит кабриолет среди заснеженных пейзажей. Но самим было более интересно, справимся ли мы, то есть мы в этой машине, с такой вот температурой вокруг нуля. Итак, поехали: для опускания верха достаточно просто нажать и удерживать кнопку. Сначала опускаются стекла, потом тент застывает с поднятыми передней частью и "хвостом", потом открывается крышка отсека для него. Потом все убирается туда. Весь процесс занимает 25 секунд. Может происходить и в движении, но при скорости не более 30 км/ч: стоит ее превысить, как после предупредительного сигнала эта сложная механика замирает. Основная причина - не только высокое сопротивление воздуха, которое может сломать развернутую крышу и механизм, но и то, что все время трансформации надо держать кнопку нажатой. А это отвлекает водителя. Не случайно у большинства кабриолетов и родстеров поднять или опустить верх можно только на стоянке. Из соображений безопасности обычно вручную надо открывать или закрывать защелки тента на раме ветрового стекла, но на 645Ci решен и этот вопрос, так что тут верх действительно полностью автоматизирован.
Результат езды оказался вполне предсказуем: без верха и стекол ездить практически невозможно - элементарно холодно. Зато при поднятых стеклах и климат-контроле в максимальном режиме вполне можно чувствовать себя на островке лета даже на скорости 80-100 км/ч. Заднее стекло, которое выдвигается отдельно, обеспечивает некоторую защиту от сквозняка, но гораздо эффективнее это делает сетчатый ветрозащитный экран. Его приходится устанавливать и складывать вручную. Как и перегородка между отсеком для сложенного тента и багажником.
Если верх поднят, то с помощью выдвижного рычага отсек можно сократить, прибавив к 300 литрам вместимости багажника еще 50. Это не так уж много - у купе 645Ci объем багажника 450 литров, но для кабриолета результат очень неплохой. Ведь это купе и седаны призваны работать "дорожными экспрессами", а кабриолет больше подходит для неспешных прогулок от виллы к отелю на побережье…
© Автопилот
Апрель 2004