Признаюсь сразу, что до недавнего времени я совершенно не был уверен, что к слову «роскошь» применим эпитет «рациональная». «Безумная», «излишняя», «не знающая меры» — да, но рациональная... И где проходит грань, разделяющая чрезмерность и разумную взвешенность, я не знал.
Ясность стала наступать сразу после девятичасового перелета из зимы в лето, когда наш Ил-96 коснулся раскаленного бетона аэропорта Бангкока. К вечеру я еще более приблизился к разгадке феномена роскоши как целесообразности, наблюдая, как под грохот петард на изумрудно-зеленом газоне «Сада Творца» отеля Mandarin Oriental разворачивалось действо мировой премьеры длиннобазной версии BMW 7-й серии. Еще штришок добавился после того, как улеглись эмоции, полученные на прогулке по ночному городу в экзотическом «Тук-Туке», из-под парусинового навеса которого мы наблюдали восточный синтез потрясающей воображение бедности и такой же роскоши. А «Тук-Тук» — это знаменитое бангкокское такси, или, вернее, приспособленный под перевозку клиентов трехколесный скутер местного производства. А роскошь я полюбил еще больше после того, как быстренько перебежал через «зону боевых действий» между уличной жарой и прохладой кондиционера — от дверей отеля до автомобиля. И, наконец, полная уверенность, что про роскошь в ее рациональном воплощении я знаю все, пришла после трехчасовой поездки на BMW 745Li. Но все по порядку.
Еще в Москве, собираясь в дорогу, я думал, что место, выбранное для презентации длиннобазной «семерки», уж слишком экзотическое. Но в Бангкоке все встало на свои места. Во-первых, Королевство Таиланд сегодня является одним из центров динамично развивающейся после кризиса экономики Востока, и на это маркетологи BMW справедливо возлагают надежды. Например, местные продажи возросли на 5,7% и доля 7-й серии достаточно велика. Это позволяет BMW рассчитывать захватить примерно 20% рынка сегмента Lux. Во-вторых, автомобиль подобного ценового диапазона и размера рассчитан на комфортно расположившегося на заднем сиденье пассажира, и эта привычная вальяжность богачей наиболее характерна для стран Юго-Восточной Азии и... России. Всего планируется производить по 60 000 новых «семерок» в год, из которых 40% будут длиннобазными. Доля планируемых продаж модификации Li в Европе (по сравнению с короткобазной версией) составляет 10%, в США — 50%, а в Азии и России — 80%. Поэтому-то русские журналисты законно стали первыми, кто смог убедиться в комфортабельности автомобиля воочию.
Несколько месяцев назад наш журнал подробно описал базовую модель 7-й серии (короткобазную), а мне удалось и поездить на автомобиле и оценить неоднозначный дизайн и бесспорные преимущества инновационной системы iDrive («Автомобили», ЬЬ 2,3/2002). В чем же основные отличия версии Li? Отвечаем: автомобиль стал длиннее на 140 мм, и посмотрите, насколько это пошло ему на пользу! Куда-то улетучилась излишняя «коренастость», которая, на мой взгляд, слишком назойливо доминировала в архитектуре короткобазного седана. Рисунок Li явно стал более динамичным. Но напомню, что динамика в дизайне представительского седана лишь следствие, первопричиной же изменения пропорций кузова всегда становится иная философия внутреннего пространства. Как рассказывал мне главный разработчик дизайна интерьера Михаэль Нинич (M. Ninic): «В основу стиля внутреннего пространства 7-й серии мы заложили традиции отделки архитектурных интерьеров. Отсюда солидно-монолитные детали деревянных панелей, которые навевают ассоциации с высококачественной мебелью, отсюда завораживающе-театральная подсветка дверных панелей, отсюда общее ощущение необычайного простора внутри автомобиля». О высококачественных материалах отделки говорить бесполезно, до них нужно дотронуться рукой... «Все во имя пассажира, все во благо пассажира» — так можно было бы сформулировать изменения внутри, если бы не одна особенность: водитель нисколько не ущемлен «в правах», что случается в автомобилях подобного класса сплошь и рядом. Более того, водитель теперь ощутимо разгружен в работе, поскольку сервисные функции, которые не связаны напрямую с управлением автомобиля, переданы в руки пассажиров. Так, в опции отныне включен второй контроллер управления системой iDrive, который будет установлен на жестком подлокотнике, что разделяет два задних кресла. А для наблюдения за параметрами настройки служит цветной жидкокристаллический дисплей размером 6,5 дюйма, который еще и экран для TV, видеомагнитофона и проигрывателя DVD. К сожалению, представленные на тест автомобили еще не были оснащены опцией второго контроллера, но роскоши и рационализма хватало.
Так, по количеству степеней свободы регулировок задние кресла практически дублируют передние, но их комфорт значительно выше благодаря удобным упорам для ног и все тем же 140 мм «расставки», что «работают» именно сзади. Ну еще и примененным впервые в мире солнцезащитным боковым шторкам с электроприводом. С этими рациональными «добавлениями» я уже познакомился в Москве, на «коротком» автомобиле, но истинное блаженство от этого устройства смог оценить лишь под таиландским солнцем. Тут самое время с благодарностью вспомнить конструкторов BMW, снабдивших длиннобазную версию вторым кондиционером, подающим через отверстия в обивке крыши очищенный через угольный фильтр воздух. Вообще совершенство работы системы кондиционирования производит наиболее сильное впечатление. Ведь ей подвластны даже раздельные регулировки для каждого из четырех пассажиров в отдельности (!). Такую невиданную доселе роскошь обеспечивают несколько встроенных температурных и солнечных датчиков, измеряющих инсоляцию с левой и правой стороны и соответствующим образом регулирующих поступление воздуха. Добрым словом помяну также и возможность запрограммировать таймер предварительного охлаждения или обогрева салона. Вспомните, какой «печкой» встречает автомобиль, оставленный на несколько минут на солнце даже в летней Москве. А в Таиланде? В Таиланде еще спасает лед, которой высокой горкой насыпают практически во все, что можно пить. Компания BMW об этом также позаботилась: в нише между спинками задних сидений расположен автономный холодильник, который может функционировать и зимой, когда климатическая установка настроена на обогрев салона.
Но мы не в Москве, а уже больше часа в пути, на шоссе, ведущим в курортную зону Таиланда — Анантару. Полдень, в салоне — рай, за бортом — ад. Там +35,3°С в тени, на спидометре — 120 км/ч, разрешенных на шоссе королевства, а за рулем один из его верноподданных — улыбчивый и словоохотливый водитель в серой униформе. Нам за руль нельзя. Слишком велик риск, ибо новая «семерка» пока только с левым рулем, а движение в Таиланде правостороннее, и срабатывание европейского инстинкта может привести к выезду на «встречную», да и, как поясняет представитель BMW, иностранца, совершившего ДТП, ждет тюрьма, а в случае гибели королевского подданного — гостя могут... казнить. Да и стоимость автомобиля не маленькая: российская цена 745Li, например, — 125 000 евро. В нашем караване таких автомобилей семь, так что, как говорится, «спасибо, уж лучше вы к нам». А мы насладимся роскошью, про рационализм которой в конце я, признаться, забыл и просто смаковал ее как свежеотжатый тропический сок, в котором горкой возвышается лед.
P.S. Порулить нам все же дали. 5 минут на каждого, на выгороженном оранжевыми конусами кусочке ВПП аэродрома Анантары. Коллеги роптали: «И это тест?», «Ее бы на час и в город!», «Только полигон, «труба» и динамометрическая дорога, до этого, считайте, я на ней не ездил». Я — ездил. И как положено в автомобиле класса Lux — cзади, закинув ногу на ногу. И поверьте, это был настоящий «драйв»!
© Автомобили
Апрель 2002