Ездовая презентация BMW Z4 прошла в окрестностях португальского курорта Фаро. Эти места хорошо знакомы автомобильным журналистам — здесь часто устраивают экстремальные тест-драйвы заряженных машин. На удивительных серпантинах юго-западной окраины Европы, под не слишком палящими в последние дни осени лучами атлантического солнца так легко понять, кому и для чего нужен быстрый и стильный родстер...
Суровая, но справедливая английская мудрость гласит, что если хотя бы один день в году обещает быть солнечным — это уже весомая причина разориться на приобретение кабриолета. Поверим на слово нации, волею судьбы и злодейки-географии помещенной в туманы, дожди и прочую дремучую непогоду. Однако с позиции русских, положительно воспринимающих быструю езду, заметим, что кабрио в чистом виде — это все-таки транспорт для раскрепощенных женщин и немолодых супружеских пар в отпуске. Настоящее мужское «железо» — это быстрый, хищный двухместный родстер. Квинтэссенция здорового эгоизма и положительных эмоций, доступных человеку за рулем.
Предшественник Z4, игрушечный на вид, недоделанный по ощущениям и хлипкий при ближайшем рассмотрении Z3 , производился на мощностях североамериканского филиала Баварских Моторных Заводов в Спартанбурге, США (что уже само по себе является автогеографическим нонсенсом, ибо Бавария находится в нескольких тысячах километров к востоку от этой американской деревни). Собственно, подавляющее большинство из 300 тысяч «Це Драй», реализованных американским подразделением BMW, так и осталось бороздить бескрайние просторы Нового Света, что вовсе не удивительно — янки получили машину в первую очередь на свой вкус и для собственного рынка, который традиционно является самым большим для этого класса автомобилей.
А как же европейский покупатель, давно и на практике убедившийся в том, что лозунг «BMW — sheer driving pleasure!» не является рекламной пустышкой, а объективно отражает суть и истинное предназначение баварских машин? Ведь даже монстровидное М-купе на базе Z3 по сути своей было соткано из тысячи компромиссов (слегка дефорсированный мотор от М3, гигантский момент которого приходил на задние колеса, опутанные сложной сетью рычагов несколько измененной подвески «просто Z3») и вряд ли могло доставить настоящее удовольствие поклоннику настоящих BMW. Наверное, именно поэтому подавляющим большинством попадавшихся мне в Европе «зэток» управляли либо молодые «мажорные» девчонки, либо горячие южные парни, которых не мучает дилемма «быть или казаться» — конечно, Казаться, это ведь куда проще, чем Быть! Z4 — автомобиль из совсем другого теста. Реальная альтернатива Porsche Boxster и прямой конкурент самым заряженным версиям SLK от Mercedes. Даже отменные ходовые качества Honda S2000 и полноприводного Audi TT roadster не ставят их на одну ступеньку с Z4. Баварцы всецело ориентировались на самых взыскательных и обеспеченных потребителей быстрых открытых машин, которые раньше, как правило, выбирали именно между Porsche и Mercedes.
По традиции я не буду прищуривать глаз и в позе завсегдатая конезавода давать эстетские комментарии к экстерьеру молодого баварского скакуна. Скажу только, что вживую он выглядит куда привлекательнее и динамичнее, чем на обложке своего портфолио. Массивный, стремительный и быстрый, даже когда просто стоит и ждет своего седока. Правда, визуальное восприятие обманывает — «утяжеляет» родстер, а между тем за счет новых технологий и применения алюминия в деталях оперения полностью готовый к выезду, заправленный под горловину Z4 весит всего 1300 кг! При этом, по официальным данным BMW AG, группе инженеров компании удалось разработать самый жесткий из ныне существующих кузовов открытого типа — основу правильной, отточенной управляемости. А если учесть практически идеальную развесовку по осям (50,3% веса приходится на переднюю ось и 49,7% — на заднюю), традиционно безупречные и терпимые к перегрузкам баварские тормоза и одну из двух «взрослых» рядных «шестерок» от пятой серии под алюминиевым капотом, можно представить себе, насколько сильно отличается эта машина от той, которую даже в кулуарах не принято называть «ее предшественницей».
В салоне царит дорогой аскетизм и дух явно выраженного индивидуализма. Правда, пилоту теперь не придется любоваться развернутой к нему центральной консолью и ощущать себя в кокпите одноместного истребителя — в BMW последних моделей специалисты по эргономике наконец-то предоставили пассажиру практически равные с водителем права на пользование всеми плодами автомобильной цивилизации. Правильное решение! Мне приходилось некоторое время обходиться в холостяцком хозяйстве родстером, и я очень хорошо помню, сколь ущемленными чувствовали себя обитатели правого кресла, отлученные от меня и автомобиля «настроенной под водителя эргономикой». Все-таки если ты решил взять с собой на борт такой машины пассажира, то это не случайный и, как правило, приятный тебе человек — и нечего ему сидеть «в соседней комнате». Попутно замечу, что теперь багажное отделение имеет объем 260 литров. Совсем неплохо для экипажа этого класса, ведь одна из главных потребительских претензий к родстерам — это невозможность брать с собой никаких других вещей, кроме бумажника с набором кредиток.
Езда доставила массу удовольствия, несмотря на то, что наиболее въедливые коллеги предлагали обратить внимание то на рулевое управление, то на тормозную динамику, то на настораживающее поведение машины в не очень быстрых поворотах... Обращал, пробовал, провоцировал ситуации, близкие к экстремальным, отключая систему курсовой стабилизации, — и остался очень доволен по-спортивному точной реакцией машины на обдуманные действия человека! Да, 3-литровая «зажигалка», разгоняющаяся за 5,9 секунды до сотни и способная со сложенной крышей лупить по магистрали со скоростью 250 км/ч, требует внимания, концентрации и устойчивых водительских навыков. А тем, кто уверен в себе не на 101 процент, корректно и практически незаметно будет ассистировать третье поколение Dynamic Stability Control — пожалуй, лучшая на сегодняшний день электронная помощница пилоту-активисту.
А поклонникам не столь Ultimate Driving Machine достаточно дождаться Z4 с менее агрессивными моторами, коробкой-автоматом, деревянным декором и жесткой крышей — весь этот «мещанский» набор опций ожидается к середине следующего года. Но я бы остановил свой выбор именно на 3-литровой версии с 6-ступенчатой механикой или секвентальной SMG-II, которая появится весной. Наверное потому, что меня тоже не мучает дилемма «Быть или Казаться». Зачем нужен быстрый и стильный родстер? «Быть» ТАК, чтобы мало не показалось!..
© Автомобили
Январь 2002