Как-то так повелось, что внедорожники у нас считаются едва ли не самым дорогим классом автомобилей. Независимо от размеров и степени "крутизны" полноприводного "джипа", в умах наших соотечественников он котируется как минимум на уровне пресловутого "шестисотого". В принципе, такой подход нормален - внедорожники, как наиболее сложный в изготовлении тип автомобилей, действительно стоят заметно дороже, чем массовые модели легковушек малого и среднего класса. Особенно заметно "отличаются" в этом смысле полноразмерные и люксовые модели - их стоимость исчисляется десятками тысяч долларов. Но это вовсе не значит, что для приобретения нового полноприводного автомобиля, который ваши завистливые соседи, а также налоговый инспектор наверняка идентифицируют как "джип", непременного требуются огромные суммы. Как и в любом другом классе, среди внедорожников тоже есть сравнительно недорогие модели. Одна из них - Honda HR-V у нас на тесте…
Формально поводом для теста послужил рестайлинг: автомобиль, представленный на рынке в 1999 году, получил немного обновленное "лицо" и интерьер. Новые бамперы, "противотуманки" в качестве стандартного оборудования для всех версий, более "причесанный" салон - в общем, изменения незначительные для нас, но важные для покупателей. Но когда мы узнали цену на этот автомобиль, честное слово, посмотрели на него другими глазами. Ведь Honda HR-V - это один из самых доступных "паркетников" на нашем рынке. При розничной стоимости этого "японца" от $13.030 конкурировать с ним не могут даже корейские модели - наиболее доступный среди них, Hyundai Santa Fe, обходится заметно дороже! Других таких моделей, в смысле настолько качественных, модных и современных "паркетников" с полным приводом и по такой цене, больше просто нет - разве что новая "Нива", гордо несущая на себе "лейбл" Chevrolet, сможет сманить покупателей еще более привлекательным ценником.
Впрочем, даже если бы ценник Honda HR-V был и менее привлекательным, сам автомобиль вряд ли страдал бы из-за недостатка покупателей. Ведь это все равно Honda, и по-прежнему популярной "паркетной" модели. А качественных и красивых компактных внедорожников на нашем рынке вообще мало - большинство производителей предпочитают иметь дело с более дорогими и выгодными для продажи моделями. Еще меньше у нас предлагается трехдверных "паркетников", только значительно более дорогая Toyota RAV4 и "профессиональный" внедорожник Suzuki Gran Vitara. Но многие из них, даже при значительно более высокой стоимости, являются самыми простыми базовыми версиями, то есть с самыми маломощными двигателями, с минимальным пакетом оборудования. У Honda HR-V, даже за такую минимальную цену, уже имеются и воздушные подушки безопасности, и полный привод, и различные системы, влияющие на безопасность - антиблокировочная, система распределения тормозного усилия и т.д.
Honda HR-V - очень комфортабельный и "мягкий" автомобиль. В первую очередь из-за того, что обладает очень мягкой, совсем не внедорожной подвеской. Нет, запас прочности у нее вполне достаточный для рейдов по пересеченной местности, но в нормальных режимах она не утомляет излишними вибрациями. Управляемость тоже на высоте, хотя сравнивать с легковыми моделями, особенно Honda, этот "паркетник" трудновато. Задний жесткий мост не позволяет добиться идеального баланса. Хотя, с другой стороны, при наличии зависимой задней подвески с тягой "Панара" этот автомобиль вроде как и не может считаться "паркетником", т.к. одной из характерных черт этих "легковых" внедорожников считается именно наличие независимых подвесок спереди и сзади. Но отсутствие каких-либо блокировок дифференциалов и ряда пониженных передач, а также низкий клиренс все же не дают НR-V возможности классифицироваться как "внедорожник общего назначения". На серьезное бездорожье на этом автомобиле, если честно, съезжать просто страшно - дорожный просвет у этой модели небольшой, а свесы, задний и особенно передний, наоборот, очень "выдающиеся", что чревато последствиями. Какими? Да не очень-то страшными: поломками бамперов или просто трещинами в них. Вроде бы и не смертельно, но все же неприятно каждый раз после вылазок на природу ремонтировать "обвес" на так называемом "джипе" - это, пожалуй, чересчур. Тем более что поездка может закончиться и еще более грустно: сразу за передним пластиковым бампером расположен двигатель, низко выступающий поддон которого весьма доступен для торчащих камней и бордюров. В общем, на пересеченную местность, несмотря на "внедорожный" облик, на HR-V следует съезжать осторожно, как говорится, семь раз отмерь. Однако если ездить с умом, то и на таком "паркетнике" можно проехать почти везде. Глубокий рыхлый песок, размытая "грунтовка", снежная целина - все это для HR-V просто "семечки", которые при правильном стиле вождения никогда не заставят этот автомобиль остановиться. А вот вслед за Toyota Land Cruiser или Nissan Patrol GR соваться не стоит - эти автомобили предназначены совсем для другого, и их возможности несравненно выше. Равно как и запас прочности. Их зависимые подвески-мосты позволяют ездить по колее, не боясь вырвать рычаг или погнуть тягу. На HR-V лучше всего этого избегать. Небольшое путешествие до пляжа и обратно, выезд в лес за грибами, поездка на дачу - это, пожалуй, и все. Максимум - небольшое путешествие по оврагам, которое не принесет удовольствия ни вам, ни вашему автомобилю. С геометрической проходимостью у HR-V вроде как все в порядке - длинноходные подвески, низкий центр тяжести. Но отсутствие пониженной передачи делает такие поездки крайне губительными для машины. Для того чтобы ничего не повредить, нужно ехать очень медленно, но в таком режиме при диагональном вывешивании далеко не проедешь - такие препятствия нужно проходить с ходу. Вот так и получается: газуешь, "травишь" сцепление, мучишь автомобиль, а толку - ноль. Любая "Нива" легко обойдет вас, да еще и "выдернуть", если что, сможет...
Зато на асфальте HR-V сможет показать себя во всей красе: 1,6-литровый мотор и "асфальтовые" настойки подвесок позволяют добиться управляемости на уровне моделей гольф-класса. Крены в поворотах минимальные, руль - вмеру "острый", тормоза очень цепкие. По большому счету, почувствовать разницу между этим "паркетником" и представителями гольф-класса, которые в большинстве своем тоже имеют полузависимую заднюю подвеску в виде балки, будет сложно, она на уровне нюансов. Просто в HR-V сидишь чуть выше, а потому все поперечные колебания ощущаешь сильнее - чистая физика. Опять же, полноприводная трансмиссия работает мягко, а главное - самостоятельно: вам не нужно постоянно подключать/отключать переднюю ось, за вас это сделает автоматика. Увеличенный дорожный просвет, при всех своих преимуществах, тоже нисколько не влияет на уровень комфорта. По своей "архитектуре" HR-V напоминает обычный легковой автомобиль, а не шкафоподобный внедорожник. А это значит, что и посадка в нем будет не "вертикально-табуреточная", а комфортабельная полулежачая, как в легковушке. Зато если на вашей полосе движения вдруг "нарисовался" выступающий колодезный люк, вам, в отличие от водителя вышеупомянутых легковушек, не придется резко тормозить или искать возможность уйти на другую полосу. Увеличенный дорожный просвет позволяет не только пропускать между колес вот такие "сюрпризы", но и смело забираться на бордюр. А делать это, между прочим, приходится очень часто - то припарковаться негде, то стоящая машина мешает со стоянки выехать, то пробка на дороге образуется. Когда ездишь в легковушке, с этим просто смиряешься: сидишь и ждешь, пока дорога не освободится.
"Паркетник" тем и хорош, что при минимальном внедорожном "баласте" (блокировок дифференциалов или повышенного расхода топлива) он дает огромное преимущество перед обычными автомобилями хотя бы в том, что зимой вам не придется задумываться вечером: сможете ли выехать утром из сугроба или придется просить кого-то "выдернуть".
© Автогазета
#44-2002