Land Rover и Marlboro – марки-побратимы. Когда-то они вдвоем искали себе клиентов среди настоящих мужиков: таких мускулистых, с закатанными рукавами да в потертых джинсах. И становилось им год от года сложнее.
А после того как появился фильм «Горбатая гора», табачники поняли, что своего ковбоя они смело могут засунуть в... чулан. В компании Land Rover разочаровались в настоящих мужиках еще раньше, в конце восьмидесятых годов прошлого века. Пристально глядя в глаза своим клиентам, они задавали вопрос: «А хотели бы вы запрыгнуть в нашу тачку и рвануть в кругосветку, как знаменитый Пит Тауншенд в 1956-м?» Ответ был примерно такой: «Не-а, я лучше на чартере, да на Гаваи». «Кэмэл-трофи» к тому времени превратился в рекламное мероприятие, в котором за деньги могла засветиться любая машина. Улицы начали населять первые из легких и маленьких внедорожников: Daihatsu FourTrak, Suzuki Vitara и Toyota RAV4. В этой обстановке всеобщей любви к унисексу на городских подмостках в 1997 году дебютировал первый Freelander.
Уникальный автомобиль! Первый конструктивно новый Land Rover с 1948 г. Первый Land Rover, не имевший ничего общего с остальными моделями: «Дефендером», «Дискавери» и «Рэйнджем». Словно вавилонская блудница, он был оплеван и избит фанатами марки за свой несущий кузов, стойки независимой подвески, отсутствие понижающего ряда и вискомуфту в трансмиссии. Проще говоря, он предал все ценности, пестовавшиеся маркой с середины сороковых. Неудивительно, что он тут же стал бестселлером. Сев на хвост Toyota RAV4, он обогнал ее, став самым популярным европейским внедорожником, в хороший год продававшимся в количестве 70 000 экземпляров. И, пережив три модернизации, он передал эстафету новой модели. Которая, по мнению создателей, просто обязана разменять «сотку».
ДОРОГИЕ И НЕ ОЧЕНЬ
В интерьере «Фрила» встречаются самые разные детали. В «плюс» можно смело кнопку запуска мотора, сенсорный центральный экран и неплохое качество пластика. А в «минус» - бездарную подделку под дерево.
ПОЛЕЗНАЯ МЕЛОЧЬ
Во время офф-роудных заездов на дисплей бортового компьютера можно вывести положение передних колес. Чтобы не запутаться с собственным рулем.
ВТОРОЙ НОМЕР
Несмотря на относительную схожесть со старым «Фрилом», он действительно новый: ни одного старого мотора, кузовного элемента, ни одной уже устанавливавшейся коробки передач. Даже система полного привода – и та другая. И претензии – тоже. «Range Rover Sport, только на пару размеров меньше», – вот как будет говорить обладатель Freelander II. «Фрил» радует глаз симпатичной и простой геометрией плоских линий, но моя голова отказывается ставить высший балл за прилежное копирование. Теперь безошибочно определить Freelander II можно только сзади. Настоящие ковбои всегда заходят с тыла? Да будь же ты неладна, гора горбатая...
Внутри все лаконично, просто и понятно. И просторно – только места для багажа стало на 38% больше. Передняя консоль, исполненная в духе Disco и RR Sport, снабжена россыпью легко читаемых кнопок. Посадка, высокая и уверенная, позволяет обозревать окрестности, как с капитанского мостика. От старших моделей «Фрил» грамотно дистанцируется с помощью менее качественных материалов: тут дешевая подделка под дерево, там серебрянка вместо хрома... Но это не вызывает неприятного осадка, все подчиняется законам общей логики. Хочешь, чтобы «дорого» – плати больше. Не $37 500 за самую дешевую версию Freelander II, а $53 900 за стандартный Disco 3.
На новое поколение машины возложена миссия по изменению общественного сознания. Раньше базовым был «Фрил» с бензиновым двигателем объемом 1,8 литра. Теперь главной ударной силой становится автомобиль с дизельным мотором (совместная разработка Ford и Peugeot-Citroen) объемом 2,2 л и мощностью 160 л. с. Он комплектуется шестиступенчатой коробкой передач от Ford Focus ST, но вряд ли произведет впечатление на тех, кому много говорили про «новые современные дизели». Просто в нем слишком мало огня. И рабочий диапазон невелик: пик крутящего момента приходится на 2000 об./мин, а после 4000 оборотов крутить мотор уже бесполезно. Передаточные числа коробки подобраны так, что попытка продлить удовольствие от динамичного разгона превращает правую руку на кулисе в подобие поршня, летающего вперед и назад. Так что смело можете считать этот дизель не четырех-, а пятицилиндровым. Зато на высоте расход топлива и экологические показатели, ради которых и старались. Второй мотор, рядная бензиновая «шестерка» объемом 3,2 л (233 л. с.), стыкующаяся с шестиступенчатым «автоматом», производит обратное впечатление. Эластичный и мощный мотор «тащит» автомобиль во всем диапазоне оборотов, трансмиссия работает быстро и без задержек. Но к концу дня, наполненного как шоссейной ездой, так и внедорожными полетами, топливный бак был пуст. А утром там было 70 литров.
НАШ ОТВЕТ РЕЛЬЕФУ
Уникальная лэндроверовская система Terrain Response теперь есть и у самой дешевой модели. Единственное, чего она лишена – режима для карабканья по камням, который есть у Disco и Range Rover
ДОРОГОЙ ВНЕ ДОРОГ
Народная мудрость гласит, что внедорожник видно по системе полного привода, и тут в команде «Фрилендера» произошла замена ключевого игрока. Вместо вискомуфты момент теперь распределяет электроника муфты Haldex. На асфальте она отсылает задней оси минимум момента, не больше 5%, но стоит передним колесам сорваться в букс, как 150 миллисекунд спустя Ньютон-метры равномерно распределятся между двумя осями. В этой системе нет ни духа английской марки, ни буквы, вписанной британскими инженерами. Но не перевернется в гробу Морис Уилкс, создатель первого «Лэнд-Ровера» (тогда еще предлагалось писать название через дефис), потому что едет новый «Фрил» неплохо. Правда, проверить его на «офф-роуд» удалось только в песке. А песок – это колыбель Land Rover, его малая родина и оплот, который он не сдаст ни на каких условиях. Легенда гласит, что Уилкс впервые набросал эскиз машины на песке пляжа Энглси, возле своего дома. Первые «Дефендеры» еще обслуживали африканские колонии Британии, а частный «Рэйндж» занял первое место на ралли-рейде Париж-Дакар в 1979 году (это была самая первая гонка в истории). И вот после всех этих подвигов я пытаюсь засадить «Фрил» в дюнах Марокко, на берегу Атлантики... Похоже, сам Уинстон Черчилль смеется над моими потугами, рассекая по небесам на подаренном ему когда-то «Дефендере»! Даже на дорожной резине с нормальным давлением машина сопротивляется до последнего, не закапывается в мягкие, как в песочных часах, крупинки. У нее нет неудобных свесов спереди и сзади, а щедро отмеренные сантиметры дорожного просвета и колеса не дают беспомощно сесть на брюхо. Как в анекдоте: у этого тульского самовара, кроме названия-просвета-колес, нет практически ничего от полноценного внедорожника, но при грамотной сборке все равно получается автомат Калашникова! Все-таки «мужские», прежние гены берут свое. И когда спортивный азарт заставляет давить на педаль по-настоящему, «Фрил» превращается в бурю, вздымая кучи песка и взбираясь на дюны, которые остановят и пешего. Рецепт успеха – нормальный, дорожный режим Terrain Response (эта система также дебютировала на модели) и отключенная система стабилизации. Или «песчаный» режим, в котором машина может выдать максимальное ускорение в мягкой и сыпучей среде. Как в приватной беседе шепнул мне лэндроверовский испытатель, чтобы рвануть в городе со светофора, он сам постоянно переводит колесико TR в «песок». Помимо известной по старой модели системе Hill Descent Control, помогающей медленно и осторожно спускаться с горок, появилась вспомогательная Gradient Release Control, которая следит за тем, чтобы при спуске давление в тормозной системе снижалось не сразу, а постепенно.
Когда дюны сменяются мягкой и быстрой грунтовкой, «Фрил» доказывает, что не зря пару сезонов служил машиной разведки для раллийной команды Ford Team RS. Быстрый на реакцию Haldex подключает заднюю ось споро, и дает возможность безошибочно прогнозировать, куда она собирается после очередного поворота, пройденного под сброс газа. Кочкарник можно атаковать, не отпуская правой педали – подброс, разгрузка подвески и приземление сопровождаются пугающим звуком удара, но не последствиями. Land Rover – до сих пор крепкая машина. Жаль, но когда песок под воздействием печной температуры, гудрона и пары чумазых рук превращается в твердый асфальт, «Фрил» сразу теряет свою уверенность. Широкий и агрессивный, он заставляет попутных отваливать в правый ряд при первой же возможности, но в поворотах его водителю приходится нащупывать рулем правильную траекторию, как выключатель рукой в темной комнате. Пустоватый в «нулевом» положении руль и высокий кузов не дают ехать на грани, наслаждаясь полным контролем. Крены невелики, но дело не в толстых стабилизаторах – стоит водителю переборщить со скоростью в повороте, как электроника начнет дотормаживать внешние колеса, уводя «Фрил» на больший радиус и снижая вероятность крена. Но гироскопы и мегабайты не решают проблему, а лишь смягчают последствия. В плюсах у машины довольно жесткий кузов, который не издает никаких звуков при проезде неровностей и не «плывет» в скоростных поворотах. Так что в «троечники» по этой дисциплине «Фрил» записывать не стоит, но правильной оценкой будет только «четверка».
НЕ ВСЕ ВОЗМОЖНО
«Фрил» хорошо проявил себя в песках Марокко, но его внедорожные возможности ограничены отсутствием блокировок и пневмоподвески. Так что, господа, делайте свои ставки осторожно!
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ
Теперь, с приходом новой модели, компания противопоставляет ее не обычным конкурентам, вроде Toyota RAV4, Nissan X-Trail или Honda CR-V, а старается замахнуться выше, метя в BMW X3. Главная добродетель «Фрила» – его универсальность с упором во внедорожные качества, каких его конкурентам по-прежнему не видать. И пусть вездеходом его не назвать, так и мужики-клиенты уже не те! Приходится соответствовать…
© Автомобили
Март 2007