Чтобы расставить сразу все точки над пропастью, отделяющей мой достаток от необходимости плести здесь некую техническую литературу, чтобы сразу отделаться от мысли «мне это по душе, а следовательно, по карману», чтобы отстреляться от назойливого читателя-фундаменталиста, прямо скажу: на прямой представленный Mercedes не оставляет BMW 760 Li никаких шансов — от самого старта и до заправки. Демонстрация его мощи при изначально полном баке займет не более двух с половиной часов, а все сравнительное испытание можно провести за первые 4,8 с. За это время «Мерин» набирает первую сотню. И чем дальше, тем больше разрыв, достигающий размеров пропасти к отметке, где стрелка спидометра больше никуда не движется. Вот и вся любовь. Можно читать дальше.
При параллельном старте водителю «семьсот шестидесятого» BMW могут прийти в голову разве что слова из песни к кинофильму «Мерседес уходит от погони»: «Почему все не так — вроде все как всегда...». А что не так? Два представительских седана в топ-версиях, два по 12 цилиндров, два флагмана от двух непримиримых конкурентов... но Mercedes отрывается от BMW не метрами, а целыми корпусами.
Таковы реалии. Да, «Бимер» уже не тот, что раньше, — пожмут плечами те, кто скопил наконец-то на «320-ю тюнинг» в переходном кузове: «какие они все-таки козлы!». Да, «Мерин» же теперь — это дефорсированный «Майбах» — скажут окультуренные владельцы «дабл-ю 124-го» и высморкаются в кулак: «ништяк!». Да, тот же лес, тот же воздух и та же вода... Только шансы уже не те. Только пять с половиной литров нового «шестисотого» — это объемный базис, над которым возвышается новая идеологическая надстройка — две турбины низкого давления. У представленного же BMW есть только шестилитровый базис. Надстройки нет. Естественно, что атмосферный мотор уступает физически. Но BMW берет если не надстройкой над V12, то настройками шасси — как только закончится прямая дорога. Вот что-что, а на это никакой главный дизайнер повлиять не может.
Я сомневаюсь, что кто-то будет посылать 760 Li в скольжение на скорости за 140 — у BMW истек контракт с Джеймсом Бондом. Я сомневаюсь также, что это произойдет и с «Мерседесом». Я не готов давать советы людям, прикупившим такие тачки. Но все же замечу, что Mercedes на виражах с такими скоростями не очень. На подхвате постоянно срабатывает ESP удушающего динамику действия. А если отключить этот электронный цензор водительских ошибок, то лучше предупредить всех, кто едет следом, чтобы держались подальше. Или написать, как на «Икарусах»: «занос три метра». А то и вовсе... Но все-таки надо учитывать, что и для этого Mercedes, и для того BMW самым рациональным будет такой режим движения, при котором за ними будут поспевать «Геландевагены» и «Лендкрузеры» сопровождения — не более сотни на вираже с включенной стабилизацией. Таковы реалии.
Включить/выключить ESP на «Мерседесе» можно по простой схеме «человек-кнопка», то есть за долю секунды. То же самое в BMW с DSC можно проделать только по схеме «человек-джойстик-экран-меню-джойстик-подменю-джойстик-подтверждаю». Ни в ка-ки-е во-ро-та! (Так что не зря, а наоборот, очень даже гуманно баварцы отпустили от себя удачливого супермена — Агента 007. Пока бы он подкручивал джойстик на BMW 7, его бы уже убили. Но не сейчас, а еще раньше). Но это все, я повторюсь, происходит с машинами за гранью реального драйва и здравого смысла. Просто поток дури, проходящей через их интеллектуальные автоматические коробки, позволяет.
Если вы привыкли разделять мир строго пополам по имущественному признаку, начиная с уровня «БиЛайн/МТС», далее «Mac/PC» и так далее, то, дойдя до совершенства в вопросах рынка, вы будете различаться скорее всего по признаку «BMW/Mercedes». Особенно это будет заметно в тяжелом весе: «S-класс/7-я серия». Как «свой-чужой». Две несовместимые системы, две религии, два способа обрезания. Вспомним обладателей недавних S-классов и 7-й серии. Первые — традиционно сзади, пассажирами. Вторые — с удовольствием за рулем. Иерархическое равенство между ними соблюдалось только из-за того, что они ездили на разных машинах. Теперь, как выясняется, все наоборот: 760 Li — идеальное авто для заднего пассажира, а S600... хотел было написать «драйверc-кар», но передумал и написал «дрэгстер». Об этом по порядку.
Пожалуй, впервые к оснащению задней части салона BMW относишься как к должному. До этого все внимание привлекал процесс педалирования и руления, а задний диван как-то больше осматривался через внутрисалонное зеркало. Так пересядем? (Дверь услужливо открывается, и мы пересаживаемся назад — прим. авт.). Классный кабинет из кожи. Классные материалы, модные конструкции. Совершенно автономный кондиционер, холодильник в спинке сидения (я назвал его «холодок по коже», и нет возможности просунуть из багажника в салон лыжи, то есть «активити» уже исключена), раскладной телемонитор с диагональю 6,5 дюймов и огромное пространство для ног. Огромное — это значит на целых 14 см больше, чем в «простой семерке» (то есть даже если надеть эксклюзивные ботинки ручной работы, но на 5 — 6 размеров больше, то все равно ни во что не упрешься). Нет в BMW разве что псевдоаристократической пошлости, кандeлябров и «виньеток ложной сути». Дешево смотрятся лишь стандартные для всех машин замки ремней безопасности. Если диван по размерам четырехместный, по форме двухместный, то по сути — мультифункциональный: индивидуальные электрорегулировки «широкого профиля», обогрев и вентиляция для каждого кресла. Но самое клевое там, сзади,— это джойстик на подлокотнике, такой же, как спереди, под ладонью у водителя, но псевдо-iDrive, не отвечающий за ездовые функции, а лишь для коммуникабельности и развлечения. Для управления «монитором-навигацией-телефонией-саундом-TV-DVD». Играя им по ходу дела (все дела делаются в машине), клиент может пройти «курс молодого ай-драйвера», овладеть, так сказать, интуитивно понять, взойти на новую ступень технического развития, расширить горизонты мышления... Ведь так много у нас еще чиновников со старым мышлением — что скрывать. В этой связи надо отметить, что джойстиковое управление куда эффективнее административного, с номерами-триколорами. В общем, теперь на место водителя, туда, где крутится настоящий iDrive с его 720-ю функциями под алюминиевой кнопкой, меня силком не затащишь. Сидим или полулежим сзади и морально готовим себя, дозреваем до «Роллс-Ройса».
«Шестисотый битурбо» тоже не лыком шит. Что и говорить. Нитки и кожа — все высшего сорта. Оснащение заднего VIP-отсека традиционно для «мерседесов-ортодоксов». Ортодоксальный незыблемый комфорт. Все то же, что напихано в BMW. Нет, правда, «ай-драйва» (а зачем?). И еще шторки на задних боковых окнах «Мерседеса» задраивются вручную (на BMW — электропривод). Еще BMW выигрывает в мегапиксильном разрешении ЖК-мониторов при их работе в TV-режиме. Кино является важнейшим из искусств в новой «семерке». На «Мерседесе» картинка заторможена раза в полтора. Звук поступает и распространяется куда быстрее. То есть, «Она» уже произнесла слова «суперзащита и комфорт», но еще не промокнула, «Он» уже запел «о-о-о», но рот еще не раскрыл. BMW же представляет полный синхрон.
Зато спереди... Mercedes подгоняет идеальную эргономику. Если управление BMW, как они сами заявляют, построено на новом интуитивном методе, то Mercedes подходит к этому же вопросу физиологично. Тут и интуиция не нужна, когда все органы и так понятны. Короче, есть пятьсот прямолинейно управляемых лошадиных сил, разгоняющих этот комфортабельный лайнер-седан за 4,8 с до ста. Что может почувствовать задний пассажир? Вдавливание в кресло? Учащенное сердцебиение? Замирание? Чтобы «макдональдс» по всему салону? Ему это надо? Зато водитель, прилипнув к спинке, будет упиваться мощью и динамикой машины, этим бесподобным рыком со свистом. В общем, чувак впадет в нирвану, получит свое «удовольствие за рулем и педалями». И поэтому S600 biturbo — это автомобиль на драйвера, на хозяина-водителя. Чтобы тот, как ни в чем не бывало, в пятницу после службы мог сказать шоферу: «Василий, не в службу, а в дружбу, возьми в деревню мой AMG, а мне оставь «шестисотый» на выходные. И не обижайся».
Из инноваций в S-классе следует отметить еще одну систему безопасности — PRE-SAFE. Это превентивная мера защиты, которая за миллисекунду распознает возможность столкновения (на самом деле она постоянно считает, что машина вот-вот вмажется во что-нибудь — особенно когда та резко тормозит или начинает идти юзом с отключенной ESP), и предпринимает меры — затягивает ремень безопасности, кресла обжимают пассажиров по бокам, задраивается люк в крыше.
Представим теперь аварию. Сидит контуженный, стянутый ремнем, задвинутый креслом, и люк задраен. Сигарета дымится во рту — ее туда сработавшей подушкой забило. Немцы говорят, что выбраться все равно можно. У них хирургия всегда была хорошо поставлена. Особенно полевая. Систему пришлось испытать на себе, впав на «Мерсе» в глубокий занос. Пока я распирался от эмоции свободного скольжения (ESP была выключена), ремень с креслом быстро сплющили меня в габаритах, а люк над башкой сделал «вжик», как молния в ширинке! Потом, правда, все отпустило.
И вообще, необходимость везти обе машины на огороженную гоночную трассу была продиктована лишь желанием обезопасить других участников движения, застраховавших свою ответственность на обязательные четыре тысячи долларов, чего должно хватить на замену бамперов, пластмассок и ослепительно блестящих стеклышек. А так, целых 360 тысяч евро гоняют себе целыми по взлетной полосе и никого не трогают. Вы уже сделали свой выбор? Хорошо. Дальше вы будете делиться в этом мире уже по признаку «Mайбах/Роллс», но только по квотируемым талонам и в порядке живой очереди. (А говорят еще, что на собеседовании будущих клиентов Maybach просят прочесть что-нибудь «из Падерина/Ушанова»). Можно читать дальше.
Тут важно, конечно, отметить про имидж. Про «Инь» и «Ян». Вспомним прежние S-класс и 7-ю серию. Это ж основополагающие вещи в имидже страны. До них были матрешки, плакаты, Братская ГЭС и прочая недвижимость. Незабвенный «чемодан» W140 — «шестисотый» — это ж просто сплошной ездючий сюжет для фольклора. «Семера» выглядела сексуальнее и поэтому менее убедительно. Стране была нужна брутальность в виде «чемодана» и еще с двумя «геландевагенами» на хвосте. Ведь G-класс на заднем бампере «семеры» — это просто какой-то триллер. Дичь!
Несемся дальше! Смена десяти-, сто- и тысячелетий. Смена поколений основополагающих вещей обернулась сменой их ориентаций. Инь стал Янoм, а Ян — Инем. Теперь Mercedes W220 — чересчур изящен и слишком сексуален, как какой-нибудь Pininfarina, а BMW 7 — брутальна, как молот. Это гарантирует свободу выбора. Pininfarina — это же уже кухни, скоро у каждого индюка в доме будет «Пининфарина». Зачем так много секса, тем более на высшем уровне? И в этом своем понимании мы находим поддержку шеф-дизайнера Бэнгла из BMW. Он незнаком, как видно, с понятием «изящество», но, похоже, чертовски хорошо владеет молотком — чтобы так крепко сбить «семерку»! Массив металла, несколько штрихов-выштамповок, хромированные акценты и тонкая прослойка резины на огромных колесах. Молоток, ты Бэнгл!... К такому признанию я шел два года. А точкой отсчета, если ты помнишь, было отвращение. Теперь вижу, ты исправился.
Я не знаю, что можно еще сделать, чтобы доказать, что обе машины красивее прежних двух. Да и какая, собственно, разница на каком седане — Mercedes или BMW — подъезжать к своему офису, если там уже припаркована пара «Газелей» Генеральной прокуратуры? Всего доброго.
© Автомобили
Сентябрь 2003