За границей эти машины ценят как-то слишком однобоко. Ах, какая проходимость! Ах, как штурмуют броды и тянут прицепы! Мы любим внедорожники совсем иначе. Тут тебе и единство, и борьба противоположностей - холеная представительность, с одной стороны, и деревенская удаль - с другой. Им ничто не мешает сначала откозырять у вестибюля самого престижного офиса, а затем лихо перенести тебя в загородную глухомань, к баньке, лошадке в стойле и хрумкой капусточке из кадки. Ведь как бы ни были дороги шелка галстука Stefano Ricci, а семейные трусы из ситчика роднее.
Чем больше строится хороших дорог, тем слабее интерес к дорогим вездеходам. Разве не логично? Что ж , на первый взгляд все так и складывается. Спрос на "псевдоджипы" типа X5, Cayenne или Q7 растет едва ли не в геометрической прогрессии. А те, кто еще не переселился в предместья с идеальными асфальтовыми подъездами, решаются на покупку недорогих "Шеви-Нив", "Патриотов" и всякого китайского новодела - дескать, если убьется, то не жалко (жалко, если убьется сразу, а вероятность такого исхода весьма велика).
Но настоящие вездеходы как были, так и остаются в почете у российской публики. Вот Land Rover Discovery в третьем поколении существенно подорожал относительно предшественника, но это не подпортило его продаж. Mitsubishi Pajero в комментариях вообще не нуждается - постойте пять минут на оживленной московской улице и сосчитайте ради интереса, сколько и каких именно "джипов" проедет мимо вас. Прозреете.
СТАРЫЙ КОНЬ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
Работая над новым Pajero (он же - Shogun для англичан и Montero для испанцев), в Mitsubishi Motors учли весьма курьезный итог эксперимента, поставленного на фокус-группе в 2003 году. Владельцам прежних Pajero и других внедорожников предложили оценить дизайн прототипов, сделанных по мотивам Evo (спортивных машин Mitsubishi, которые с разгромным постоянством побеждают в "Дакарах"). Все три радикальных Pajero были, мягко выражаясь, отвергнуты. Вот почему японцы при разработке четвертого поколения включили реверс и "отмотали" дизайн к стилистике концептуальной модели 1979 года: высокий кузов, почти вертикальное лобовое стекло с минимальной скругленностью, открываемая вбок пятая дверь, запаска на корме. Новизна просматривается только в оформлении передка - в "кошачьей" светотехнике, в массивном утопленном защитном поддоне, в укороченном до предела переднем свесе. Новый Pajero не зачаровывает, но выглядит гораздо мужественнее третьего поколения с надутыми арками.
И по прочему "железу" изменений, которые были бы сделаны лишь ради изменений, нет. Все по делу. Сохранена концепция несущего кузова со встроенной рамой. Переделана независимая подвеска всех четырех колес: передние пружины жестче, задние мягче, но с прогрессивной характеристикой. Кардан облегченный, карбоновый. Система полного привода поменяла, кажется, только название (Super Select 4-II) - надо быть очень въедливым технарем, чтобы понять, чем отличается раздаточная коробка, понижающий ряд с блокировкой межосевого дифференциала и алгоритмы управления от прежней конструкции. По мне - лучше, если ничем. От добра добра не ищут. Так что пока главная интрига - новый бензиновый V6 3.8 MIVEC мощностью 250 л.с., позаимствованный от модели Eclipse.
Облагороженный интерьер и багажное отделение с пониженной высотой погрузки - вот, наверное, и все самые заметные перемены вдобавок к тем, что бросаются при внешнем осмотре автомобиля. Даже регулировку руля по вылету японцы так и не удосужились сделать (только по высоте). Истинным "паджероводам" она ни к чему - остальные привыкнут.
ПРО ПОРЦИИ
Суперхаризматичен и "Диско", дебют которого в 2004 году поклонники марки ждали с нескрываемой настороженностью. Заявленный переход в класс "люкс" (сразу делаем поправку на то, что Ford подразумевает под данным термином) гарантировал только одно: машина наверняка подорожает. Но стала ли она пропорционально лучше?
Рекламный буклет скромненько сообщает: "Жесткий стилистический кубизм экстерьера делает этот Land Rover произведением искусства". Ну, не спорю, машина с лицом. Есть и дерзость, и рационализм, и даже что-то игровое - кубики Lego увеличьте раз в тридцать, получится третий "Диско". Но с таким темным цветом кузова к музею на экспозицию, думаю, его и близко не подпустят. Надо было подъезжать году этак в 1913, пока Малевич не сподобился нарисовать "Черный квадрат".
Перечень инноваций - именно то, что не оставляет сомнений в высоком классе автомобиля. На первый взгляд это вообще copy/paste флагманского Range Rover: трехсотсильный V8 с адаптивным "автоматом", полностью многорычажная пневмоподвеска, управляемая процессором трансмиссия Terrain Response с многочисленными режимами движения по бездорожью и цветным дисплеем (отнюдь не лишний элемент - только он помогает понять, что именно в данный момент активировано, поднято и заблокировано), хитро сконструированный кузов с "интегрированной" рамой, сделанный из высоколегированной стали, алюминия и даже магния. Изобретательны британцы, чего уж тут говорить. Если к нам вдруг прилетят марсиане, то уж точно не воевать, а чтобы записаться в очередь на Discovery.
А еще бы я отметил лучшую функциональность британца. Двухсекционная задняя дверь - удобная штука. Откинул бортик - получил подобие столика, к тому же весьма прочного (выдерживает до трех сотен кило). Говорят, что в Исландии на таком столе пировали одновременно и наш Игорь Мальцев, и "лендроверовский" Сергей Гюрджан. Поднял легкую стеклянную часть - в один миг зашвырнул в багажную утробу какую-то мелочь. При посадке в автомобиль гарантированно сохраняешь чистыми штанины. Нижние кромки дверей опускаются и как бы огибают низ кузова - грязь остается на них, а не на порогах.
ВТОРОЕ СЧАСТЬЕ
Оба внедорожника отлично ведут себя на ходу и позволяют слегка понаглеть, а если есть специальные навыки, то понаглеть конкретно.
Pajero очень предсказуем на бездорожье и скользкой дороге. Покатаешься денек по льдинам и сугробам и начинаешь буквально кожей чувствовать предел машины. Увязнуть можно только по вопиющему недосмотру. Уверен, и на весенней распутице "японец" не изменит. Тяга легко дозируется, к управлению даже не надо привыкать. Передняя подвеска работает жестковато, зато информативно - нос машины "прописывает" рельеф крупных неровностей, как самописец. И потому через препятствия автомобиль, кажется, можно провести с закрытыми глазами, доверяясь только физическим ощущениям. Подтвердил Pajero и обещанный производителем акустический комфорт - мотор в самом деле работает не шумно, хотя ест бензин с удалым аппетитом.
Discovery больше впечатляет поведением на дороге. Или на том, что от нее осталось. Он динамичнее, мягче амортизирует небольшие и средние неровности, уверенно держит курс. Тормоза эффективны, хотя процесс резкого замедления с большой скорости вызывает легкую напряженность. Бьешь по педали, а тормозящий эффект слабее ожидаемого, без выраженного рывка (машину как будто подталкивает вперед инерция прицепа). Но это продолжается не дольше мгновения - "Диско" влипает в дорогу и начинает тормозить все жестче и увереннее. На бездорожье манеры автомобиля описать сложнее - не всегда установки электронных мозгов дают то, что ожидаешь. Зато по обзорности назад британский автомобиль выигрывает у японского, габариты ощущаешь лучше. Так что если вашей натуре не претит тактика "отступления" для повторного штурма, то "Диско" вывезет.
ЗВУК И ЦВЕТ
В салоне нового Pajero сразу выделяешь две вещи: систему Rockford Fosgate с дополнительным DVD-плеером и монитором в потолке и многоцветную иллюминацию приборной доски. О первой скажу коротко - стоящая штучка. Мощная, удобная, универсальная (иного от легендарной американской компании, специализированной на Car Audio, я и не ждал). А вот второе... Весело получилось, пестро, но иллюминация не сбалансирована. Контрастность информационного дисплея велика настолько, что режет глаз. Основные приборы подсвечены мягче и красивее (да и сам щиток оформлен намного интереснее, чем у предшественника). Иллюминация органов управления на центральной консоли тусклая, а кое-какие кнопки (регулировки зеркал, например) ее вообще лишены. Еще один эргономический просчет: нижний край приборной доски, причем усеянный кнопками, находится очень близко к коленкам. Вот после и удивляешься, с какого перепугу зажглись противотуманки? И диапазон продольной регулировки передних сидений скромен - росляки наверняка помянут разработчиков непечатным словцом. Больше придирок нет. Кожаный салон в черной гамме скучноват, но строг и сделан идеально. Профиль кресел, руль и переключатели под ним, педальный узел - все это достойно звания эталона в классе.
ФОРМА И ФАКТУРА
Никому еще не удавалось так густо замесить стили и добиться гармонии. Панель приборов консервативна настолько, что сразу вспоминается "Овсянка, сэр!", раздельные краны на медных водопроводах и мутно-зеленые воды Темзы. Зато справа от "биг-бэнов" - передовой LCD-дисплей. А под ним - консоль, которая явно совмещает регулирование тепла, воздуха и музыки с функциями пульта управления системы ПРО. Форма туннеля описанию вообще не поддается. Не буду судить, насколько оправдан наворотизм, однако поддерживать чистоту здесь будет проблематично. Так что зона между передними сиденьями - потенциальный мусоросборник. К отделке придирок нет. Не "Бентли", но все сработано аккуратно. Материалы неплохо подобраны по фактуре и цвету, а отсутствие в салоне навязчивого запаха полимеров свидетельствует о том, что британцы не стали экономить на качестве пластика. И совет напоследок. Не пытайтесь устроиться за рулем Discovery на "легковушечный" лад - измучаетесь. Сядьте повыше, выставьте наклон спинки так, как будто решили приосаниться, и произнесите заклинание: "Командовать парадом буду я!"
© Автопилот
Март 2007