Opel Signum отличается от всех других автомобилей, прежде всего, своим необычным позиционированием. Чтобы не тратить время на бесконечные объяснения о необычности этой модели, маркетологи немецкой компании просто назвали ее "представителем нового Signum-класса"! То есть фактом своего появления "Зигнум" основал новый, доселе неизвестный класс автомобилей, единственным представителем которого он сам и является. Ничего необычного в этом нет: так уже бывало. Renault Scenic, Toyota RAV4, Subaru Outback, Renault Espace – все эти модели в разное время стали родоначальниками новых классов или как минимум – подклассов. Так что у "Зигнума" есть все шансы войти в историю именно в качестве модели-прародительницы нового класса. Сейчас это очень модно…
Vectra превращается...
Чтобы не путаться в технических терминах и не загружать вас множеством цифр и примеров, мы расскажем о "Зигнуме" максимально просто, не пытаясь никоим образом "пристроить" его к уже существующей системе классификации автомобилей.
Если называть все своими именами, то Opel Signum – это та же "Вектра", только с удлиненной колесной базой, интересной и необычной формой кузова и оригинальной задней частью салона. Все остальное – моторы, подвески, трансмиссия, кузовные панели "передка" и передние двери у обеих моделей полностью идентичны, вплоть до индексации запчастей. И то, что в итоге автомобиль был представлен в виде необычного хэтчбека, а не в виде длиннобазного универсала (хорошая идея!), это просто очередная прихоть маркетологов – они решили, что только в таком виде Opel Signum будет наиболее интересен потребителям.
Некое подобие такой "сборной солянки" уже предлагалось покупателям. Это была Skoda Superb , которая представляла собой слегка видоизмененный VW Passat B5 , также с удлиненной базой. Вот только в том случае чехи решили особо не экспериментировать с формой кузова – "Суперб" так и остался седаном, как и его "донор". А Opel, когда проектировал "Зигнум", все-таки решил рискнуть – попробовать продавать не просто необычный автомобиль, но еще и с необычным типом кузова.
Правда, сравнение со "Шкодой" в данном случае не совсем уместно, ведь Superb являл собой, по сути, обыкновенный "стретч" – удлиненный лимузин со вставкой в центральной части кузова. Причем чехам даже разрабатывать ничего не пришлось – для китайского рынка, где большинство автомобилей – служебные, выпускался такой длиннобазный "Пассат", который и стал основой для новой Skoda. Машину только слегка изменили внешне, чтобы она была похожа на остальные модели, производящиеся под этой маркой. Во всем остальном она так и осталась "Пассатом": платформа, двигатели, абсолютно все кузовные элементы и даже интерьер.
В случае с "Зигнумом" Opel постарался побольше: платформа "Вектры" была использована и как средство снижения расходов, и как наиболее удачный "донор". Ведь этот автомобиль очень неплохо "рулится", а значит, такие эксперименты, как изменение длины колесной базы и развесовки по осям, не сильно повредят ходовым качествам новинки. Платформу, точнее, колесную базу удлинили на 130 мм, что сказалось в первую очередь на пространстве салона, особенно в области задних сидений. Сам Signum при этом стал всего на 40 мм длиннее "Вектры" – то есть автомобиль "раздулся" изнутри, сохранив практически прежние внешние габариты.
Преимущества такого подхода – внешняя компактность модели среднего класса при объеме внутреннего пространства как у представителей бизнес-класса. Да-да, благодаря удлиненной колесной базе "Зигнум" теперь при желании можно позиционировать как модель высшего среднего класса – как раз между BMW 5 Touring и Audi A6 Avant . А можно этого и не делать, ведь общие габариты автомобиля выдают в нем "среднеразмерника". Теперь вы понимаете, почему мы сразу отказались от попытки классифицировать этот автомобиль? Каждый может сделать это сам, как ему нравится – и оба варианта будут по-своему правильными...
Повышенная функциональность против тотальной унификации
Зная о том, что Opel Signum является "производным" от модели Vectra , можно предположить, что по всем параметрам оба эти автомобиля максимально унифицированы. Так оно и есть: моторы и трансмиссии, доступные на "Вектре", предлагаются и для "Зигнума", варианты комплектации и отделки салона – практически идентичные. И даже стайлинг обеих моделей, за вычетом оригинальности задней части Signum, одинаков. Разница лишь в мелочах: кое-где добавлен хром, предложен немного иной вариант оформления, в деталях изменена форма. Передний бампер "Зигнума", к примеру, позаимствован не у обычной версии "Вектры", а у ее спортивной модификации GTS, о чем свидетельствуют в первую очередь "крылышки" на боковинах бампера.
Но это вовсе не говорит о том, что и воспринимать "Зигнум" нужно как "всего лишь" необычную модификацию давно известной модели. Нет, в этом большом хэтчбеке, кроме дизайна, нет практически ничего общего с "Вектрой", что особенно явно ощущаешь в движении. Из-за удлиненной колесной базы изменилась развесовка, и машина совершенно не подвержена раскачке кузова, она как-то солиднее реагирует на дорожные "волны". Ее поступь можно назвать тяжелой, хотя ход у "Зигнума" мягкий. Подвески жестковатые, что особенно заметно на стыках, но ход у них при этом плавный: автомобиль мягко едет по дороге, убаюкивая своих пассажиров.
В целом Signum реагирует на все примерно так же, как и Vectra, но само "исполнение" происходит иначе. Пересев за руль после "Вектры", моментально ощущаешь себя в автомобиле бизнес-класса. Рулевое управление острее, но сама машина реагирует на все с некоторой ленцой. Вот здесь, на вираже, Vectra легко и быстро проскочила бы, повинуясь движению руля, а Signum проходит чуть тяжелее, вынуждая слегка сбросить газ и, на всякий случай, переставить ногу на педаль тормоза. "Качнуть", "переставить", "сбросить" – весь этот профессиональный сленг применим к "Вектре", а с "Зигнуму" нужно относиться совершенно иначе. Он просто не "заводит" – тяжелее контролируется на поворотах, немного медленнее разгоняется, сильнее кренится в поворотах. Как компенсацию можно рассматривать стабильность автомобиля на высокой скорости. По трассе можно нестись с любой скоростью, держа при этом руль одной рукой, что делать настоятельно не рекомендуем – Signum хорошо держит курс, не реагируя ни на порывы ветра, ни на дефекты дорожного покрытия.
Кроме нюансов в настройках подвесок Opel Signum очень сильно отличается от "донора" и в салоне. На презентации автомобиля представители дилера долго и упорно рассказывали нам, то есть журналистам, о функциональности этой модели. О том, какие средства были затрачены на разработку, что над интерьером трудился огромный штат высококлассных инженеров, только проектирование передних кресел обошлось "Опелю" в просто громадную сумму – 70 миллионов евро!
В последнюю цифру верится с трудом: что такого уникального можно было изобрести для передних кресел, чтобы оправдать такие затраты? Видимо, в данную сумму включили все: и проектирование сидений, и… постройку завода. Но насчет того, что передние и задние сиденья являются гордостью данного автомобиля, спорить не будем – особенно если это касается уникальных задних.
У "Опеля" уже был опыт создания неординарных по своей эргономичности конструкций, достаточно вспомнить единственную до недавнего времени в своем классе семиместную "Зафиру". Она "била" всех конкурентов тем, что у нее были полноценные семь пассажирских мест, причем третий ряд кресел очень хитро складывался при необходимости и в таком виде практически не занимал места в багажнике. Ничего подобного не было ни в одной конкурирующей модели, что сделало "Зафиру" настоящим бестселлером рынка.
Opel Signum не сделали семиместным, но зато его оснастили уникальными по своей сути задними сиденьями. Они представляют собой два раздельных кресла (как в "Майбахе"!), каждое из которых может регулироваться в нескольких направлениях. Если не хватает места для поклажи, можно сдвинуть кресла вперед, если же багажник пустой – то отодвинуть их максимально назад, высвободив побольше места для ног задних пассажиров. Можно также регулировать угол наклона спинки каждого из задних кресел – в общем, уровень комфорта почти как в лимузинах высшего класса.
Вот только среднее кресло в заднем ряду как-то совершенно не вписывается в этот замечательный и функциональный салон – третьему пассажиру там попросту нечего делать. Та накладка, которая закрывает пространство между двумя креслами, вряд ли сможет исполнять функции обычного сиденья, даже на короткое время. Она узкая и к тому же имеет выпуклую форму, что вызывает мало ассоциаций с привычным автомобильным креслом. Хотя нужно отметить, что даже это пассажирское место имеет отдельный ремень безопасности – если будете чувствовать себя некомфортно, то можно утешиться мыслью, что по крайней мере это безопасно.
Впрочем, легковой автомобиль – не минивэн, и даже четыре пассажирских места редко используются постоянно. Да, действительно, у нас в машине чаще всего ездит один-два человека, гораздо реже – три или четыре. И уж совсем редко приходится видеть, чтобы салон легковушки был забит под завязку и в нем были заняты все пять пассажирских мест.
Но в случае с Opel Signum это звучит не как веский аргумент, а как оправдание – мол, мы не сделали этого потому, что это вам и не нужно. Возможно, так оно и есть. Но согласитесь, что даже при таком раскладе все можно было оформить по-другому – та же "накладка" между задними сиденьями могла бы иметь более оптимальную форму. Не является оправданием и то, что вместо условного третьего места для "Зигнума" можно заказать уникальную центральную консоль. Которая одновременно является и центральным подлокотником на заднем ряду, и "секретером", так как в ней имеется множество полочек, ниш, подстаканники и даже встроенный холодильник. Идея хорошая, но далеко не всем она понравится: проще и дешевле купить обычный автомобильный холодильник, тем более что в этом случае вы сможете выбирать среди моделей разного объема. А что касается полочек и ниш для хранения мелких вещей, то их в салоне "Зигнума" и без того хватает.
Особенности и недостатки
В том, что "Зигнум" – автомобиль необычный, сомневаться не приходится. Владелец при желании сможет рассказать о своей новой покупке столько интересных вещей, что рядом с ним любой Nissan Murano поблекнет. Действительно, необычная затея и соответствующее исполнение. И, нужно признать, мастерское – те вещи, на которых Opel акцентирует внимание, действительно получились бесподобно. Будь то сама идея данного хэтчбека, его возможности трансформации салона или уникальная конструкция задних складывающихся кресел.
Но в целом впечатления от этого автомобиля остались очень неоднозначные: что-то понравилось, что-то давно уже не является достижением, а что-то и вовсе показалось неприемлемым. Про турбодизельный мотор, автоматическую коробку передач с "типтроником" в данном случае речь не идет: у нас в избытке хватило впечатлений от самого "Зигнума", так что с этими агрегатами мы отдельно разберемся как-нибудь потом. А пока – впечатления от самого автомобиля.
В "актив" Opel Signum мы можем записать то, чем этот автомобиль по праву может гордиться. Просторный салон, высокая плавность хода и стабильное поведение на высоких скоростях, интересный дизайн и необычный имидж – как-никак единственный представитель нового "Signum-класса"! Сюда же можно добавить классную идею со складывающимися и регулирующимися в нескольких направлениях задними креслами.
Но в "пассиве" имеются вещи более весомые, нежели имиджевые заморочки. Во-первых, для хэтчбека среднего, а уж тем паче высшего среднего класса у "Зигнума" слишком маленький багажник – современные модели гольф-класса в большинстве своем имеют гораздо больше пространства для багажа. Во-вторых, несмотря на то, что ходовая часть данного автомобиля осталась полностью такой же, как у "Вектры", которая, напомню, получила "Золотой руль" от немецких журналистов, с управляемостью "Зигнума" дела обстоят далеко не лучшим образом. Руль стал "острее", но подвески немного жестче, и плюс к этому машина отличается нервозным поведением задней оси при прохождении крутых поворотов.
Наконец, в-третьих, наличие большой колесной базы и просторного салона с очень удачной эргономикой и отлично продуманным процессом складывания задних кресел вовсе не делает Opel Signum идеальным автомобилем для большой семьи. Ведь он, по сути, четырехместный – пятый пассажир, даже ребенок, вряд ли согласится ехать на том подобии пассажирского места, которое имеется между двумя задними креслами – это "заглушка", не более.
Те же качества, то есть просторный салон, большую колесную базу и четыре удобных кресла в салоне можно было бы использовать для других целей – представительских. Ан нет, не получается, ведь "Зигнум" – хэтчбек! Конечно, сейчас модно смешивать различные направления, предлагать что-то необычное и непривычное, но в данном случае, думаю, Opel не совсем угадал тенденцию. Renault Vel Satis , также являющийся хэтчбеком, – это да, это действительно интересно в качестве представительского автомобиля, а вот "Вектра-необычный хэтчбек" в виде Opel Signum – это, пожалуй, немного не то.
Наверное, для того чтобы сделать автомобиль престижнее настолько, насколько просторнее стал его салон, стоило бы переднюю часть кузова как-то индивидуализировать – изменить рисунок решетки радиатора что ли. Или предложить оригинальные бамперы – чтобы издалека видно было, что это не Vectra, сравнительно доступный автомобиль среднего класса, а Signum – "вещь в себе".
© Автогазета
#42-2003