Категория седанов верхнего среднего класса - большой и вкусный пирог, и от него пытаются отхватить кусок почти все автопроизводители. Пытаться-то они пытаются, да не всегда получается - слишком сильны и цепки руки немецкого триумвирата, в которые данный пирог попал. Однако желание от этого не ослабевает, и способы борьбы за сладкое становятся все более изощренными. Кто-то налегает на спортивность, кто-то норовит нашпиговать автомобиль всеми мыслимыми опциями, а иные просто копируют корифеев жанра, которые, само собой, тоже не бездействуют. Толку же от "сторонних" стараний, если смотреть в глаза фактам, - чуть, только крошки от пирога достаются. Изыскания продолжаются…
В случае с Opel Signum можно говорить о принципиально новой форме борьбы, а именно - о попытке пересадить пассажиров "почти" бизнес-класса из консервативного седана в нечто, напоминающее одновременно хэтчбэк и универсал. Кажется, идея вполне жизнеспособная, ибо весь мир давно уже осознал преимущества такой компоновки автомобиля. Но жизненно ли это - солидный господин в "ролексе" и на хэтчбэке?
Вспомним авангард - Renault Avantime . Трехдверный хэтчбэк, хоть создатели и относят его к рангу купе. Что с ним? Почил в бозе - снят с производства. Впрочем, с менее радикальным Vel Satis все в порядке, да и с Opel ситуация иная, ибо компания действует более прагматично, предлагая в лице Signum умеренное новаторство, что, вероятнее всего, не позволит тому повторить "успех" первопроходца.
Модель построена на платформе Epsilon, которую, напомним, имеют Vectra и Saab 9-3 Sport Sedan . Отличие в том, что специально для Signum был подготовлен стретч-вариант - база увеличена на 13 сантиметров, и все они отданы, естественно, задним пассажирам. Ну, а чтобы автомобиль не казался этаким переростком, уменьшили задний свес. В результате Signum оказался длиннее стандартной Vectra всего на четыре сантиметра.
Если спереди новинка копирует Vectra (с небольшими косметическими изменениями вроде подретушированной радиаторной решетки и нюансов в оформлении бампера), то задняя часть кузова решена в оригинальном стиле. Огромное куполообразное стекло скруглено по краям, оно захватывает часть массивных задних стоек и наряду с большими рубинами задних фонарей является основным элементом дизайна кормы. Выглядит подчеркнуто технократично и при этом достаточно интересно. Больше, к сожалению, глазу зацепиться не за что. Но в целом Signum однозначно переигрывает Vectra, даже в модификации GTS. Да и воспринимается он как автомобиль классом выше - дизайнерам удалось "обмануть" наблюдателя.
Концепция внутреннего пространства Signum называется Flex-Space (от англ. flexible space - гибкое пространство), и, надо признать, оно действительно очень гибкое, прямых аналогов в рядах конкурентов пока не видно. Говоря о салоне, акцент следует сделать на задней его части - именно там сосредоточены самые интересные решения. Впрочем, и спереди есть кое-что любопытное. Речь идет о новейшей разработке компании - мультиконтурных сиденьях. Представители Opel сообщают, что создание одобренных германскими ортопедами кресел обошлось примерно в 75 миллионов евро! Скорее проверим оправданность таких инвестиций.
Странно, но посадка не впечатлила. Несмотря на большое количество электрических регулировок, усесться "как влитому" не удалось ни с первой, ни с пятой попытки. Показалась недостаточной боковая поддержка, что, вместе со скользкой кожаной обивкой, заставляло несколько напрягаться в поворотах. Но будем справедливы - за все время поездок на Opel Signum никаких признаков усталости не появилось. А встроенная в кресла система вентиляции - просто класс! Вставая с кожаного кресла в жаркий летний день, весьма удивительно ощущать себя, извините, абсолютно сухим. Поэтому кресла оцениваем на "отлично". Ведь и предназначение автомобиля вовсе не спортивное, хотя более эффективная боковая поддержка все же не помешала бы.
Смотрим на потолок - люка не обнаруживаем, зато видим достаточно длинную пластиковую панель. После небольших манипуляций открываем аж четыре ниши, в которых можно хранить разнообразные мелкие предметы. Что и говорить, забота о потребителе. Но опционная. Перебираемся назад. Да, практически бизнес-класс - простор во всех направлениях! Посадочную формулу заднего ряда можно обозначить как "два с половиной". Два раздельных кресла и нечто твердое пластиковое между ними. Это нечто снабжено подголовником, что дает понять - сидеть посередине все-таки можно. Но долго ли, и с каким комфортом - большой вопрос. В общем, среднее место логично было бы назвать многофункциональным подлокотником с возможностью использования в качестве сиденья. Кстати, сюда при желании устанавливается приспособление Travel Assistant, включающее в себя складные столики, подстаканники, розетку, охлаждаемый бокс. И тогда все будет выглядеть логично, ибо в таких машинах сзади редко когда сидят три человека, а двоим тут весьма комфортно.
Задние сиденья перемещаются в продольном направлении на 13 сантиметров. Пассажир может менять в достаточно широком диапазоне наклон спинки. Боковые окна снабжены шторками, присутствуют, естественно, система вентиляции и подогрев задних сидений. При сложенных задних сиденьях объем багажника составляет 550 л, а если потянуть (прямо из салона) за специальные ручки, то спинки плавно сложатся, образовав ровный пол, и объем чудесным образом возрастет до 1410 л. Перевозка длинномерных грузов также возможна - необходимо просто сложить переднее пассажирское кресло. Пятая дверь большая, что обеспечивает удобство погрузки. Усилие, которое необходимо прилагать для ее закрытия, достаточно велико, может даже не получиться с первого раза.
Как и все современные автомобили, Signum оснащен впечатляющим количеством средств пассивной безопасности. Фронтальные и боковые подушки, оконные шторки, ремни с преднатяжителями и ограничителями натяжения, активные подголовники для четырех основных сидений (еще один повод отказаться от поездки на среднем заднем месте), травмобезопасный педальный узел. Электронные системы помощи в управлении машиной можно отнести сюда же.
В скором времени список дополнительного оборудования пополнится еще одной инновационной системой пассивной безопасности. Речь идет об AFL - Adaptive Forward Lighting (адаптивное головное освещение), благодаря которой в темное время суток участки дороги, которые фары практически всех современных автомобилей оставляют неосвещенными, будут отлично просматриваться. Считывая показания с датчиков скорости и положения руля, электронный мозг автомобиля корректирует направление светового пучка. Signum, оснащенный AFL, сможет похвастаться также ксеноновым дальним светом.
Управляемость автомобиля идеально вписывается в его концепцию. Signum послушен, понятен, комфортен и абсолютно не азартен. Увеличившаяся колесная база сделала поведение автомобиля несколько иным, нежели у Vectra. Машина с измененными настройками подвески движется более солидно и уверенно. Подвеска достаточно упругая, но акцент сделан вовсе не на спортивность, а на комфорт. Но это ни в коем случае не означает, что Signum плохо "рулится" - повороты можно атаковать достаточно агрессивно. Однако ярко выраженная недостаточная поворачиваемость, ощутимые крены и неспортивные сиденья отбивают охоту выписывать идеальные траектории в замысловатых виражах. А вот на длинных прямых, благода-ря ровному мощному мотору, ездить гораздо интереснее. Независимо от скорости, машина идет как по рельсам, перестроения абсолютно не напрягают.
Передачи пятиступенчатой КПП длинные, крутящего момента - море, так что активно действовать "ручкой" вовсе не обязательно. Четкость работы КПП не впечатлила. Ходы рычага большие, избирательность - не на высоте. Впрочем, эти минусы всплывают лишь при достаточно энергичной работе рычагом коробки передач. А необходимости в таковой может и не возникнуть - не тот автомобиль.
Тормоза - без нареканий. Корректная работа АБС, адекватное усилие. Неоднозначное впечатление оставил педальный узел. Очень высоко расположена педаль сцепления. Неудобно! Обзорность вперед отличная, а вот при парковке задним ходом на первых порах могут возникнуть трудности - обзор зажат широкими задними стойками. В самый раз задуматься о парктронике, который является одной из опций в списке дополнительного оборудования.
Для Signum предлагается широкий выбор КПП и силовых агрегатов. Надо отметить, что на машине дебютируют новые опелевские моторы. Первый двигатель немецкой компании с непосредственным впрыском топлива - 2,2 Direct ECOTEC, который является развитием мотора 2,2 ECOTEC. Этот силовой агрегат мощнее, эластичнее и экономичнее предшественника. Номер два - 2.0 Turbo, ровный агрегат, выдающий впечатляющий максимальный крутящий момент - 265 Нм в диапазоне от 2500 до 3800 оборотов в минуту. Ну и, естественно, современный дизель - V6 CDTI ECOTEC, объемом 3 л, мощностью 177 л.с. и, конечно, с исполинским моментом - 370 Нм. Кстати, в комплекте с двумя последними моторами будет предлагаться новая шестиступенчатая автоматическая коробка передач.
Фактор цены - определяющий, от нее зависит успех Signum. Базовая комплектация модели дороже стандартной Vectra меньше чем на 3000 евро. Предложение заманчивое. Естественно, в том случае, если вас привлекает все новое, и необычная концепция хэтчбэка "почти" бизнес-класса кажется хорошей альтернативой классическому седану.
© Журнал «МОТОР»
Сентябрь 2003