Окружающие смотрели так, словно я угнал концептуальный автомобиль и теперь раскатывал на нем по Португалии. Действительно, новейший "Speedster" выглядит беглецом с какого-нибудь очередного международного автосалона, где он дебютировал под ярлыком "Экспериментальная разработка"... И кажется невероятным, что cтоль эпатажный, эмоционально хлесткий автомобиль создала фирма "Opel", чьи машины отличаются спокойным, сдержанным имиджем. Итак, в опелевскую гамму влита струя свежей крови под названием "Speedster".
Полеты на малых высотах
Если автомобилям свойственна реинкарнация, переселение душ, то "Speedster" в прошлой жизни был самолетом. Небольшим, увертливым и проворным вроде истребителя Второй мировой. Эта банальная мысль посетила меня, когда я мчался по извилистому горному серпантину со скоростью, которую едва бы решился развить на суперкаре типа "Ferrari" или "Porsche". В отличие от них, родстер "Opel" предельно компактен - по длине машина сравнима с крохотной "Corsa", поэтому даже когда меня пару раз заносило, я оставался в пределах своей полосы.
Если на малых скоростях занос - штука приятная и запросто гасимая одним доворотом руля, то в быстрых виражах, которые проходишь на грани возможного и когда стрелка спидометра находится в районе 70-80, следует держать ухо востро, особенно под дождем. Заранее просчитайте траекторию, и пусть ваша правая нога закаменеет, удерживая педаль акселератора в одном положении. Коль скорость окажется чрезмерно велика и машину поведет в сторону, действуйте только рулем. Сброс и добавление газа в таких условиях дают одинаковый результат - быстрый, как бросок гадюки, глубокий занос задней оси.
По предыдущему абзацу некоторые читатели наверняка поняли, что в поворотах "Speedster" требует техники вождения, напоминающей ту, что используют водители "формул" в кольцевых гонках. Верно! Недаром по конструкции "Speedster" очень близок к гоночным автомобилям. Основой машины служит алюминиевая рама, склеенная (!) из нескольких элементов. На нее навешены панели кузова из композитных материалов. Привод - задний. Мотор - в центре машины, позади двухместного кокпита.
Центральномоторная компоновка для спортивного автомобиля - знак принадлежности к высшей касте. Большинство таких машин умопомрачительно дороги, однако "Opel" получился весьма доступным. В Европе родстер стоит около $30.000. Очень привлекательная цена для автомобиля, который планируется производить ограниченным тиражом - 3.000 штук в год, причем кокпит каждого экземпляра щеголяет индивидуальной номерной табличкой, что подчеркивает эксклюзивность изделия. Умеренную цену опелевцам позволяет удерживать использование массовых агрегатов. Например, 5-скоростная ручная коробка перекочевала на "Speedster" с модели "Astra Coupe". От нее же позаимствован 4-цилиндровый мотор серии "Ecotec". При объеме 2,2 л двигатель выдает 147 сил. Скажете, маловато для настоящего спортивного автомобиля?..
Мне так не казалось, когда после выхода из каждого виража "Speedster" серебристым вихрем уносился к следующему повороту, вжимая меня и коллегу в спинки кресел. Несмотря на скромную мощность, по разгону спортивный "Opel" поспорит с "Porsche". Секрет кроется в изумительно малом весе - всего 870 кг. Инженеры гонялись за уничтожением каждого лишнего грамма с тщанием инквизиторов, преследующих еретиков. Про кондиционер, электроприводы и прочую сибаритскую "дребедень" я вообще молчу - они не предусмотрены изначально. Поражают мелочи. Например, кресло пассажира намертво закреплено на полу, и менять угол наклона спинки нельзя. Ведь механизмы регулировок - это лишний вес. У водительского сиденья спинка тоже не регулируется, но его можно двигать назад-вперед. Подстроить под себя рулевую колонку нельзя.
Легкий "Speedster" с завораживающей живостью реагирует на действия водителя. Особенно потрясает реакция на повороты баранки - мгновенная, точная, однозначная. Автомобиль лишен гидроусилителя (он тоже принесен в жертву на алтарь борьбы с лишним весом), и потому казалось, будто я буквально на уровне тактильных ощущений чувствую все, что происходит с передними колесами. Как остроумно пошутил вечером за ужином опелевский инженер: "Наехав передним колесом на монету, вы можете почувствовать, орлом она вверх лежит или решкой". Удивительной легкости рулевого управления способствует и центральномоторная компоновка. В таких машинах двигатель не "давит" на передние колеса, обеспечивая водителю потрясающе отчетливое "чувство руля".
Автомобиль обладает фантастически мощными тормозами. Они осаживают "Speedster" столь же легко и резко, как выстрел охотника останавливает стремительный бег зайца. Свернув на паркинг для фотосъемки, заглядываю в недра больших 17-дюймовых колес сквозь прорези в легкосплавных дисках. "Небось, какие-нибудь знаменитые тормоза стоят. Типа "Brembo", - предположил я и ошибся. "Speedster" снабжен дисковыми механизмами от "Opel Vectra". Вот так: если на семейной модели массой под полторы тонны они работают просто нормально, то на суперлегком родстере кажутся "фантастически мощными".
Кокпит выдержан в "самолетном" стиле. Тут преобладают алюминиевые детали. Причем педали, упор для ног пассажира и ручки открывания боковых стекол не просто изготовлены из этого легкого авиационного металла - ради снижения массы они даже перфорированы элегантным треугольным орнаментом.
Мотивы летательной техники заметны также в дизайне. Опелевцы, отвечавшие за внешность "Speedster", признаются, что в числе вещей, из которых они черпали вдохновение, был американский самолет-невидимка "Stealth". Взгляните, например, на задние фонари. Ассоциация с реактивными соплами первой приходит на ум, не так ли? А расположенные вертикально - один над другим - выхлопные патрубки напоминают породистые итальянские мотоциклы...
Opel для англофилов
Заместитель главного редактора "Клаксона" Александр Бахарев помешан на английских машинах. Водит "Land Rover", втайне мечтает о "Jaguar" и восхищается "Morgan", который мне кажется не автомобилем, а четырехколесным недоразумением... Так вот, зам. главного рвал и метал, когда выяснилось, что дела не отпустят его в Португалию для знакомства с "Opel Speedster". Ехать пришлось мне, и после первых же километров понял, почему Александр хотел провести тест-драйв сам. Несмотря на немецкую марку, "Opel Speedster" - типично английский по духу автомобиль.
Мало того что породу легких родстеров, быстрых не за счет переизбытка "л.с.", а благодаря минимуму "кг", вывели именно англичане. "Speedster" действительно переполнен множеством типично английских штучек. Так, мотор запускается не поворотом ключа, а кнопкой на центральной консоли, словно в классических британских родстерах. Тут веет сакраментальной командой "Джентльмены, запускайте моторы!", которой полвека назад начиналась любая гонка на туманном Альбионе.
Дальше - больше. Смутно знакомой мне показалась приборная доска. Да ведь очень похожей снабжен английский "Lotus Elise"! Но щиток со шкалами - лишь видимая часть айсберга. На самом деле сходство между "Speedster" и "Elise" более глубокое. Спортивный "Opel" создавался в тесном сотрудничестве с компанией "Lotus". Поэтому шасси немецкой машины напоминает ходовую часть английских спорткаров. Окончательно меня "добил" тот факт, что изготавливаются "Opel Speedster" тоже в Великобритании! На заводе "Lotus" в Хейтеле...
Свойственный английским спортивным автомобилям минимализм проявляется в комплектации. Если "Speedster" появится в российских автосалонах (московское представительство "General Motors" рассматривает такую возможность), листок с перечнем оборудования будет выглядеть до смешного коротким. Два пункта стандартной комплектации - подушка безопасности для водителя и АБС. Плюс две опции за дополнительную плату - аудиосистема с CD-проигрывателем и кожаные кресла.
...Когда начал накрапывать дождь, пришлось тормознуть под знаком "Остановка запрещена". В противном случае мы могли вымокнуть до нитки. Ведь установка крыши "Speedster" требует много времени. Она прилагается к машине в специальной сумке. Сначала надо смонтировать каркас, потом поверх натянуть тент... Словом, процедура требует определенных навыков. Водить "Speedster" с крышей не слишком приятно. Даже при моих скромных 173 см роста макушка упиралась в потолок. Более высокие коллеги при езде с крышей были вынуждены слегка пригибать головы.
Перевозится тент в специальной нише позади кресел - основной багажник и без того невелик. Причем располагается он не спереди, как я сначала предположил, а позади мотора и вмещает пару больших сумок. Его объем достигает 206 л - довольно много по спорткаровским меркам. Так, вместимость багажников "Ferrari 550" и "Porsche 911" куда скромнее.
...Несколько часов спустя я сидел в обычном кресле обычного минивэна "Opel", который вез нас с коллегами в аэропорт. В теле ощущалась приятная бодрость. Похожее чувство испытываешь после сауны и спортзала - ты словно обновился, словно получил свежую кровь. Такой вот приятный "побочный эффект" гарантирует вождение "Opel Speedster".
© Клаксон
#5 - 2001