Opel Speedster – странная и, следовательно, редкая машина. Шутка ли – настоящий спорткар под «семейной» немецкой маркой! Смахивает на издевку. Более того, в наши руки попал автомобиль, владелец которого, рискнув, решил доработать его «мозги».
Компания Opel приняла на вооружение новую концепцию спортивного родстера. На смену снятому с производства Speedster в 2007 году приходит Opel GT. В прошлое отправляется одна из самых «драйверских» машин – и не только в истории этой марки.
На тест нам достался единственный в своем роде экземпляр Speedster, купленный у официального дилера. Внешность машины оценить несложно – это бескопромиссный «сворачиватель голов». Speedster понравится практически каждому. К тому же владелец (зовут Дмитрий) перекрасил его из обычного оранжевого в апельсиновый металлик (такой цвет у мотоциклов Yamaha). Плюс 17-дюймовые легкосплавные двятиспицевые диски Azew. Speedster стал просто неотразим!
Несмотря на немецкое название марки, это чистейшей воды british car. Все подчинено одной идее – удовольствие от активного вождения… при минимуме комфорта. Большая часть интерьера – алюминиевая. Вы не найдете здесь электрических приводов стекол, зеркал, гидроусилителя руля. Забудьте также про двухзонный климат-контроль, ящик для перчаток и очешник над головой. Руль – 32 см в диаметре, у иных машин тормозные диски больше…
Ключевой показатель в данном случае – вес. Английская идея максимального снижения массы при относительно малосильном моторе в Speedster реализована как нельзя лучше. Автомобиль давит на дорогу всего лишь 930 килограммами! Поэтому обычный, на первый взгляд (200 л.с. при 5500 об/мин и 250 Нм с 1950 об/мин), 2-литровый турбированный мотор-середнячок сообщает Speedster великолепную динамику. На разгон до 100 км/ч машине требуется всего 4,9 секунды, а максимальная скорость составляет 243 км/ч.
Но человеку всегда мало того, что он уже имеет, и хозяин оранжевой ракеты обратился к тюнингерам. В ответ он получил заманчивое предложение поставить новый чип в Германии и адаптировать его под российские реалии. «За бугром» владельцу пообещали 240 л.с. и крутящий момент за 300 Нм. Скажем прямо – недурные показатели. Оно и понятно – двигатель-то с турбиной. Недавно Дмитрий заехал на стенд замера мощности и получил следующие показатели: 210 л.с. при 5935 об/мин и 330 Нм при 3315 об/мин. При этом, по его словам, расход топлива практически не увеличился. Правда, хозяин «кормит» Opel исключительно 98-м бензином, а не 95-м, как предлагает паспорт ТС. Как бы то ни было, такая серьезная прибавка крутящего момента имеет ключевой смысл для столь легкого авто. «На колесах» это чувствуешь каждой клеточкой организма.
Забраться в автомобиль оказалась задачей непростой. Широченный порог, под декоративными панелями которого находится часть пространственной алюминиевой рамы, приходится чуть ли не перескакивать. У больших (в прямом смысле этого слова) людей будут проблемы. Усугубляет ситуацию миниатюрный дверной проем. Поскольку рулевая колонка никак не регулируется, лучше отодвинуть от нее подальше простейшее по конструкции кресло, смахивающее на спортивный ковш. Так будет проще. Разместившись, наконец, в обшитом кожей сиденье, придвигаемся на салазках к органам управления, можно также воспользоваться специальной резиновой грушей для подкачки поясничного подпора. Других настроек посадки нет. Руль, как уже говорилось, маленький. Здесь все словно игрушечное, как и сама машина, которая немногим больше гоночного карта. Больше всего поначалу раздражал рычаг КПП, оказавшийся едва ли не на уровне локтя.
Подрулевые переключатели – от Opel Vectra, кнопки управления светом – тоже. Приборная панель породистая, от известной в узких кругах английской фирмы Stack Instruments: два четких циферблата – ничего лишнего. Кресло пассажира прикручено намертво, зато есть две ступеньки, в которые можно упираться ногами, чтобы хоть как-то противостоять инерции. Подушки безопасности пассажиру тоже не досталось. А вокруг – сплошной алюминий.
Заводим мотор по-английски, с помощью кнопки в центре торпедо. Вот тут и понимаешь – все, назад пути нет. Двигатель жужжит сзади, моментально реагируя на нажатие педали газа. Двинуться в путь не терпится, словно ты ребенок, которого только что посадили на новый велосипед. Разгон стремительный. В жесткое кресло вдавливает, как в хорошем суперкаре, лишь только стрелка минует отметку 3000 оборотов. Впрочем, почему «как»? Speedster – отличный суперкар, только небольшого размера. Причем найти общий язык с автомобилем очень легко, прежде всего, благодаря тому, что сам он ничего от водителя не скрывает, скорее наоборот – открывает душу нараспашку. В меру тяжелый руль, усилие на педалях газа и тормоза дозируется без проблем. Никаких электрических систем-помощников и прочего балласта, кроме АБС.
Ход рычага КПП короткий, переключения быстрые и жесткие, передачи действительно «втыкаются», лучше не скажешь. Сцепление срабатывает моментально, машина срывается вперед, как игрушечная, получившая пинок от невнимательного пешехода. Кроме того, благодаря низкой посадке восприятие скорости слегка искажается, и на 150 км/ч возникает чувство, что пора убирать закрылки и набирать высоту. Масла в огонь ощущений добавляет чудовищный шум извне. Даже с задраенными окнами на скорости общаться с пассажиром приходится, серьезно повышая голос. А все почему? В целях снижения веса в машине не предусмотрена шумоизоляция.
Что касается управляемости, то Speedster сложно сравнивать с какой-либо другой машиной. Реакции на «рулежку» настолько острые и четкие, что водитель рискует потерять бдительность. Кстати, жесткость на кручение у кузова 9800 Нм/градус – показатель, достойный настоящего спортивного автомобиля!
Тормозные механизмы – двухпоршневые Brembo сзади и AP Racing спереди стискивают вентилируемые диски диаметром 288 мм. Для алюминиевого болида таких более чем достаточно. Подвеска очень жесткая – как надо. Но звуки, которые доносятся спереди и сзади на каждой кочке, кроме как душераздирающими назвать сложно. С непривычки даже кажется, что стойки и рычаги просто вот-вот развалятся. Впрочем, владелец планирует поставить амортизаторы с иными характеристиками. Скорее всего, это правильное решение.
Отдельные слова хочется сказать о колесах, а именно о резине. В стоке машина комплектуется Bridgestone Potenza RE040. На эти покрышки было множество нареканий. Дмитрий, побывав на сайте тюнинговой компании Imhof Performance, выяснил, что доработанный автомобиль Speedster показал третье время на тренировочном автодроме, катаясь на резине Kumho. Причем опередил таких серьезных соперников, как TechArt Porsche turbo, 9ff 9f-T1 (Porsche 996 turbo) и даже родственный Komo-Tec Lotus Elise 220R. Так что отныне на Opel встали «катки» Kumho Q15 размерностью 215/45 спереди и 235/40 сзади. Машина перестала срываться в пробуксовку на первой и второй передачах – надо только резину немного прогреть.
Через некоторое время стало ясно, что с этой «игрушкой» будет очень тяжело расстаться. Поистине – аппарат, захватывающий дух.
Opel Speedster оставил очень сильное впечатление. Да, машина совершенно непрактична. Она не для наших дорог. Ну, в крайнем случае, для недавно построенных московских. Или для отремонтированных федеральных трасс. Впрочем, широкополосные шоссе – стихия, чуждая Speedster. Ему как воздух необходимы повороты, виражи, «шиканы». Вот тогда, будучи в умелых руках, он покажет все, на что способен!
© Журнал «МОТОР»
Июнь 2006