200-сильный турбомотор, шестиступенчатая механическая коробка передач и регулируемые по жесткости амортизаторы... Так может начинаться описание заряженного городского хэтчбека или компактного спорткупе. Однако у нас на тест-драйве компактвэн Opel Zafira, который полностью соответствует означенным данным, что обещает очень интересный драйв.
Но и это не предел, для совсем безбашенных отцов семейств существует 240-сильная Zafira ОРС, которая по праву считается самым мощным и самым быстрым компактвэном в мире. Но и у тестируемой нами машины есть всего один достойный соперник - Mercedes B200 Turbo. Правда, он заметно дороже, тяжелее и всего-навсего пятиместный. Zafira же способна взять на борт семь человек и доставить их из пункта А в пункт Б со скоростью до 240 км/ч.
Описывать внешность Zafira - занятие достаточно простое и скучноватое: дизайн компактвэна целиком подчинен функциональности. Боковые стойки прямые, а длинная крыша заканчивается большой вертикальной задней дверью - так достигается максимальный объем салона. Ветровое стекло, наоборот, имеет большой наклон и отнесено далеко вперед - это улучшает обзорность и опять-таки создает чувство простора.
Огромный салон удачно обрамлен в новом фирменном опелевском стиле с острыми гранями. А если сравнивать компактвэн с Zafira прошлого поколения, то силуэты у них, несмотря на удлиненную до 2703 мм колесную базу и подросший во всех направлениях кузов, очень похожи. Некоторое оживление внешнему облику придает опциональная рельефная крыша, в которой предусматриваются дополнительные емкости на потолке.
Салон Opel Zafira не впечатляет, хотя все удобно и функционально. Для большего комфорта хотелось бы иметь свободный проход между сиденьями первого и второго ряда, как это бывает в более крупных мини-вэнах, но это уже изыски.
Центральную консоль украшает серебристая вставка с интегрированной магнитолой и небольшим дисплеем. Обращают на себя внимание и подрулевые переключатели - они не фиксируются в заданных положениях и всегда возвращаются на место. С поворотниками такая схема не вызывает особых проблем, а вот к работе стеклоочистителей надо привыкать, с первого раза не всегда удается найти требуемое положение. Отчасти ситуацию спасает датчик дождя, но это опция.
Наибольший комфорт в салоне создан для пассажиров второго ряда: диван имеет продольную регулировку в очень широком диапазоне. Такая компоновка позволяет варьировать пространство между пассажирами среднего и заднего ряда. Причем жертв ни с чьей стороны не требуется: длина салона позволяет с комфортом разместить всех ездоков, главное только, чтобы пассажиры третьего ряда не были слишком длинноногими - подушка расположена практически на уровне пола. Это неудобно в дальней дороге, но зато позволяет складывать сиденья вровень с полом, получая огромный багажник объемом 645 литров. Широкий средний диван не складывается, его можно только сдвинуть до упора вперед и поднять подушку вертикально. В двухместном варианте Zafira способна перевозить до 1820 литров багажа.
Но это все мелочи. Самое главное скрыто под капотом. Двухлитровый турбомотор заимствован у марки SAAB, которая, так же как и Opel, входит в состав империи General Motors. Аналогичный двигатель мощностью 210 л.с. можно обнаружить на SAAB 9-3 Aero, а здесь - семейный компактвэн.
Несмотря на большую мощность, при неаккуратном трогании с места на Zafira можно и заглохнуть: во всем виновата мягкая, но неинформативная педаль сцепления. Трогаться приходиться либо на ощупь, либо с пробуксовкой колес - вот тогда машина чувствует себя в своей тарелке, благо сорвать передние колеса совсем не трудно. Максимальный крутящий момент двигатель выдает уже при 1800 об./мин. и удерживает его вплоть до самых верхов. Турбозапаздывания нет и в помине. Если не давать стрелке тахометра опускаться ниже отметки 1500 об./мин., то запас тяги гарантирован в любой ситуации. А после 3500 об./мин. водителя ждет еще один подхват, который на низших передачах способен вновь вызвать пробуксовку колес. К счастью, система стабилизации настроена достаточно вольно и позволяет продолжить разгон без осечек.
Рычаг переключения передач расположен близко к водителю и позволяет менять передачи по-спортивному быстро. Единственное, что может помешать активной езде, - слабый вестибулярный аппарат ездоков, в числе которых, исходя из сути машины, вполне могут быть дети. Дело в том, что при переключениях и даже просто при добавлении или сбросе газа Zafira резко клюет носом. Крены в поворотах на удивление не велики, но за такую устойчивость приходится платить жесткой реакцией на мелкие выбоины и, как было упомянуто выше, продольной раскачкой кузова. Боюсь, что лучше настроить управляемость высокого семиместного компактвэна, созданного на относительно узкой платформе хэтчбека Golf-класса Opel Astra, просто невозможно. Ведь одновременно надо удерживать высокий кузов от кренов, обеспечить должный комфорт пассажиров и высокую грузоподъемность.
Несколько спасает ситуацию перевод амортизаторов CDC (Continuous Damping Control) в режим «Sport», для чего на центральной консоли предусмотрена отдельная клавиша. Крены на виражах сокращаются еще сильнее, однако целиком побороть раздражающие клевки кузова не удается. Даже мой весьма тренированный вестибулярный аппарат периодически давал знать о том, что ему такая езда не доставляет большого удовольствия.
Похоже, что для семейного компактвэна 200 л.с. - это явный перебор. К тому же значительные габариты не способствуют активным маневрам в потоке. К обзорности нет никаких претензий, но длинный кузов тяжело контролировать при частых перестроениях. В итоге впечатляющая разгонная динамика теряется в дорожном хаосе, не давая никаких серьезных преимуществ в скорости перемещения в мегаполисе. Получается, что мощная Zafira плохо приспособлена для городской езды, но тогда зачем ей столь пламенное сердце? Уже догадались? Конечно, для дальних вояжей по трассе: здесь мощный и тяговитый мотор реализует себя сполна, пригодятся и все шесть передач, оптимизирующие расход топлива. На качественном асфальте Zafira разгоняется до 200 км/ч без особого напряжения: автобаны ее стихия. Жаль только, хороших дорог у нас в стране немного.
Под стать мощности мотора и тормоза: их вполне хватает для замедления тяжелей машины. Главное - не пугаться клевков кузова, удерживай педаль тормоза, и Zafira остановится даже раньше, чем ожидаешь.
Возвращал я Opel Zafira в автосалон со смешанными чувствами. 200-сильный турбомотор наделяет компактвэн впечатляющей динамикой, но шасси не способно реализовать такой табун под капотом. Если наличие семиместного салона является обязательным условием при выборе машины, а в жилах водителя в кровь подмешан бензин, то Zafira является одной из немногих по-настоящему быстрых и недорогих машин. Альтернативой ей могут стать лишь большие внедорожники вроде Mercedes-Benz GL-класса или Audi Q7, но их стоимость в разы превосходит Opel.
Если количество посадочных мест в салоне не так критично и нужен просто просторный автомобиль, то, вероятно, стоит обратить внимание на универсал Opel Vectra или престижный хэтчбек Signum. При аналогичной цене они обладают менее мощными моторами, но зато более высокий класс гарантирует лучшую отделку салона и более уверенное поведение на дороге, особенно в условиях дальних вояжей, когда высокий кузов Zafira оказывается подвержен влиянию бокового ветра.
Если же нужен в меру мощный и очень вместительный семиместный компактвэн, то Zafira с мотором объемом 1,8 или 2,2 литра станет выгодным приобретением, благо цены на Opel, несмотря на европейское происхождение, остаются долларовыми и доступными.
Базовый Opel Zafira со скромным мотором 1,6 литра (105 л.с.) оценивается в $19 990. Версия с мотором 1.8 литра (125 л.с.) и механической КПП обойдется в $22 450, за роботизированную коробку Easytronic дилеры попросят доплатить всего $450. Zafira 2,2 (147 л.с.) поставляется только с «автоматом» и в топовой комплектации Cosmo, ее цена - $31 000. 200-сильную Zafira, которая побывала у нас на тесте, такой же комплектации Cosmo с шестиступенчатой механической КПП можно приобрести за $31 900. Согласитесь, весьма разумные цены за впечатляющий объем салона и мощный двигатель.
© CarClub.ru
15.01.2007