Топ-модель линейки Skoda – Superb – машина с долгой, в некотором роде проблемной судьбой. Когда-то очень давно самый первый Superb считался крутым лимузином. Однако сегодняшняя его проблема в том, что эти времена помнят лишь некоторые экспонаты исторических музеев. Но говорить они не умеют.
Вторая проблема – в современном родственнике-предшественнике. И о ней неплохо осведомлены уже не только пыльные представители истории, но и мы, например, в журнале «МОТОР». Ведь эта машина была на нашем длительном тесте, и за два месяца мы успели хорошо ее изучить. Сильные стороны автомобиль унаследовал от предыдущего VW Passat, а основная слабая заключалась в нулевом, по сути, имидже. И рекордный запас места для задних пассажиров ее решить был не в состоянии. Почему эти факты я назвал проблемами? Потому что новый Superb хочет показаться машиной статусной. А прошлые (забытые) успехи и «заслуги» предшественника – плохие помощники в этом начинании.
Тут все надо начинать с нуля. Что и сделали в Skoda. Сегмент автомобилей, приближенных к бизнес-классу, даже относительно доступному, – клуб в некотором роде закрытый, и попасть туда сразу непросто. Поэтому первое современное поколение Superb долго «ошивалось» на подходах к «клубу», да так и не попало внутрь. Положительным моментом существования этого автомобиля можно считать воскрешение исторического имени после почти 70-летнего забвения. Теперь оно на слуху, и последователь при соблюдении известных требований вполне может стать успешным.
Superb разрабатывали с особой тщательностью и усердием. Машину вынашивали как дитя, которое будут всей душой любить и на которое возлагают большие надежды. «Супер Би», как называют у нас в народе чешского флагмана, несколько лет будет вести за собой вереницу младших моделей. От того, как он будет выглядеть и вести себя, в немалой степени зависит репутация и имидж всей компании. Тестовая машина обладала лишь одной странностью – механической коробкой передач. Причем, окажись комплектация проще, МКПП была бы тут в самый раз. Причину нелогичности открыл нам Тимур Алиев из российского представительства.
Машина эта – из первых партий, выбирать не приходилось, взяли ту, какая была. «Автомат» (DSG) добавляет к стоимости примерно 50 000 рублей. С его работой все мы давно и хорошо знакомы, поэтому наличию «механики» лично я только порадовался. Это шанс более полно и всесторонне проверить ходовые качества. Первое впечатление от встречи в реальности несравнимо с тем, что произвел когда-то старый Superb. Хороший получился облик – в нем есть сила, достоинство. Машина элегантна, взгляд эффектных передних фар исполнен достоинства и даже смысла. Предводитель как есть! От созерцания Superb получаешь эстетическое удовольствие. Это выверенный, очень европейский дизайн. Не кричит, не пытается пустить пыль в глаза. Баланс формы и содержания.
Если на рулевой ступице заклеить эмблему Skoda и посадить внутрь того, кто никогда не сидел в Superb, тот вряд ли он сможет дать вразумительный ответ на вопрос, какой именно это автомобиль из обширного арсенала концерна VW? К какому классу относится? Здесь нет никакой «сырости», идеальная подгонка деталей и сборка. Как будто машина стоит на конвейере далеко не первый год. Да, материалы отличные. Даже твердые смотрятся солидно. Дороговизны интерьеру добавляет алькантара, отделка деревом и хромом, а также цветной монитор с отличной графикой. Так это Audi или Volkswagen? Нет, дорогие, это Skoda. Когда сидишь за рулем, который оптимистично украшен подковой, сомнений в классовой принадлежности нет – машина сегмента D. За это говорят ширина салона и передней панели. Но когда водитель захлопывает за тобой дверь заднюю, ты словно переносишься даже не в бизнес, а в представительский класс! Куча места, комфорт и отличная звукоизоляция. Даже подставочки для ног лежат на полу…
Но подставочки мне не помогли, а посидев чуть дольше и осмотревшись, я понял, что до представительского класса еще далеко. Кроме воздуховодов да информационного дисплея в торце центрального тоннеля удобств не предусмотрено. Даже температуру отрегулировать нельзя. Так что сзади это однозначно класс D, но, уже традиционно для Skoda, существенно улучшенной планировки. На редкость просторно. А если сместиться еще дальше, к багажнику? Да-да, все знакомы с козырной картой Superb – пятой чудо-дверью, благодаря которой машина может замаскироваться под хэтч или седан. Это еще одно доказательство межклассовой сущности автомобиля. Практичнее или солиднее? Как пожелаете.
Однозначного ответа на вопрос, к какому же сегменту относить Superb – доступному бизнес или же более привычному D, – нет. Он и там, и тут. Поэтому список конкурентов может быть очень широким, но мы бы остановились на следующем трио – Toyota Camry, Nissan Teana, Ford Mondeo. В этой компании Superb выглядит уместно. А как едет по сравнению с конкурентами? Конечно, нет ничего объективнее сравнительного теста, но после уикенда за рулем этой машины для себя я сделал вывод, что в своей «межклассовой» нише она наиболее управляемая. Едет по-немецки. Генотип унификации имени Фердинанда Пиеха расцвел буйным цветом. Superb похож одновременно на Audi, VW и SEAT. И в этом его сильная сторона. Придираться не хочется. Да и не к чему. Разве что к излишней упругости подвески – трое обозначенных конкурентов идут плавнее. Но это не значит, что в Superb седоки испытывают очевидный дискомфорт. Тут еще много от водителя зависит.
А уж сидящий за рулем только радуется. 1,8-сильного мотора хватает, переключения четкие, кренов минимум, а руль с электроусилителем предельно информативен. Когда ставишь машину на траекторию в быстром повороте, та проходит его, не пискнув резиной, – классная настройка! Отзывчивость же такова, что за рулем Superb чувствуешь себя, словно в модели классом ниже. Только вот что это за класс – D или С? Впрочем, для меня вопрос принадлежности Superb – не основной. Волновало в первую очередь, смогла ли Skoda? Ответ получен. Новый Superb –настоящий вожак и флагман, состоявшийся солидный автомобиль. Для водителя и для пассажира. Единственное, что может ему помешать сейчас – несформированное общественное мнение. Но подождите. Мне кажется, вопрос решится в пользу чешской модели. Мнение ведь формируется позитивными фактами, коих у Superb в арсенале предостаточно.
© Журнал «МОТОР»
Ноябрь 2008