Grand, да еще и XL! Двойной и совершенно недвусмысленный намек на солидные габариты внедорожника. Что ж, проверим, так ли величественен этот автомобиль - Suzuki Grand Vitara XL-7, как его обозначил производитель.
XL-7 следует считать потомком компактного внедорожника Suzuki Vitara образца 1989 г. Этот полноприводник по размерам был сопоставим с отечественной "Нивой" и мог похвастаться лонжеронной рамой и подключаемым полным приводом. В 1997 г. Vitara немного подросла, получив новый кузов с пухлыми боковинами и Grand в имени. А еще три года спустя мировой общественности был представлен XL-7 с увеличенной на 320 мм колесной базой и большим задним свесом. Таким образом внедорожник с родовым словом Vitara в названии достиг почти 5 м (4760 мм) в длину и теперь по этому параметру лишь немного не дотягивает до великана Toyota Land Cruiser 100 (4940 мм). При этом цена XL-7 весьма доступна по меркам больших внедорожников - от $33.000.
Grand Vitara XL-7 образца 2000 г. уже успела примелькаться на столичных улицах, и в этом есть заслуга не только официальных дилеров Suzuki, но и компаний, специализирующихся на автомобильном секонд-хэнде и поставляющих трехлетние XL-7 из Северной Америки. Единственное, чего, на мой взгляд, не хватало этой машине - агрессивной и запоминающейся внешности, недаром многие владельцы украшали свои XL-7 массивными кенгурятниками, чтобы хоть как-то оживить их унылые "лица".
И вот, кажется, японцы услышали ропот клиентов или просто посмотрели на календарь и решили, что пришла пора несколько освежить экстерьер модели, а заодно и доработать скучноватый салон. Новый XL-7 красавцем тоже на назовешь, но он безусловно стал узнаваемым, к тому же дизайнеры работали явно с учетом веяний моды. Здоровенные прожекторы-фары, объединенные с поворотниками, получили поликарбонатные колпаки, решетка радиатора озарилась широкой хромированной полосой, и совсем не обязательно прятать всю эту красоту за кенгурятник. Переработан и передний бампер - он делает машину немного длиннее и потому солиднее, но геометрическая проходимость при этом пострадала.
Главная новая деталь салона - панель приборов с оптитронной подсветкой наподобие той, что используется в некоторых моделях Toyota. Садишься в машину - и перед глазами черная дыра, но стоит повернуть ключ зажигания, как вспыхивают красным стрелки, а затем появляются и бело-лунные шкалы приборов. На маленький дисплей выводится надпись "Hello" - ну что ж, поехали...
Grand Vitara XL-7 достался мне в максимальной комплектации с 2,7 л двигателем и "автоматом", кожаным салоном, круиз-контролем и прочими благами автомобильной цивилизации. Предусмотрен и климат-контроль, и дистанционное управление центральным замком, встроенное в ключ.
Я не фанат спортивных "табуреток", но и на раскачивающемся "диване" ездить не люблю. А ведь случается так, что внедорожник умудряется демонстрировать одновременно и расхлябанность, и тряскость. К счастью, XL-7 не из числа таких. Он весьма достойно оберегает покой обитателей салона на дорожных неровностях и при этом практически полностью избавлен от раскачки. Конечно, спортивной управляемостью, которой могут похвастаться некоторые "паркетники", Grand Vitara не обладает - не позволяют рамная конструкция с жесткой балкой заднего моста. Тем не менее в городе, где не избежать частых перестроений, автомобиль чувствует себя достаточно уверенно.
Никаких позитивных откровений от 185-сильного двигателя, да еще и с "автоматом" я, признаться, не ждал, но и тут XL-7 приятно удивил. Мотор уверенно тянет с самых низов, и на 2500-3000 об./мин. можно уверенно уезжать от городского потока. При низком старте мотор выкручивается на каждой передаче до 6000 об./мин., чем даже немного пугает - достаточно тихий на низах, он, перевалив за 4-тысячную отметку, щедро наполняет шумом 7-местный салон. Нет, лучше оставить быстрые разгоны другим машинам.
Тормоза поначалу удивили. К их эффективности претензий нет, но процесс замедления проходил как-то судорожно. И только потом дошло - машина-то с иголочки новая, колодки не притерлись. Километров через сто все будет нормально...
Тема XL-7 - сравнительно неспешное движение по трассе. До 120-130 км/ч в салоне достаточно звукового комфорта. В меру громко поют шины, рокочет двигатель, посвистывает ветерок. Если разогнаться побыстрее, начинает доминировать дуэт мотора, которому приходится изрядно стараться, разгоняя высокую машину, и аэродинамических шумов. Добавил газу - солирует мотор, сбросил - слушай партию ветра. При этом едет Grand Vitara XL-7 вполне уверенно. Отклонение руля от нулевого положения требует известного усилия, поэтому при прямолинейном движении баранку можно придерживать пальцами одной руки. Вторую удобно пристроить на раздвижном боксе-подлокотнике и обшитом кожей с вставками "под дерево" селекторе "автомата".
Единственное, что досаждало на трассе, так это неоптимальное для моего роста расположение руля относительно водительского кресла и педалей. По углу наклона рулевая колонка регулируется, но хотелось еще и вытянуть баранку на себя, а такой регулировки, увы, не предусмотрено. Кроме того, водителям ростом выше 185 см может не хватить диапазона продольной регулировки кресла, да и места над головой, наверное, не останется - его съел люк.
На заднем, вернее, среднем диване оказалось в меру просторно. Центральный тоннель не очень высокий, места для ног достаточно, но без запаса. Сиденья третьего ряда - это сугубо детская забава. Сажать туда взрослых не очень гуманно, они будут вынуждены коленками подпирать подбородок, да и пробираться туда неудобно. К тому же багажник в 7-местном варианте получается совсем маленьким. Поэтому если нет серьезной нужды в задних сиденьях, их лучше сложить - получится 5 мест и большой багажник с ровным полом.
Даже в 7-местном варианте XL-7 порадовал хорошей обзорностью. Подголовники с отверстиями не слишком плотно перекрывают задний вид, а почти вертикальные передние стойки кузова не мешают в поворотах. Как говорится, высоко сижу, далеко гляжу. Овальные боковые зеркала показывают все, что творится по сторонам от машины, причем благодаря большой высоте их можно настроить так, что будет видно и дорогу сзади, и то, что имеет место перед задними колесами - это важно при маневрах на бездорожье.
Между тем, одолев несколько десятков километров, мы добрались до песчаного карьера. Как покажет себя XL-7 здесь?
Пока двигаемся на заднем приводе. Передний мост можно подключать и отключать на скорости до 100 км/ч. Как только выехали на песок, дорожные шины Bridgestone отказались толкать машину вперед - она начала закапываться. Ладно, не будем экспериментировать, тест домкрата и прочих приспособлений для вызволения автомобиля из песка на сегодня не запланирован. Перехожу в режим 4WD, и XL-7 словно подменили. Он уверенно трогается с места и набирает скорость - почти как на асфальте. Впереди небольшой бугор; прыжок - подвеска справляется с ним так же легко, как с "лежачими полицейскими", никаких пробоев и жестких ударов.
Включение полного привода меняет поведение машины на песке - она не так охотно поворачивает, как на заднем приводе, но зато мала вероятность заноса, пугающего неопытных водителей зимой. Его можно спровоцировать, резко продавив педаль газа и повернув до упора руль. В прочих ситуациях XL-7 остается подконтролен водителю; в том случае, когда последний не рассчитал скорость в повороте, автомобиль просто соскальзывает наружу виража передними колесами, демонстрируя недостаточную поворачиваемость. Если хочется порезвиться, можно смело отключать передний мост, и тогда (если хватит сцепных свойств шин) Suzuki задорно метет хвостом, щедро разбрасывая песок в разные стороны - только успевай крутить руль в сторону заноса (от упора до упора - почти четыре оборота). Сама баранка точно такая же, как на легковых моделях Suzuki. Диаметр обода и сечение подобраны хорошо, и, обшитая кожей, она ловко лежит в руках.
Ну и, как водится на внедорожных покатушках, не обошлось без диагонального вывешивания. Тут XL-7 даже в режиме 4WD сдался без боя - как только были выбраны длинные ходы подвесок, и два колеса (по диагонали) "повисли" в рыхлом песке, внедорожник сразу же остановился - межколесных блокировок у него нет. Возможно, мы смогли бы выбраться без посторонней помощи, окажись у машины электронная антипробуксовочная система, но ее нет даже в качестве опции. А задний самоблокирующийся дифференциал за доплату предлагается только на американском рынке. Впрочем, в реальной жизни сталкиваться с диагональным вывешиванием приходится не очень часто, а пока XL-7 уверенно держится за грунт хотя бы тремя колесами, он будет упрямо карабкаться вперед. Главное - преодолевая препятствия, не забывать о длинном заднем свесе, где под полом закреплен бензобак. Пусть он и прикрыт могучим стальным листом.
Из-за больших колесной базы и заднего свеса XL-7 по сравнению с обычной Grand Vitara несколько потерял в геометрической проходимости, но зато в его повадках больше солидности, он плавнее на ходу, да и пара дополнительных сидений вполне может пригодиться.
Suzuki Grand Vitara XL-7 - полноразмерный внедорожник по весьма и весьма привлекательной цене. Естественно, машина не лишена недостатков, но по большей части они обусловлены не столько экономией или просчетами разработчиков, сколько неизбежными конструктивными особенностями настоящего внедорожника.
© Журнал «МОТОР»
Ноябрь 2004